1. Дореволюционное творчество.
Стихотворение «Вам!» поднимает тему войны и мира ,
в нем поэт обличает ложный патриотизм. В стихотворении «Гимн судье» используется гротеск («павлиний хвост», «долина для некурящих»):
…злобно забившись под своды законов, живут унылые судьи…
Судьи мешают и птице, и танцу, и мне, и вам, и Перу.
Поэт использует гротеск и в стихотворении «Гимн ученому»: у героя нет ни одного человеческого качества, это «не человек, а двуногое бессилие» с головой, «откусанной начисто трактатом».
2. Окна РОСТА.
Кто виноват, что снова встретил Врангеля я?
Англия!
Эй, товарищ, что делать, если новый лезет государь?
Ударь!
Если Врангеля и пана добьем,
Мир будет тогда?
Часто поэт использует инверсию (нарушение обычного порядка слов в предложении), что подтверждают приведенные выше примеры.
3. Стихотворение «О дряни» (1921)
В произведении обличается мещанство и пошлость: «Страшнее Врангеля обывательский быт». При описании речи, внешности обывателей поэт использует прием гротеска: «И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу* в Реввоенсовете?!» Описание обывательского быта наполнено иронией и сарказмом: «На «Известиях» лежа, котенок греется». Заканчивается стихотворение призывом: «Скорее головы канарейкам сверните, чтоб коммунизм канарейками не был побит!»
4. Стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922)
В. И. Ленин: «Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики, ручаюсь, что это совершенно правильно». В гротесковой форме поэт описывает бюрократизм, волокиту, подмену живого дела бесконечными заседаниями, хождение просителя по инстанциям. В произведении нет строгого размера стиха, слышны живые интонации разговорной речи. Комизм ситуации нарастает, когда люди раздваиваются, что разоблачает нелепость и неразумность чиновническо-бюрократического порядка. Используя гиперболу, поэт высмеивает «разнообразие заседаний» («Через час велели прийти вам. Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом», «Все до 22-х лет на заседании комсомола», «На заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома»). Стихотворение заканчивается призывом, ставшим пословицей: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!».
Мы всех зовем,
чтоб в лоб,
а не пятясь,
дрянь косила...
В. Маяковский
Одной из наиболее ярких сторон поэтического творчества Маяковского была сатира, блестящим мастером которой он считался по праву. Высокий, волнующий пафос и проникновенный лиризм уживались в нем с сатирической беспощадностью, с щедринским, свифтовским издевательским смехом. Чем выше и чище рисовался поэту сияющий идеал нового человека, тем яростнее обрушивался он на пошлость, бескультурье, жадность и хищничество. “Какого злого, сильного, „кусачего" врага нашло себе в Маяковском наше мещанство, чиновничество, перерожденческое подхалимство! Какие великолепные громы и молнии обрушивал Маяковский на духовную заскорузлость, идеологический склероз, тину и слякоть ленивой мысли, „мыслительное" лежание на печи, оказёнивание быта и нравов, бюрократизм больших и малых чинуш и сутяг!” - писал Н. И. Бухарин в прощальной статье с подзаголовком “Скорбные мысли” накануне похорон великого поэта.
“Грозным смехом” назвал Маяковский свои гневные сатирические стихи, так как ими он помогал выжигать из нашей жизни “разную дрянь и ерунду”. Поэт считал своим долгом “реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи”. В рифме поэт видел не только “ласку и лозунг” для друзей, но и “штык и кнут” для врагов. Острым словом разил он лодырей, бюрократов, расхитителей народной собственности и прочих “мерзавцев”. Объекты сатиры Маяковского так же многообразны, как и сама действительность. Его сатирический кнут доставал врага, под какой бы личиной он ни являлся: интервента или убийцы из-за угла, карьериста-подхалима или советского “помпадура” с партийным билетом. Еще в 1921 году в стихотворении “О дряни” Маяковский смело изобразил высунувшееся “из-за спины РСФСР мурло мещанина”. Неподражаема его “товарищ Надя”:
И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!
