Социальный работник какие требования. Квалификационные требования к специалистам по осуществлению социальной деятельности. Профессиональная деятельность социальных работников

Подписаться
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:

Для осуществления социальной деятельности требуются специалисты, имеющие комплекс необходимых знаний, умений и навыков, соответствующих квалификационным требованиям профессии, т.е. обладающие определенной профессиональной компетентностью. Специалист организации, выполняющий функции социального развития, должен иметь подготовку к участию в профессиональной организационно-управленческой, экономической, научно-технической, плановой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности в службе управления персоналом; обладать достаточными навыками для осуществления следующих видов деятельности:

    организаторская;

    управленческая;

    правовая;

    учетно-документационная;

    воспитательно-педагогическая;

    социально-бытовая;

    психологическая и социологическая.

Для успешного осуществления такой деятельности специалист должен знать :

    законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом;

    законодательство о труде;

    основы экономики, предпринимательства и ведений бизнеса; конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;

    порядок ценообразования и налогообложения;

    основы маркетинга;

    современные концепции управления персоналом;

    основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;

    формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;

    порядок разработки трудовых договоров (контрактов);

    методы и организацию менеджмента; основы технологии производства;

    структуру управления;

    основы общей и социальной психологии, социологии психологии труда;

    этику делового общения;

    основы организации делопроизводства;

    методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи;

    правила и нормы охраны труда.

Руководитель, отвечающий за социальное развитие организации, должен обладать необходимым минимумом гуманитарных и этических знаний, умением и навыками выбирать подобающую обстоятельствам манеру поведения с соответствующим дипломатичным и психологическим тактом, ориентироваться на коллегиальность и согласования с заинтересованными сторонами при выборе решения.

От специалистов социальной службы требуются:

    соблюдение социальных норм - установленных обществом, государством, отдельной организацией правил, приемов, образцов поведения, принципов деятельности, соответствующих общепринятым ценностям и нравственным идеалам;

    поддержка минимальных социальных стандартов;

    выполнение трудового законодательства.

Главная задача и функции по управлению социальным развитием

Главная задача , обусловленная миссией управления социальным развитием,- разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих социальное партнерство - взаимно заинтересованное сотрудничество управляющих (в целом администрации организации), собственников, наемных работников, органов государственной и муниципальной власти, гражданских сообществ в решении социальных проблем.

Партнеров представляют предприниматели и их ассоциации, трудовые коллективы и профсоюзные организации. Такое сотрудничество, как свидетельствует опыт многих стран, осуществляется постоянно, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений.

Не менее важно достижение социальной службой взаимодействия и координации своей деятельности с отраслевыми и региональными структурами управления социальной сферой, которые представляют органы государственной власти и местного самоуправления. Они в определенных условиях, особенно при обострении социальной напряженности в стране или регионе, присоединяются к постоянным участникам социального партнерства, чтобы на уровне многостороннего сотрудничества объединить усилия в улаживании разногласий по вопросам заработной платы, доходов, социального минимума, защиты прав и свобод работающих граждан, предупредить посредством взаимопонимания на переговорах возникновение социально-трудовых конфликтов и доведение их до крайней точки - забастовок.

Очевидно, что социальное партнерство как действенный меха­низм регулирования отношений на всех уровнях получит дальнейшее развитие. Оно должно базироваться на принципах добровольности, равноправия и взаимной ответственности сторон, служить важнейшим инструментом поддержания сотрудничества и совершенствования его форм.

Главная задача предопределяет основные функции по осуществлению социальной деятельности:

    социальное прогнозирование и планирование - важнейший инструмент управления социальным развитием.

Социальное прогнозирование и планирование предполагает глубокий и разносторонний анализ состояния социальных условий организации; осмысленную диагностику, выяснение и объяснение взаимосвязей, которые складываются между ее отдельными частями; предвидение того, какой вариант решения назревшей социальной проблемы будет наиболее эффективным. Для этого необходимы надежные источники получения информации, к которым, в частности, можно отнести статистические данные, характеризующие материальную базу и другие составляющие социальной среды организации; данные изучения социально-бытовых и санитарно-гигиенических условий труда и отдыха, соблюдения техники безопасности ведения работ, а также общественного мнения и преобладающих настроений в коллективе; определение с помощью социометрических методов и социограмм более или менее цельной картины сложившихся социальных связей и взаимоотношений работников, их ожиданий и предпочтений в соизмерении с реальными. возможностям и организации.

Только на основе точного знания конкретных обстоятельств и общей ситуации как в самой организации, так и в регионе, отрасли и стране в целом можно оценить положение дел в социальной среде, видеть перспективу изменений в ней, выбирать адекватные методы достижения перемен. Прогноз должен быть подвергнут практическому подтверждению, прежде чем стать ориентиром при выработке целевых программ, плановых, проектных и иных управленческих решений, предлагаемых социальной службой.

