Обязанности начальника поезда в пути следования. Должностная инструкция начальника пассажирского поезда. Кто такой начальник поезда

Подписаться
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:

Профессия железнодорожника СТАБИЛЬНА, как никакая другая. Даже в самый сложный переходный период, когда многие предприятия России перестали работать, железная дорога продолжала перевозить грузы и пассажиров. Жизнь и работа сотрудников РЖД проходит в ограниченном пространстве вагонов по расписанию поезда. Знаменитую аббревиатуру РЖД — Российские Железные Дороги — железнодорожники шутя расшифровывают как Редко Живём Дома. И это действительно так: график работы предполагает частые поездки и жизнь вне дома. Профессия идеально подходит тем, кто не любит сидеть на одном месте, легок на подъем и жаждет новых впечатлений. Профессия подходит тем, кого интересует обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Начальник поезда держит под контролем всё, что происходит в поезде:

  • отвечает за своевременную отправку и прибытие поезда и безопасность пассажиров в пути;
  • руководит работой проводников всех вагонов и технического персонала;
  • разбирает конфликтные ситуации и жалобы пассажиров.

Во время посадки пассажиров в поезд и в пути следования начальник поезда становится руководителем не только провод-ников, но и покровителем сотен пассажиров, комфорт, здоровье и жизнь которых — на его личной ответственности. Он уверен в себе и своей компетентности и всегда знает — в каких случаях вызвать транспортную милицию, в каких — скорую помощь, а где можно уладить конфликт или решить проблему своими силами.

В любом путешествии могут произойти непредвиденные обстоятельства, и задача начальника поезда по возможности предотвратить их. Ситуации бывают разные: от перемены мест пассажиров до необходимости задержки отправления поезда. Бывало и такое: группа ДДТ опаздывала на поезд и пришлось принять меры по задержке состава. Особенно весело, но и хлопотно бывает перевозить артистов. Участники шоу «Народный артист» в поездке пели всю ночь напролет.

Начальник поезда, как и каждый проводник вагона владеет навыками оказания первой медицинской помощи и методикой обслуживания электрооборудования.

Особенности профессии

Обязанности начальника поезда подразделяются на этапы:

1. перед отправкой поезда — должен совершить обход всех вагонов поезда, убедиться в полной комплектности поездной бригады, наличии всех проводников и технического персонала на своих рабочих местах. Проверить санитарно-техническую готовность вагонов поезда, полноту экипировки вагонов топливом, водой, постельными принадлежностями, продуктами и медицинскими препаратами. Контролировать своевременную подачу пассажирского поезда под посадку пассажиров. Осуществлять руководство процессом посадки, разрешение возникших конфликтных ситуаций.

2. после отправления поезда — объявить по радио маршрут следования и время прибытия на конечную станцию, сообщить о правилах поведения в пути, о нахождении вагона-ресторана, об оказании платных и бесплатных услуг и прочих важных сведений. Осуществлять контроль за работой проводников и всего обслуживающего персонала, соблюдением ими графика дежурств и формы одежды, качественного выполнения функциональных обязанностей. Вести постоянный контроль за оснащением вагонов топливом и водой. Принимать меры по оказанию медицинской помощи в случае необходимости: вызов медработников из числа пассажиров или с ближней станции. В конце рейса — сбор денежной выручки от проводников за оказание услуг, взимание штрафов и доплат, составление отчета. Выдавать книги отзывов и предложений по требованию пассажиров.

3. по прибытии на конечную станцию — установить график дежурства проводников на время стоянки, сообщить на ПТО (пункт технического обслуживания) о неисправностях вагонов, обнаруженных в пути, и проконтролировать их устранение. Подать заявку на экипировку вагонов топливом, водой и пр. материалами. Опломбировать мешки с постельным бельём.

4. в экстремальных ситуациях — действовать в соответствии с инструкциями в зависимости от происшествия.