Маяковский по-горьковски ненавидел мещанство, высмеивал и разоблачал его повсюду: в крупном и мелком, в быту и искусстве, среди части современной ему молодежи. Таковы его стихотворения “Любовь”, “Даешь изячную жизнь”, “Письмо к любимой Молчанова”, “Пиво и социализм”, “Маруся отравилась” и др.
Темы сатиры Маяковского развиты и в его комедиях “Клоп” и “Баня”. В “Клопе” изображен некий Присыпкин, переделавший “для изящества” свою фамилию в Пьера Скрипкина. “Бывший рабочий, ныне жених”, он женился на девице Эльзевире Ренесанс, маникюрше, “обстригшей бывшие присыпкинские когти”. Для предстоящего “красного бракосочетания” он закупает “красную ветчину”, “красноголовые бутылки и красное прочее”. В результате ряда фантастических событий Присыпкину удается в замороженном виде дожить до грядущего коммунистического общества. Его размораживают, и люди будущего с удивлением рассматривают это “водкой питающееся млекопитающее”. Однако он распространяет вокруг себя болезнетворные бациллы алкоголизма, подхалимства и гитарно-романсовой чувствительности. И Присыпкина как редчайший экземпляр “обывателиуса вульгарис” вместе с его неизменным спутником “клопусом нормалис” помещают в качестве экспоната в зоологический сад.
Вторая комедия Маяковского представляет собой острейшую сатиру на бюрократизм. “„Баня" - моет (просто стирает) бюрократов”,- писал Маяковский. Центральный герой пьесы - главначпупс (главный начальник по управлению согласованием) Победоносиков. Он пытается уехать в изобретенной комсомольцами “машине времени” в будущее, в “коммунистический век”. Он даже заготовил мандаты и командировочные удостоверения и выписывает суточные из “среднего расчета за 100 лет”. Но “машина времени рванулась вперед пятилетиями, удесятеренными шагами, унося рабочих и работающих и выплевывая Победоносикова и ему подобных”.
Исключительно богат и многообразен набор.сатирических средств Маяковского. “Оружия любимейшего род” - так называл поэт свою отважную “кавалерию острот”, чьи героические рейды были поистине неотразимы.
Излюбленный сатирический прием Маяковского - это крайний гиперболизм. Бесконечно гиперболизированное явление становится уже фантастическим. Этими фантастическими и гротескными гиперболами Маяковский пользовался еще в своих ранних “Гимнах”. Так, в “Гимне судье” мы читаем:
Глаза у судьи - пара жестянок мерцает в помойной яме.
Попал павлин оранжево-синий под глаз его строгий,
Как пост,-
И вылинял моментально павлиний великолепный хвост!
Вообще Маяковский неподражаем в искусстве шаржа - сатирического подчеркивания, сгущения обличаемых черт. Великолепным примером в этом отношении является стихотворение “6 монахинь”:
Трезвые,
как раствор борной, вместе,
эскадроном, садятся есть. Пообедав, сообща
скрываются в уборной. Одна зевнула -
зевают шесть... Придешь ночью -
сидят и бормочут. Рассвет в розы -
бормочут стервозы! И днем,
и ночью, и в утра, и в полдни сидят
и бормочут,
дуры господни.
Более убийственную карикатуру на религиозное ханжество трудно себе представить.
Очень важную роль в сатирическом арсенале Маяковского играют литературные пародии. Превосходно использован пародированный пушкинский текст в поэме “Хорошо!”. Нежнейший поэтический дуэт Татьяны с няней разыгрывается воспылавшей страстью к Керенскому старушкой Кусковой (“С чего это девушка сохнет и вянет? Молчит... но чувство, видать, велико”) и “усатым нянем”, “видавшим виды Пэ Эн Милюковым”. Остроумная пародия необычайно усиливает эффект сатирического разоблачения. Такова остро жалящая сатира Маяковского, всегда остроумная и оригинальная.