Планирование, будучи разновидностью рационально-конструктивной деятельности, означает как постановку целей, так и выбор средств и способов их достижения. Оно дает возможность с большей целесообразностью и эффективностью действовать на социальные процессы в организации;

    организационно-распорядительные и координирующие функции.

Эти функции предусматривают финансовое, кадровое обеспечение выполнения целевых программ и планов социального развития организации, использование соответствующих социальных технологий, а также взаимодействие со смежными управленческими структурами, профсоюзами и другими общественными объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления, причастными к социальной сфере. Необходима подготовка проектов решений, приказов, положений, инструкций, рекомендаций и других документов по социальным вопросам, безусловно соответствующих требованиям и нормативам, общефедеральным и региональным стандартам;

    мотивация.

Функция мотивация основывается на выработке комплексных мер, побуждающих работников самореализоваться в профессиональной деятельности. Осуществление этих мер предполагает вовлечение их в активную работу по выполнению социальных программ и планов, обеспечение высокой результативности солидар­ных усилий работников, поощрение тех, кто проявляет инициативу и создание условий к трудовой активности неинициативных работников. Система трудовой мотивации - это непременная часть комплекса условий, обеспечивающих эффективную деятельность всего персонала и развитие каждой личности в отдельности;

    контроль реализации запланированных мероприятий.

Контроль осуществляется на основе анализа и обобщения сведений о социальной деятельности организации, тех изменениях, которые в ней происходят, соотнесения их с реализацией утвержденного плана и целевых социальных программ. Социальная служба должна располагать системой координат жизнедеятельности предприятия, снабженной показателями; его социального развития, «социальным паспортом». Контроль строится на экспертизе условий труда и быта работников, соответствия их действующему в Российской Федерации законодательству, социальным нормативам и государственным минимальным стандартам. А это, в свою очередь, предполагает обращение к мониторингу (наблюдение, оценка, прогноз) социальных процессов, который позволяет выявлять и предупреждать негативные тенденции, а также к социальному аудиту - специфической форме ревизии условий социальной среды данной организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их отрицательного воздействия;

    «внутренний PR .

«Внутренний PR» - специфическое понятие, сложившееся в последнее время. Оно характеризует деятельность организации по формированию ее благоприятного имиджа в сознании работников (их семей и близких, а также бывших работников). В данном случае «внутренний PR» направлен на создание образа организации, удовлетворяющей социальные нужды персонала.

В целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", предусмотренных приказом Минтруда России от 18 января 2013 года N 21 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения.

Приложение: на 4 листах.

А.В. Вовченко

Рекомендации
для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

Социальный работник

Должностные обязанности. Выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке; информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. Осуществляет социальный патронаж (социальное сопровождение) обслуживаемой категории населения, в том числе: обеспечивает доставку на дом продуктов питания, горячих обедов, медикаментов по рецептам врача, промышленных товаров первой необходимости и других необходимых товаров; помогает поддержанию обслуживаемыми личной гигиены; оказывает помощь в приготовлении пищи; производит оплату коммунальных услуг и других услуг; оказывает содействие в уборке помещений. Сдает вещи в ремонт, химчистку, прачечную. Организует ремонт жилого помещения. Осуществляет обработку приусадебного участка. Организует обеспечение обслуживаемых топливом. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных и правовых услуг, в том числе, по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат. Проводит разъяснительную работу по обеспечению безопасности обслуживаемых клиентов. Осуществляет проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий. Оказывает содействие в проведении медико-социальной экспертизы, оформлении ИПР, в получении технических средств реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий. Оказывает содействие в предоставлении услуг "Социального такси" или другими транспортными службами. Обеспечивает качество предоставляемых социальных услуг. Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов. Оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Вызывает врача на дом. Оказывает содействие в поддержании контактов с родными, близкими. Помогает в написании писем и заявлений, в ознакомлении с печатными изданиями. Обеспечивает в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, органами занятости, полицией и др. Организует оказание ритуальных услуг. Оказывает платные социальные услуги.

Соблюдает правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией, правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности. Обеспечивает конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений об обслуживаемых клиентах.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, на территории которого находится учреждение социального обслуживания, в котором работает социальный работник, и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов социальной защиты населения, основные положения законодательства об охране здоровья граждан, основные положения трудового законодательства, основные положения пенсионного законодательства, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов; порядок установления групп, причин и сроков инвалидности; нормативные правовые акты, регламентирующие организацию социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, современные формы и методы социального обслуживания на дому; нормативные правовые акты, регламентирующие организации ведения домашнего хозяйства, санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основные приемы и методы оказания неотложной доврачебной помощи; основы психологии лиц старшего возраста; основы психологии профессионального общения, правила этики поведения; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и пожарной безопасности; теорию и практику работы на компьютере.