5. по прибытии поезда в пункт формирования — записать в книге ремонта на ПТО обнаруженные в пути неисправности; сдать выручку, полученную от проводников, и отчитаться по форме в бухгалтерии; отчитаться перед начальником резерва о результатах рейса и получив указания на следующий рейс, проинструктировать проводников своей бригады.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Постоянная востребованность профессии
  • Достаточно высокая оплата труда на фирменных поездах и определенных направлениях

Минусы

  • Разъездной характер работы
  • Чрезмерное общение с разными типами людей
  • Высокий уровень ответственности за работу большого коллектива
  • Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику

Место работы

ОАО «РЖД», международные железные дороги, метрополитен, предприятия транспорта, научная и преподавательская работа в университетском комплексе МИИТ.

Важные качества

  • ответственность и организованность
  • способность грамотно и эффективно организовать труд поездной бригады
  • умение работать в команде, коммуникабельность
  • быстрая и точная реакция
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
  • аккуратность в работе в документацией
  • умение анализировать и систематизировать информацию
  • умение находить нестандартные решения в цейтноте
  • крепкое физическое здоровье (начальники поездов, как и проводники, проходят специальную медкомиссию в установленном МПС порядке)
  • Знание английского языка на международных маршрутах

Обучение на начальника поезда

Начальником поезда может стать специалист с высшим или средне-техническим профессиональным образованием и стажем работы проводником 3 лет.

2.1. Проверить состав поездной бригады:

    Получить дорожные ведомости, форменные бланки для ведения учета и передачи сведений о свободных местах;

    провести инструктаж с работниками поездной бригады;

    получить картограмму от начальника вокзала о наличии свободных мест в вагонах поезда

      Произвести приемку вагонов состава в противопожарном, санитарно-техническом и зафиксировать в журнале готовности поезда.

Прим этом он должен проверить:

Правильность формирования состава, наличие в вагонах маршрутных досок и порядковых номеров;

Качество произведенного ремонта и экипировки вагонов;

Обеспеченность вагонов постельными принадлежностями;

Наличие в вагонах памятки пассажирам, расписания, ФИО проводников;

Исправность электрического оборудования вагонов, наличие первичных средств пожаротушения;

Исправность автоматической пожарной сигнализации.

      При подаче поезда к пассажирской платформе для посадки пассажиров начальник поезда обязан проверить, весь ли обслуживающий персонал поезда находится на своих местах, и обеспечить руководство посадкой пассажиров.

3.Обязанности начальника поезда в пути следования

    В конечных пунктах контролировать высадку и посадку пассажиров.

Начальнику поезда разрешается при наличии свободных мест в поезде допустить посадку транзитных пассажиров, не успевших приобрести билет в кассе и предъявить телеграмму о срочном выезде.

    В пути следования начальник поезда обязан:

Осуществлять технический контроль за исправным содержанием вагонов и нормальной работе вагонного оборудования;

Вместе с электромехаником контролировать системы отопления и холодильных установок.

Контроль за наличием у пассажиров проездных документов;

Принимать меры по обеспечению вагонов водой и топливом;

При ревизии поезда контролерами начальник поезда обязан проверить у них наличие документов на право ревизии пассажирских поездов;

    не менее 2-х раз в сутки контролировать правильность учета проводниками населенности вагонов, количества проездных билетов и расход постельного белья;

    Проверять санитарное состояние вагонов;

    По требованию пассажиров выдавать книгу отзывов и предложений;

    Принимать меры к пассажирам, нарушающим общественный порядок;

    При отсутствии электромеханика заносить сведения об отклонениях от нормальной работы и отказах оборудования вагонов.

3.3. Поездное радио включается начальником поезда с 8-23 час. по установленному графику.

3.4. Обязательными должны быть передачи:

О правилах проезда и соблюдении пассажирами правили мер пожарной безопасности;

    О месте расположения вагона, где располагается начальник поезда;

    Информация о составе бригады;

    Объявления о времени прибытия, отправления и продолжительности стоянок;

    Информация об обязанностях проводника проводить влажную уборку в вагоне не менее 2-х раз в сутки, а в туалетах не менее 4-х раз в сутки;

    пути следования пассажирского поезда ответственность за выполнение требований пожарной безопасности возлагается на начальника поезда;

      При обнаружении пожара начальник поезда обязан:

Лично убедиться в полной эвакуации всех пассажиров вагона и организовать тушение загорания всеми имеющимися средствами пожаротушения.