5 марта 1922 года в “Известиях” было напечатано стихотворение “Прозаседавшиеся”. Спокойной иронией начинает Маяковский историю о начале рабочего дня “прозаседавшихся”: чуть свет спешат они в учреждения, чтобы отдаться во власть “дел бумажных”. Уже в начале второй строфы появляется образ просителя, “со времени она” обивающего пороги учреждения в надежде получить “аудиенцию” у его руководителя - неуловимого “товарища Ивана Ваныча”, который без конца заседает. Издеваясь над мнимо важными делами, решением которых занимаются Иван Ваныч и его подчиненные, Маяковский прибегает к гиперболе. Их заботы - это вопрос об объединении Театрального отдела Наркомпроса с Главным управлением коннозаводства при Наркомземе (ТЕО и ГУКОН), вопрос о “покупке склянки чернил губкооперативом” и т. п. Маяковский доводит гиперболу до гротеска: перед просителем, ворвавшимся на заседание, предстает страшная картина: он видит там сидящие “людей половины” и решает, что произошло ужасное злодеяние. Гротескный, т. е. комически ужасный характер картины, где изображены заседающие “людей половины”, подчеркивается “спокойнейшим” отношением секретаря, считающего подобную ситуацию, от которой у бедного просителя “свихнулся разум”, вполне естественной:
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвоиться.
До пояса здесь,
а остальное
Из повседневного употребления фразеологического оборота “не разорваться же мне надвое”, переданного поэтом в буквальном смысле, становится ясным, как возникла эта комически ужасная картина. “Спокойнейший” голосок секретаря не успокоил поэта-просителя, потому он не может уснуть и встречает рассвет следующего дня мечтой о таком заседании, которое искоренило бы все заседания. И в этой мечте нет ни иронии, ни гиперболы, ни гротеска: как многие сатирические стихотворения Маяковского, “Прозаседавшиеся” заканчивается призывом покончить с тем злом, которое высмеяно в основной части стихотворения. Благодаря Маяковскому слово “прозаседавшиеся” стало нарицательным обозначением бессмысленной заседательской суеты.
Лев Кассиль рассказывает о том, как ненавистно было Маяковскому даже “наималейшее проявление бюрократического чванства”, и приводит слова поэта об одном чинуше: “Раздобыл какую-то бумажку с печатью и уже опьянен ее властью... Особый бюрократический алкоголь. От бумажки пьян. Ему уже бумажкой человека убить хочется”. Эти слова злободневны, так как видишь таких же чинуш и на наших телеэкранах, и на страницах сегодняшних журналов и газет. Именно сатира Маяковского дает нам оружие против таких чинуш сегодняшнего дня.
Сатира Маяковского
Владимир Маяковский является прекрасным сатириком. Он блестяще обобщил и развил традиции Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина в новых исторических условиях. Возникнув в новое время, сатира Маяковского коренным образом отличается от сатиры предшественников его агитационной направленностью и революционным оптимизмом. Как сатирик Маяковский родился задолго до Октябрьской революции. Первые сатирические произведения были написаны в 1912 году. Это стихотворения «Нате» и «Вам», вошедшие в сборник «Пощечина общественному вкусу». Уже в первых своих произведениях всю силу своего гневного смеха поэт обрушил на конкретных носителей зла, на врагов народа, на спекулянтов, на тех, кто наживается на войне.
Наибольшей остроты сатира Маяковского достигает в годы революции. Когда кадеты пытались обмануть народные массы либеральной болтовней, Маяковский создал «Сказку о красной шапочке», в которой говорит:
Жил да был на свете кадет.
В красную шапочку кадет был одет.
Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,
Ни черта в нем красного не было и нету.