Требования к квалификации:

начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Специалист по социальной работе

Должностные обязанности. Выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории.

Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

Обзор документа

Они предназначены для разработки планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 гг.)".

Квалификационная характеристика социального работника представляет собой документ, в котором должны быть отражены личные и деловые качества того или иного сотрудника. Этот документ нужен в случае аттестации работника, возможного повышения по службе, для определения конкретных обязанностей, или если возникает необходимость вынести решение о дисциплинарном взыскании.



Составляется она руководителем предприятия или конкретным человеком, способным объективно оценить сотрудника. В частности, правильно составить квалификационную характеристику на социального работника поможет знание основных правил, применяемых при составлении таких характеристик. Прежде всего, надо исследовать содержание работы, выявить ее важнейшие характеристики, которые обуславливают основные требования к квалификации социального работника. Такое исследование способно способствовать объективно, проанализировать всю информацию о работе социального работника.


Квалификационная характеристика социального работника пишется на стандартном листе формата А4 и состоит из четырех частей: заголовка, полных анкетных данных работника. Далее указываются его личные и деловые качества с конкретным указанием выполняемой работы. В анкетных данных сообщается полное фамилия, имя, отчество сотрудника, дата рождения, какое учебное заведение и когда окончил, специальность работника.


Основная часть начинается с описания того, с какого времени тот или иной сотрудник трудится на данном предприятии, какие должности занимал и занимает в настоящее время, перечисляются курсы повышения квалификации, если они имели место. Далее, в основной части анализируется деятельность социального работника, непосредственно связанная с выполнением должностных инструкций: его работа по выявлению граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, на территории, которую он обслуживает. Детально описывается, какая помощь и насколько качественно была оказана инвалидам и людям пожилого возраста, с которыми он работает, в частности, обеспечение их товарами первой необходимости, оказание помощи в ведении домашнего хозяйства, содействие в получение медицинского обслуживания и др.


Указываются все имеющиеся у сотрудника награды и поощрения. Подробно описываются качества характера, которые помогают ему (или не помогают) добиться эффективности труда. Указываются личные качества, характеризующие социального работника как члена трудового коллектива.


Полный набор фраз для составления характеристики .


Квалификационную характеристику подписывает, с указанием данных, начальник отдела кадров (или тот человек, который ее составлял). Заверяется характеристика печатью и подписью руководителя организации.

Социальная защита и методы ее реализации основываются на конституционных и правовых законодательных основах, а также на международных пактах о свободах и правах человека. Всемирная декларация прав человека и другие законодательные пакты признают и провозглашают права личности на свободу, безопасную жизнь, достоинство, неприкосновенность, право на трудовую деятельность, отдых, защиту моральных и материальных интересов, а также социальное обеспечение и защиту.

В Российской Федерации охране также подлежит труд и здоровье человека: устанавливается минимальный размер заработной платы, обеспечивается поддержка семьи, материнства на государственном уровне, оказание помощи пенсионерам, инвалидам, ветеранам, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты населения.

Обязанности социальной защиты

Конституция Российской Федерации возлагает на государство выполнение всех условий, которые необходимы для реализации прав человека и обеспечение его социальной защищенности. Действующее законодательство не только провозглашает права людей на осуществление социальной защиты, но и четко выявляет пути ее реализации:

  • все работники предприятий должны иметь обязательное пенсионное страхование;
  • формирование новых государственных фондов, которые являются источниками финансирования социальной защиты граждан;
  • принятие и реализация федеральных законов, которые гарантируют выполнение прав населения.

Основные обязанности социальной защиты заключаются в оказании помощи нуждающимся гражданам с учетом их личных потребностей. В Российской Федерации действуют специальные нормативные акты, которые регламентируют оказание социальной поддержки определенной категории нуждающихся.

Замечание 1

Главное значение в реализации социальной защиты различных категорий граждан имеют социальные программы и проекты, основным достоинством которых является индивидуальное выделение «социальных ресурсов» и их направленность на достижение целей.

Способы совершенствования социальной защиты

На сегодняшний день основной проблемой является повышение эффективности системы социальной защиты людей, которая необходима для минимизации социальных издержек переходного периода, а также создание необходимых условий адаптации к новым социальным условиям для конкретных слоев населения. Несмотря на широкое многообразие методов и форм социальной защиты, необходимость индивидуального подхода остается актуальной. Растет необходимость обоснованного государственного управления, которое направлено на развитие и усовершенствование структуры социальной защиты с внедрением новых информационных технологий.