Вызвать пожарное подразделение, одновременно принять меры к расцепке вагона.

      При отцепке вагона совместно с начальником вокзала обязаны принять меры к прицепке другого вагона взамен отцепленного.и обеспечить пересадку пассажиров.с выдачей постельных принадлежностей взамен утративших.

      Об каждом случае отцепки вагона начальник поезда должен дать телеграмму в следующие адреса:

Депо приписки вагона;

    пассажирскую службу своей дороги или в управление дороги;

    начальнику своей дороги;

    главное управление МПС;

      Начальнику поезда запрещается:

На электрофицированных участках дороги подниматься на крышу вагонов для осмотра и ремонта радиоантены;

Осматривать и ремонтировать наружные штепсельные розетки, сигнальные фонари;

Применять нестандартные предохранители;

Входить и выходить на ходу;

Продавать спиртные напитки;

3.10 Начальник поезда несет ответственность за неправильные действия проводников.

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

ОБ ОТПРАВЛЕНИИ ГРУЗОВОГО ПОЕЗДА N 3012 НА ЗАНЯТЫЙ ПЕРЕГОН УЛЬРУЧЬИ - АНГАРИЧ СВОБОДНЕНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

13 мая 2005 г. в 7 часов 59 минут со станции Ульручьи Свободненского отделения Забайкальской железной дороги допущено отправление грузового поезда N 3012 на занятый перегон.
В соответствии с телеграммой начальника Свободненского отделения Тимофеева А.Н. от 13.05.2005 N 121 и приказом поездного диспетчера Плотникова С.Г. от 13.05.2005 N 253 в 6 час 10 мин второй путь перегона Ульручьи-Ангарич по причине производства путевых работ по выправке пути был закрыт для движения всех поездов, кроме хозяйственных. Руководителем путевых работ назначен заместитель начальника Талданской дистанции пути Кузнецов А.И., ответственные за обеспечение безопасности движения поездов не назначались.
В 6 часов 15 минут дежурная по станции Ульручьи Пихтовникова С.В. отправила три соединенных хозяйственных поезда на второй путь перегона и после приема поезда N 5401 с нечетного пути перегона, не согласовав свои действия с поездным диспетчером, приготовила маршрут отправления поезду N 3012 по второму пути перегона Ульручьи - Ангарич. В нарушение требований техническо - распорядительного акта станции (далее-ТРА) дежурная по станции Пихтовникова С.В. сняла красные колпачки с кнопки выходного сигнала 4-2 и в 7 час 59 мин отправила поезд N3012 на занятый перегон.
Дежурная по станции Ангарич Конохова С.А. при получении сообщения от дежурной по станции Ульручьи Пихтовниковой С.В. о времени проследования поезда N 3012 по правильному четному пути сообщила, что ею допущено отправление поезда N 3012 на закрытый путь перегона.
Дежурная по станции Ульручьи Пихтовникова С.В. вызвала по радиосвязи машиниста поезда N 3012 и передала команду на остановку поезда. После остановки поезда на втором участке удаления дежурная по станции Пихтовникова С.В. в нарушение пункта 7.15 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16.10.2000 N ЦД - 790 (далее - ИДП) передала команду машинисту поезда N 3012 на возвращение поезда на станцию без согласования с поездным диспетчером.
При проведении в ОАО "РЖД" 21 мая 2005 г. разбора случая отправления грузового поезда N 3012 на занятый перегон Ульручьи - Ангарич Свободненского отделения Забайкальской железной дороги установлено, что на Забайкальской железной дороге в хозяйстве перевозок неудовлетворительно ведется работа по обеспечению безопасности движения поездов, не принимаются эффективные меры по повышению уровня работы руководителей службы перевозок, поездных диспетчеров и руководителей отделов перевозок. В 2005 году в хозяйстве перевозок Забайкальской железной дороги допущено 3 случая брака, все на Свободненском отделении, из них 2 особого учета.
Начальник станции Ульручьи Абрамова В.А. при создавшейся нестандартной ситуации во время проведения путевых работ на перегоне Ульручьи - Ангарыч не контролировала действия дежурной по станции Пихтовниковой С.В. и не предотвратила отправление поезда N 3012 на занятый перегон, в нарушение требований приказа от 17.11.2000 N28Ц допустила к работе в должности дежурной по станции Пихтовникову С.В. без сдачи экзаменов по ТРА станции Ульручьи, не в полном объеме выполняла нормативы участия в организации обеспечения безопасности движения поездов.
Поездной диспетчер Плотников С.Г. в нарушение пункта 10.12 ИДП перед передачей приказа о закрытии второго пути перегона не сообщил дежурным по станциям Ульручьи и Ангарич порядок пропуска поездов по первому нечетному пути в период предоставления "окна", не контролировал их действия по организации пропуска поездов, не передал указание о выдаче предупреждений об ограничении скорости по первому пути перегона Ульручьи - Ангарич.
Ревизор движения отдела перевозок Акимов Л.А. не уделял должного внимания вопросам организации движения поездов в период производства путевых работ и контролю за устранением на станциях выявленных комиссиями ЦРБ и ЦД недостатков в организации обеспечения безопасности движения поездов.
Заместитель начальника отделения - начальник отдела перевозок Свободненского отделения Забайкальской железной дороги Клопов А.А. ослабил контроль за работой начальников станций и ревизоров движения отдела перевозок по выполнению ими требований по обеспечению безопасности движения поездов.