С особой силой зазвучала сатира Маяковского в годы гражданской войны. Работая в «Окнах РОСТА», Маяковский пером поэта и кистью художника разоблачал империалистов-захватчиков, раскрывал их агрессивную политику, показывал предательство эсеров, высмеивал трусов и дезертиров, лодырей и симулянтов на фронте борьбы и труда. Это и «Песня рязанского мужика», и «История про бублики и про бабу, не признающую республики», и «Красный ёж», в котором есть такие строки:
Голой рукой нас не возьмешь,
Товарищи, – все под ружья!
Красная Армия – Красный ёж –
Железная сила содружья…
Сатирический талант поэта раскрылся в стихах о загранице. Побывав в Америке и увидев «американский рай» с его «демократией» и «цивилизацией», нечеловеческой эксплуатацией и расовой дискриминацией, Маяковский пишет целый ряд стихотворений об Америке: «Блек энд уайт» «Небоскреб в разрезе», «Порядочный гражданин», «Бруклинский мост» и др. Посмотрев на американский образ жизни, Маяковский приходит к выводу, что технический прогресс в условиях капитализма служит богатым, что Америка страдает политической отсталостью. В стихотворении «Порядочный гражданин» он пишет:
Если глаз твой
Врага не видит,
Пыл твой выпили
Нэп и торг,
Отвык ненавидеть, –
Приезжай
В Нью-Йорк.
Маяковский бросает вызов Америке и американцам, строившим свое благополучие на долларе.
Вот как он пишет об этом в стихотворении «Вызов»:
Обдирая,
Выступает,
Порфирой надев Бродвей,
Капитал –
Его препохабие.
В 20-е годы Маяковский создает целый ряд произведений, направленных против подхалимов, отрицательных явлений жизни во время нэпа, бюрократов.
В 1922 году поэт пишет стихотворение «Прозаседавшиеся». Вся сила гнева стихотворения направлена против бюрократизма, против тех, кто в заседательской суете увидел стиль работы с людьми. Маяковский открыто заявляет о своем отрицательном отношении к бюрократизму:
Мечтою встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
Одно заседание
Относительно искоренения всех заседаний!
Маяковский неустанно призывал к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства. Поэт писал: «Дрянь пока что мало поредела. Дела много – только поспевать.» В апреле 1921 года вместе со стихотворением «Последняя страничка гражданской войны» было написано стихотворение «О дряни». Эти два стихотворения тесно связаны между собой и в то же время противоположны по общему тону. Первая строка стихотворения «О дряни»: «Слава, Слава, Слава героям!!!» перекликается с последней строчкой стихотворения «Последняя страничка гражданской войны»:
Во веки веков, товарищи,
Слава, слава, слава!
Этим Маяковский подчеркивает, что восславив героев, завоевавших для народа «трудиться великое право», необходимо тотчас же призвать советских людей к отпору мещанству, чтобы «коммунизм канарейками не был побит!» Все стихотворение направлено против обывательского образа жизни и обывательской психологии:
Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
Из-за спины РСФСР
Мещанина.
Именно они «свили уютные кабинеты и спаленки», рассуждают, как лучше показаться на балу в Реввоенсовете, с какими эмблемами сшить платье:
И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В последние годы жизни поэт создает не только сатирические стихи, но и сатирические пьесы. В пьесах «Клоп» и «Баня» Маяковский продолжает борьбу с бюрократизмом, угодничеством, политическим невежеством, грубостью и пьянством. О пьесе «Клоп» сам Маяковский писал: «Клоп» – это театральная вариация основной темы, на которую я писал стихи, поэмы, рисовал плакаты и агитки. Это тема борьбы с мещанином.» Таким мещанином выступает в пьесе «бывший рабочий» Присыпкин, взявший себе «красивое» имя – Пьер Скрипкин. Он перерожденец, ничем не напоминающий советского рабочего. В нем берет верх стремление к обывательскому благополучию: «3а что я боролся? Я за хорошую жизнь боролся. Вот она у меня под руками: и жена, и дом, и настоящее обхождение… Кто воевал, имеет право у тихой речки отдохнуть. Во! Может, я весь свой класс своим благоустройством возвышаю. Во!» Во второй части пьесы Маяковский переносит зрителя на «десять пятилеток вперед». Люди коммунистического будущего «оживили» Присыпкина и с чувством гадливости помещают его в клетку зоологического сада, прикрепив к ней надпись «обывателиус вульгарис». В образе Присыпкина, по признанию драматурга, сатирически обобщены факты «обывательской мрази и века, и сегодняшнего дня.»