Все это можно отнести к катализаторам разработки новых нормативных и законодательных правовых актов, в основу которых положена социальная политика государства, а также новые подходы к устранению причин, что препятствуют достижения благосостояния населения и организации современной социальной защиты тем, кто в ней нуждается.

Основным подходом является переход на более совершенный и новый уровень социального обслуживания, который характеризуется интенсивным развитием качества обслуживания в инфраструктуре, а также повышением эффективности и качества социальных услуг. Другим не менее важным подходом является развитие комплексной реабилитации, которая предназначена для восстановления способностей людей с ограниченными способностями, а также адаптация их к разным видам деятельности, создание оптимальных и комфортных условий для обучения инвалидов в общих образовательных учреждениях.

Замечание 2

Основной задачей современной социальной защиты, которая диктуется демографической ситуацией, является помощь детям и ветеранам войны.

Учитывая те процессы, которые происходят в обществе (перераспределение собственности, имущественная дифференциация, развитие частной собственности, существенные отличия в уровне доходов граждан страны) правильно будет искать новые подходы по управлению социальной защиты и условий для реализации гарантированных прав человека.

В связи с этим необходимо откорректировать принципы платных и бесплатных услуг, которые предоставляются нетрудоспособному классу населения. Необходимо внедрение новых эффективных видов и форм социальных услуг и технологий, которые имеют эффективный социальный результат по адаптации и реабилитации граждан, что попали в сложную жизненную ситуацию.

Основные задачи социальной защиты

На сегодняшний день основными задачами социальной политики являются:

  • реализация минимальных социальных гарантий и социальных прав гражданам, которые установлены действующим законодательством, в сфере социального обслуживания, пенсионного обеспечения, а также оказание материальной поддержки семьям с несовершеннолетними детьми;
  • адаптация структуры социальной защиты к экономическим и социальным условиям, которые постоянно меняются, включая развитие учреждений по социальному обеспечению (расширение перечня социальных услуг, что предоставляются населению, поддержка негосударственных организаций по оказанию социальной помощи, а также подготовка квалифицированных социальных работников);
  • совершенствование и развитие организации социальной защиты с помощью формирования социальных технологий, а также дифференцированного подхода к различным слоям населения и типам семей (оказание адресной помощи, которая связана с конкретными и индивидуальными потребностями гражданина);
  • широкое применение активных видов социальной помощи и поддержки (психологическая и социальная реабилитация, помощь в самореализации и самообеспечении личности, а также выявление инструментов, что направлены на эффективное ведение профессиональной деятельности).

Внедрение новых технологий и форм системы социальной защиты населения обеспечены благодаря:

  • региональным концепция формирования системы социально-психологической помощи гражданам на государственном уровне;
  • государственной поддержки детей и семьи;
  • развитию службы реабилитации людей с инвалидностью;
  • развитию и модернизации структуры социального обслуживания граждан;
  • совершенствованию мер социальной помощи граждан.

Каким должно быть образование у специалиста по социальной работе профильным или любым высшим или средним профессиональным если учитывать профстандарт? Пример: работник имеет высшее образование, специальность учитель физики, должен ли он пройти переподготовку?

Ответ

Ответ на вопрос:

В стандарте не указано на то, что образование должно быть профильным. То есть это может быть любое высшее образование. И, следую указанной выше формулировке, в таком случае переподготовка не нужна.

При этом отметим, что требования к образованию в данном стандарте сформулированы не совсем корректно.

Так, согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки ).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности.

Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов , а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов . (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 " ")

То есть ситуация, когда гражданин получает доп. образование по программе профессиональной переподготовке при отсутствии высшего и (или) среднего профессионального образования в принципе невозможна.

В связи с чем, а также во избежание возможных претензий проверяющих органов, повышения профессионального уровня, грамотности самого работника мы все же настоятельно рекомендуем отправить сотрудника на переподготовку в соответствие с профилем деятельности.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от применяемых сегодня структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.

В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
  • тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. , п. 25 Правил, утвержденных ). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в и «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разработка стандартов

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в .

Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:

  • разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденный ;
  • подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах, утвержденный .

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов ( Правил, утвержденных ). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу [email protected] (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

  • о правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
  • по разработке профессионального стандарта, утвержденные ;
  • , утвержденный ;
  • в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные .

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах Правил, утвержденных .

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев ( Правил, утвержденных ).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России ( Правил, утвержденных ). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования ( Правил, утвержденных ).постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в к .

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.

В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в . Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.

После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

Должностная инструкция кадровика - 2020: актуальные требования и функционал
В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.


  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.
  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «nloeda.ru»