Заместитель начальника Свободненского отделения Забайкальской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения Лазарев А.Н. не предъявлял должной требовательности к ревизорам движения отдела перевозок, не осуществлял контроль за выполнением ими профилактической работы по предупреждению аварийности в хозяйстве перевозок и укреплению трудовой и технологической дисциплины.
Начальник Свободненского отделения Забайкальской железной дороги Тимофеев А.Н. ослабил контроль за работой своих заместителей и начальников отделов по выполнению ими требований приказа МПС России от 08.01.1994 N 1/Ц и других нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения поездов.
Начальник Единого диспетчерского центра управления перевозками Забайкальской железной дороги Насонов Н.А. неудовлетворительно проводил профилактическую работу по предупреждению аварийности, на низком уровне организовал работу диспетчерского центра и техническое обучение поездных диспетчеров.
Заместитель начальника Забайкальской железной дороги - начальник службы перевозок Албитов С.М. не обеспечил контроль за работой службы перевозок и выполнением начальниками отделов перевозок отделений Забайкальской железной дороги требований по обеспечению безопасности движения поездов.
ОАО "РЖД" принимает к сведению, что приказом начальника Забайкальской железной дороги от 20.05.2005 N 202 за низкий уровень проведения профилактической работы и невыполнение требований нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения поездов ряд работников Забайкальской железной дороги привлечены к дисциплинарной ответственности.
В целях повышения безопасности движения в хозяйстве перевозок железных дорог:
1. Начальникам железных дорог и начальникам отделений железных дорог:
а) ознакомить в 3-дневный срок причастных работников с обстоятельствами отправления поезда N 3012 на занятый перегон Ульручьи - Ангарич Свободненского отделения Забайкальской железной дороги;
б) изучить на технических занятиях с поездными диспетчерами, дежурными по станции и дежурными по парку требования глав 8, 10 ИДП и 16 ПТЭ, обстоятельства и причины отправления поезда N 904 на занятый перегон Тайдут - Могзон Забайкальской железной дороги, отправления грузового поезда N 2821 на занятый перегон Журавка - Митрофановка Юго-Восточной железной дороги и пассажирского поезда N 940 на занятый перегон Митрофановка - Журавка Юго-Восточной железной дороги;
в) выполнять каждые 10 дней проверки организации пропуска пассажирских поездов в период проведения летних путевых работ, обратив особое внимание на выполнение регламента переговоров и технологию действий дежурных по станции и поездных диспетчеров при производстве путевых работ на железнодорожных путях;
г) оборудовать до 25 июля 2005 г. кнопки выходных сигналов на пультах управления постов электрической централизации дежурных по станции механическими защелками.
2. Директору ВНИИЖТ Беседину И.С. (по согласованию) до 30 июля 2005 г. подготовить предложения, исключающие открытие выходного сигнала на закрытый или занятый перегон на пультах электрической централизации.
3. За ослабление требовательности по укреплению трудовой и технологической дисциплины, необеспечение контроля за выполнением ревизорами по безопасности движения профилактической работы по предупреждению аварийности в хозяйстве перевозок и допущенный случай отправления поезда на занятый перегон Ульручьи - Ангарич Свободненского отделения Забайкальской железной дороги объявить выговор заместителю начальника Свободненского отделения Забайкальской железной дороги - главному ревизору по безопасности движения Лазареву А.Н.
4. За необеспечение безопасности движения поездов в хозяйстве перевозок Свободненского отделения Забайкальской железной дороги, отсутствие контроля за выполнением требований нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения поездов заместителями начальника отделения, руководителями отдела перевозок и допущенный случай отправления поезда на занятый перегон Ульручьи - Ангарич Свободненского отделения Забайкальской железной дороги объявить выговор начальнику Свободненского отделения Забайкальской железной дороги Тимофееву А.Н.
5. За недостаточный уровень руководства диспетчерским аппаратом, невыполнение в полном объеме нормативов участия в организации обеспечения безопасности движения поездов и допущенный случай отправления поезда на занятый перегон Ульручьи - Ангарич Свободненского отделения Забайкальской железной дороги объявить выговор начальнику Единого диспетчерского центра управления перевозками Забайкальской железной дороги Насонову Н.А.
6. За ослабление требовательности к руководителям службы перевозок и отделов перевозок Забайкальской железной дороги при проведении профилактической работы, связанной с обеспечением безопасности движения, и допущенный случай отправления поезда на занятый перегон Ульручьи - Ангарич Свободненского отделения Забайкальской железной дороги объявить выговор заместителю начальника Забайкальской железной дороги - начальнику службы перевозок Албитову С.М.
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Департамента управления перевозками ОАО "РЖД" Иванова В.К.