Другая пьеса Маяковского «Баня» своим идейным содержанием, своим пафосом и образностью связана с характерной для времени первой пятилетки атмосферой трудового энтузиазма, развития самокритики, борьбы за чистоту партийных рядов. «Главный начальник по управлению согласованием (Главначпупс)» Победоносиков и его секретарь Оптимистенко ставят всевозможные преграды рабочим-изобретателям. «Это можно. Увязать и согласовать – это можно. Каждый вопрос можно увязать и согласовать», – повторяют они на разные лады эту бюрократическую фразу, нанося огромный вред живому делу. Но вот из коммунистического будущего является посланница, которая берет с собой всех, кто не жалеет труда для построения коммунизма в советской стране. Победоносиков и Оптимистенко отброшены как ненужный мусор.
Подлинные герои первой пятилетки предстают перед нами в образах Чудакова, Велосипедкина, Ундертон, Ночкина и других. Наиболее яркими положительными героями пьесы являются Чудаков и Велосипедкин – застрельщики борьбы за социализм. Они связаны узами дружбы, общей целью, ставшей их страстью. Им свойствен размах творческой мысли, трезвый взгляд на жизнь, никогда не переходящий в узкий практицизм. Чудаков – человек дерзкой фантазии, имеющий в основе своей мысль о реальном благе человечества. Велосипедкин не из тех, кто хотел бы попасть в коммунизм на всё готовенькое, – он самоотверженный строитель нового общества, и главная черта его характера, пожалуй, ярче всего раскрывается в просьбе к Фосфорической женщине не брать его и его товарищей в светлое будущее прежде, чем будет выполнена пятилетка.
Всем своим творчеством Маяковский был устремлен в будущее. Его боевое оружие – это перо, и своим творчеством поэт пробуждал светлые чувства в человеке, помогал бороться с тем, что мешало жить. Свое поэтическое кредо Маяковский выразил в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:
Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донца,
Светить –
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
И солнца!
Эти строки вошли в сознание миллионов людей, как эпиграф ко всему творчеству Маяковского. Наследие большого писателя живет в поколениях, живет и изменяется, и растет, и осмысливается по-новому, поворачиваясь то одной, то другой стороной. Маяковский отдал народу «звонкую силу поэта», и мы высоко чтим его память. На площади его имени в Москве высится величественный памятник поэту. Маяковский задумчиво стоит на пьедестале и, кажется, он не из бронзы, а живой. И у этого памятника всегда, в любое время года, живые цветы, что является лучшим признанием всенародной любви народа к великому поэту.