Когда я ехал , пообщался и с начальником поезда, Косиновым Владимиром Николаевичем. Говорили мы с ним дважды и каждый раз более чем по часу, так что я довольно о многом смог его расспросить. Запись шла не под диктофон, я просто во время разговора делал пометки в блокноте и записывал некоторые цифры, а остальное всё записал по памяти, по свежим следам.
Ниже - интервью с ним.

Начальник поезда "Россия" Косинов В.Н. на ст. Хилок Заб.ж.д.


В. – вопрос (periskop)
О. – ответ (нач. поезда)

В. Владимир Николаевич, поскольку я представляю блог, ориентированный на транспорт, то вопросы у меня соответствующие. Конечно, мне интересна технология вашей работы и взаимодействие с пассажирами
О. Сергей Геннадьевич, готов отвечать. Давайте ваши вопросы:)

В. Хорошо. Для начала, как вы строите свой ритм жизни. Какой у вас график работы? Ведь поезд идёт 6 суток только в один конец.
О. Достаточно простой, 13 дней – рейс, столько же – отдых. И так по кругу.

В. Получается, 13 дней отдыха и по 6,5 дней рейс в один конец?
О. Да, так.

В. Значит, во Владивостоке вы отстаиваетесь недолго?
О. Да, полдня. Вечером по-местному приезжаем и около 10 утра следующего дня обратно.

В. Это ж ещё привыкнуть надо, к такому графику. А в бригаде проводников текучка есть?
О. Нет, у нас очень стабильно всё - люди за своё место держатся, текучки практически нет. Многие ездят со мной 15-18 лет подряд, работа на «России» считается очень престижной.

В. А почему так?
О. Коллектив давно сложился, да и поезд хороший по классу. Но конечно, не только это. Есть такая штука, как «паспорт доверия». Так вот, у нашей бригады он есть, «паспорт доверия», и это даёт в работе серьёзные преимущества для проводника.

В. И за что он присваивается?
О. За длительную работу без происшествий и проколов. Если мы зарекомендовали себя в течение 3-4 лет без значимых происшествий с нашей стороны, то вот тогда вручается «паспорт доверия». Причём он единый на всю бригаду, и не обезличенный - в этот паспорт вписаны все проводники бригады и конкретный начальник поезда.

В. А «паспорт доверия» могут отобрать?
О. Конечно, могут. Например, за провоз безбилетников, за реализацию алкоголя, за множественные претензии пассажиров (поток жалоб).

В. Получается, нечто вроде советского «Знака качества»?
О. Да.

В. И чем он хорош? Что даёт вам? Почёт и уважуху, как значок "ударника комтруда"? Или что более серьёзное?
О. Много чего даёт. Конечно, и в сфере оплаты тоже. Проводники с ним получают намного больше. Первый год после присвоения – 60% к окладу, второй год – 80%, и начиная с третьего – 100%, то есть вдвое. Поэтому за эту бригаду все держатся и между нами есть прямая заинтересованность во взаимовыручке, особено в сложных ситуациях.

В. Да, действительно. Это я понимаю, серьёзный стимул. А ещё?
О. И мне проще работать. С этим паспортом ревизоры нас проверяют реже, как минимум вдвое. Немалое дело, а так ведь это тоже много нервов отнимает. Всё это входит в его опции.

В. И много таких бригад, с паспортом?
О. На «России» у нас только две.

В. Да, немного совсем. Давайте теперь про ваших пассажиров поговорим. Иностранцев-то много в "России" ездит?
О. Да, много. Может быть, до четверти.

В. А эти иностранцы вообще едут на весь маршрут, или проезжают только какую-то часть?
О. Некоторые едут на весь, не без этого - но в основном делят его по Байкалу: от Москвы до Байкала и от Байкала до Владивостока. Или на три части, с Екатеринбургом, такое тоже часто. Ещё в Новосибирске останавливаются.

В. А из "наших" пассажиров многие едут от конца до конца?
О. Как правило, в поезде всегда есть 20-25 человек, которые едут на весь маршрут. Больше те, кто по требованиям. Это железнодорожники, военные, пограничники с Приморья. Изредка попадаются и путешественники, но это в основном летом.

В. Скажите, а иностранцы много проблем вам доставляют?
О. Да в общем-то нет... проблем от них мало.

В. Ну какие есть, например?
О. Любят засорять биотуалеты, кидают туда всякие предметы. Потом приходится возиться с этим, грязная и неприятная работа. А так, нормально с ними. Даже интересно: они как дети, едут, многим таким восхищаются, на что наш человек смотрит равнодушно. Например, шишки кедровые на станции продают, а они уже в восторге. Или вокзалами деревянными.

В. А наши пассажиры засоряют?
О. С нашими как раз таких проблем почти нет. Наши - по-другому доставляют: иногда могут выпить и затем выступать.

В. И часто такое бывает?
О. Нет, это сезонно. В основном вахтовики весной и осенью, у тех стабильные номера выступлений; так мы уже наготове и бдительны, когда они садятся. И ещё, когда едут дембеля в плацкарте. Тоже сезонно. Но я бы не сказал, что это часто бывает.

В. А кстати - раньше плацкартного вагона в «России» не было, так ведь?
О. Да, не было. Статус поезда был выше. Плацкарт ввели, кажется, лет 8-9 назад.

В. И как стало?
О. Мне кажется, стало хуже. К плацкарту у меня отношение отрицательное. У поезда была своя уникальная ниша, и теперь мы откатились назад. Зачем? Я считаю, что плацкарт конкретно с "России" лучше убрать. Для этого есть другие поезда - «сотка», например, 43-й хабаровский, читинский и другие.