Традиции, заложенные русской классической литературой, были подхвачены в XX веке, особенно в первые годы после революции. Первым из советских сатириков следует, очевидно, назвать Маяковского, который называл сатиру «оружия любимейшего род». Еще до революции Маяковский написал несколько сатирических «гимнов» («Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн обеду» и др.), в которых в гротескно-иронической форме мнимой похвалы высмеивал социальные порядки старого общества, его науку, литературную критику, а главное – «сытых», довольных жизнью людей. «Я жирных с детства привык ненавидеть, / Всегда себя за обед продавая», – напишет о себе Маяковский. Эти же самые «сытые», довольные мещане стали основным объектом сатиры и в послеоктябрьский период творчества Маяковского. Вообще-то Маяковский писал сатиры на все те явления, которые противоречили его романтическому идеалу революции – белогвардейцы («Окна РОСТа»), дезертиры («Сказка о дезертире…»), вообще «буржуи» («Сказка о Пете и Симе»), бюрократизм («Прозаседавшиеся»), различного рода социально-нравственные уродства («Трус», «Подлиза» и др.). Но главным и наиболее ненавидимым объектом сатиры Маяковского был все-таки мещанин-обыватель, который умеет прекрасно приспособиться к любой власти, которому в коммунизме важна не идея, а возможность устроить свое личное благополучие. Для Маяковского эта советская обывательщина страшна прежде всего тем, что она расплодилась повсюду, что она – не буржуи или белогвардейцы, которых можно убить или прогнать, а нечто, укорененное в самой советской системе. Об этой силе приспособления к любому режиму Маяковский с горькой иронией скажет: «Раньше жили своими домками – Теперь зажили своим домкомом». Мещанство для Маяковского – это своего рода психологическая контрреволюция, а в естественном, в общем-то, желании людей обрести покой, уют, надежное, стабильное существование Маяковский видел признаки застоя, отступление от революционного духа, идеи, которая требовала забвения личного ради неуклонного продвижения общества в будущее. Поэтому наиболее сильное и глубокое сатирическое стихотворение Маяковского – «О дряни». Именно в нем дан уничтожающий и в то же время страшный образ пошлости, которая может подчинить себе даже коммунистическую идею. Эмблема советского государства – серп и молот – олицетворяющая для Маяковского высокую социальную идею, становится… женской модой: «И мне с эмблемами платье: Без серпа и. молота не покажешься в свете!» Таким же символом пошлости, подчинившей себе все, выступает и котенок, который греется, лёжа на «Известиях». Да и вообще в жилье мещанина все по-правильному, не придерешься, есть даже портрет Маркса в алой рамочке, но надо всем торжествует символ пошлости и мещанства: «оголтелая канареица». Вывод из стихотворения выглядит глубоко эмоционально мотивированным: «Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните, чтобы коммунизм канарейками не был побит!»
Маяковский создавал сатирические образы не только в стихах. Его пьесы, в особенности «Клоп» и «Баня», – это образцы революционных сатирических комедий, где основной объект сатиры все тот же – мещанин, пытающийся приспособиться к коммунизму. Пафос сатиры естественно сочетался у Маяковского с пафосом романтики, стремлением к возвышенному коммунистическому идеалу.
Здесь искали:
- сатира маяковского
- сатира маяковского сочинение
- сочинение на тему Сатира Маяковского
Сочинение
В творчестве В. В. Маяковского сатира занимает исключительно важное место. Говоря о главной функции его поэзии, нельзя забывать, что новое утверждалось в острой и непримиримой борьбе со старым. Поэт боролся с врагами социализма с тех пор, как осознал себя его частью, оружием борьбы избрав именно сатиру. В дореволюционные годы он, в основном, обличает старые порядки и идеологию, в послеоктябрьские — активно защищает новый строй.
Рассуждая о чертах, определяющих сатиру, М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Для того, чтоб сатира была действительно сатирой и достигала своей цели, надобно, во-первых, чтоб она давала почувствовать читателю тот идеал, из которого отправляется творец ее и, во-вторых, чтоб она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено ее жало». Сатира Маяковского полностью удовлетворяет этим требованиям: в ней всегда ощущается тот общественный идеал, за который борется поэт, и четко определено то зло, против которого направлено ее острие.
Наибольшее количество сатирических произведений Маяковский написал после Октябрьской революции. Тематика их разнообразна и обусловлена двумя центральными задачами — изображением социальных противоречий буржуазного мира (этому посвящены стихотворения, написанные под впечатлением поездок поэта за рубеж) и обличением мещанства и бюрократизма.
Первое направление в сатире писателя можно проиллюстрировать стихотворением «Блэк энд Уайт», написанным во время краткого пребывания поэта в столице Кубы — Гаване. Оно посвящено теме расовой дискриминации. Это подчеркнуто уже в заголовке стихотворения, который в переводе с английского означает «Черное и белое». В герое стихотворения — простом рабочем негре Вилли, подметающем гаванские улицы возле американской табачной фирмы «Энри Клей энд Бок, Лимитед», раскрыта печальная судьба миллионов американских негров, обреченных на нищету и бесправие. Поэт четко характеризует принцип, определяющий отношения людей в «рай-стране»: «…у белых доллары, у черных — нет».