В. Я вот был недавно на пассажирском форуме (весной), и там много говорили про реформу обязанностей проводников. Она до вас дошла?
О. Пока у нас всё по-прежнему, как были нагрузки 2-3 года назад, так и сейчас остались. Проводники работают посменно, полсуток через полсуток.

В. А что поменялось в последние 2-3 года?
О. Ну, например, много иностранцев стало ездить в плацкарте. Особенно южнокорейцы и японцы, китайцы. Раньше ниже купе не брали, а сейчас вот так. Молодёжь из европейских стран тоже берёт плацкарт. Иногда выкупают целыми отсеками.

В. Владимир Николаевич, неудивительно же - недешевый у вас поезд:) И сколько сейчас вагонов ходит в «России»?
О. До 2014-го было 12 вагонов, сейчас уменьшилось. Летом – от 7 до 10 вагонов, в том числе два плацкарта.

В. А люксы есть?
О. Нет, только СВ.

В. А почему люкс не ставят?
О. Ну, это уже не в моей компетенции.

В. А зимой состав уменьшается?
О. Да, может до 5 вагонов сократиться, в зависимости от спроса.

В. И какая заполняемость состава сейчас?
О. Весной и летом – стабильно 90%, иногда полные идём. Зимой – примерно на три четверти (75%). Но вообще это регулируется числом вагонов, то больше то меньше, поэтому заполняемость в них всегда высокая.

В. А какие проблемы для "России", кроме введения плацкарта, вы бы отметили? С позиции начальника поезда?
О. Неудобное расписание стало, после 14-го года.

В. Это как?
О. Мы Байкал стали проходить ночью по местному времени, причём в оба конца. Это крайне неудобно! И отпугивает многих пассажиров, потому что они ждут Байкал и разочаровываются, когда проходим его ночью. А заранее расписание не все смотрят - а кто смотрит, может и поменять решение на этапе планирования поездки. На мой взгляд, это снижает спрос. Раньше и много лет подряд расписание было удобнее, мы Байкал проходили днём.

В. Надо же, какой тонкий момент! Действительно, про такой нюанс я и не сообразил - ведь и я к вам в Улан-Удэ садился в 4 часа ночи. Скажите, вот такой щекотливый, но актуальный вопрос. А как у вас с душем в поезде?
О. Официально душа нет – но есть в штабном вагоне, где могут помыться работники бригады.

В. А пассажир может, при желании?
О. Пассажир – нет.

В. Но ведь поезд идёт очень долго, почему же это не введут?
О. Конечно, по-хорошему бы надо вводить, но это надо переоснащаться, чтобы душ был штатным и предусмотренным в схеме вагона устройством.

В. Я вот в прошлом году тестировал поезд Москва-Ницца, и там душ был в одном из двух туалетов. Имею в виду не люкс, а именно 1 и 2 класс, аналоги СВ и купе.
О. /разводит руками/ Ну да, новые международные вагоны этим оснащены, но у нас пока такого нет.

В. А хорошо бы!
О. Согласен.

В. А чай, как - разносите в подстаканниках? Не отказываетесь от них в пользу новомодных фарфоровых чашек?
О. Нет, в вагонах у нас чай в подстаканниках, как и положено в русском поезде. Да и удобно это. Устойчиво и реально удобно. Особенно когда дети. Но в вагоне-ресторане есть и чашки.

В. Подстаканники вносят ещё и особый колорит.
О. Конечно! Раньше иностранцы их ещё и активно покупали у нас.

В. Раньше? А сейчас тогда как?
О. А сейчас поменьше берут. Сейчас вообще стали менее охотно покупать дополнительные услуги. Года два примерно.

В. А вот ещё наболевший момент. Сейчас я застал «Россию» в особой тигровой раскраске. Красиво очень смотрится! Но это разовая акция. А в обычном порядке она как покрашена?
О. Да, сейчас вам повезло. В обычном рейсе - корпоративная раскраска.

В. Но почему??? Я не могу это понять. Ведь «Россия» – особый поезд, она всегда резко выделялась на Транссибе. Мне кажется, это довольно плохо, что её лишили собственного лица. Вот смотрите: у нас из Питера ходит «Красная стрела», она осталась в фирменной окраске, за что же обидели «Россию»?
О. Сергей Геннадьевич, не буду скрывать – мы в своём коллективе тоже были удивлены, когда его решили обезличить. Бесспорно, это получилось как понижение образа поезда и косвенно, снижение привлекательности в глазах пассажиров. Но вот так произошло.

В. Я считаю, что фирменный образ «России» надо вернуть!
О. Конечно, я тоже "за". Вы знаете, многие пассажиры, едущие не первый раз с нами, часто вспоминают ту, старую «Россию». 15 лет до этого она была трёхцветной, в цветах российского флага, а до этого была красной с огромными буквами «РОССИЯ» по всему вагону. И таблички у нас были особые, более крупные. Некоторое время были даже расписные картинки на бортах вагона.

В. В общем, не очень понятно, чем руководствовались при обезличивании.
О. Полагаю, так легче маневрировать парком вагонов. Но в имидже поезд проиграл.

В. Я обязательно напишу в блоге, что лишение образа "особого" поезда – это плохо. И вот ещё, может быть, мой вопрос незначительный, но всё же... По поводу маршрутных табличек на вагоне - куда они исчезли? И почему?
О. В 90-е годы их начали серьёзно воровать и вандалить. Снимали и в депо, и иногда даже умудрялись на станциях. Во второй половине нулевых стали ставить трафареты внутри.

В. Но это же видно информацию гораздо хуже?! Раньше можно было даже в движении поезд различить, куда и какой. А сейчас никаких шансов. Да и при посадке надо присматриваться.
О. Может быть. Но одной процедурой обслуживания теперь меньше и поменять маршрут можно быстрее.

В. Спасибо, ясно. А Вы вообще откуда на «Россию» пришли?
О. Вообще я сюда пришёл с северных маршрутов, ездил на Воркуту. После демобилизации (я служил гранатомётчиком в пехоте) попал на северные маршруты. Родом же - с Орловской области.

В. Прям таки коренная Россия у вас в происхождении получается! А какой-нибудь запоминающийся случай из вашей практики можете рассказать?
О. Да чего только не было! Всё-таки я езжу уже больше 30 лет, так что повидал многое. /задумывается/ Ну, наверное, больше всего запомнился случай, когда я, ещё молодым, по станции Печора в общем вагоне принимал роды.

В. Это как?
О. Получилось так: ехала женщина беременная в плацкартном, и за пять минут до прибытия на Печору начались у неё схватки. Пришлось из отсека всех выгонять, вызвали скорую, но всё началось раньше. Буквально минут на пять. И вот прибываем на станцию, а у неё пошёл ребёнок. Уклониться нельзя, пришлось принимать. Стою весь в крови и последе, только нагнулся – ребёнок выскользнул из рук и упал на полотенца постеленные (на полу). Правда, хорошо, что невысоко упал, потому что я нагнулся. А тут как раз и прибыли, прибежали врачи со скорой - и дальше уже они закончили дело. Вот так было. Сильно поволноваться пришлось. Это был 1987 год, зима. Но зато потом по всей Северной дороге у меня было большое уважение от сотрудников милиции. Всегда заходили на этой станции, со мной здоровались. Приятно, когда так.

В. Да уж... Тут поволнуешься...
О. А так много чего можно вспомнить, но сейчас не успеем.

В. Владимир Николаевич, большое спасибо за беседу!
О. И вам хорошей поездки! Если что - обращайтесь:)

UPD. По части расписания - с 11 декабря проход "России" Байкала будет днём , и поезд вернётся к своему многолетнему историческому графику. Но когда я брал интервью (30 сентября с.г.) - мы об этом ещё не знали, и констатировали существующее положение.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nloeda.ru»