Этот принцип объясняет образ главного героя — жертвы капитализма и расизма. Перед нами темный, забитый человек. Но это — не вина, а беда Вилли, результат социальных, экономических, культурных условий, в которых он живет. Этот человек не может себе даже представить бунта против белых угнетателей. Поэтому он никак не реагирует на удар мистера Брега после того, как попытался высказать свое мнение о распределении труда между белыми и черными.
Эти социальные противоречия становятся объектом обличения у Маяковского. В противовес им в финал стихотворения он выводит образ Москвы как центра мирового коммунистического движения, города, где в те годы находился штаб Коммунистического Интернационала. Для поэта Коминтерн в Москве — это то идеальное место, куда могут обращаться все «униженные и оскорбленные» с полной уверенностью, что им помогут. И хотя поэт осознает, что такие, как Вилли, далеки от понимая путей борьбы за свои права, он все же считает нужным подталкивать их к действиям своими наставлениями.
Второе сатирическое направление поэзии Маяковского ярко выражено в стихотворениях «О дряни» и «Прозаседавшиеся». Эти два стихотворения впервые озвучили тему обличения мещанства и бюрократизма. В первом из них поэт рисует двух представителей «модернизированных»: мещанского служащего, «свившего» себе «уютный кабинет» в одном из советских учреждений, и его жену — «товарища Надю». Маяковский показал две наиболее характерные черты нового мещанства. С одной стороны, мечты обывателей не идут дальше личного обогащения, а с другой — мещанин, оставаясь собственником, стремится создать видимость человека современного советского общества. Финал стихотворения исполнен «грозного смеха» поэта, клеймящего обывательщину устами ожившего К. Маркса: «…Скорее головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм канарейками не был побит!».
В стихотворении «Прозаседавшиеся» поэт изобличает заседательскую суетню бюрократов, которые просто разрываются между всякого рода собраниями, а на самом деле ничего полезного не делают. В конце Маяковский призывает собрать еще одно заседание «относительно искоренения всех заседаний».
Разнообразна сатира Маяковского и в жанровом отношении. В дореволюционный период она была представлена так называемыми «гимнами», обличающими существующий строй. После Октября 1917 года поэт разрабатывает новый жанр — стихотворный сатирический фельетон, с присущей ему заостренностью образов и некоторой их индивидуализацией. В этом жанре написано большинство стихотворений 20-х годов. Стихотворения зарубежного цикла представляют собой лиро-эпическое повествование, в основу которого положен какой-либо эпизод из реальной жизни. Сатирическое звучание приобретают и произведения Маяковского-драматурга, такие его пьесы, как, например, «Баня», «Клоп».
Несомненно и то, что сатира Маяковского выделяется и художественным своеобразием. Излюбленным приемом в изображении объектов сарказма и шутки является у поэта гротеск, основанный на предельной гиперболизации образов. В стихотворении «Прозаседавшиеся» гротесковая картина заседания «людей половинок» не только вызывает веселый смех, но и подчеркивает реальность — бесконечность бестолковых заседаний. Гротесковость проявляется и в тридцатиметровом языке подлизы, который «лижет руку» своего начальства (стихотворение «Подлиза»), и в метровом ухе труса (стихотворение «Трус»), улавливающем все замечания властей и т. д.
Таким образом, можно заключить, что сатира Маяковского очень своеобразна в тематическом, художественном и жанровом отношении. Более того, коммунистическая партийность, которой она пронизана, ее откровенная публицистичность и агитационность в сочетании с жизненной достоверностью и значительностью тех проблем, которые в ней поставлены, определяют новаторский характер всего сатирического творчества поэта.