Спасатель тоф "алагез" проходит на двух дизелях на время капремонта двух других. Минобороны модернизирует уникальное спасательное судно «Алагез» Спасательное судно алагез проекта 537

Подписаться
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:

России в 2016 году модернизирует уникальное спасательное судно «Алагез», которое в 1990-е годы чуть не отправили в утиль. Спасательное судно «Алагез» проекта 537, шифр «Осьминог», построили еще во времена СССР в украинском городе Николаеве.

Предназначение этого судна — спасение экипажа потерпевших аварию кораблей, поиск затонувших подводных лодок, а также обеспечение глубоководных испытаний и выполнение многих других важных задач.

Закладка корабля состоялась 29 ноября 1979 года, и почти через 10 лет судно вошло в состав Военно-морского флота. С января 1989 года оно служило на Черноморском флоте, а в сентябре 1993 года вошло в состав Тихоокеанского. В 1990-е годы планировалось списать судно на металлолом. Сообщалось, что катастрофа с затонувшей подводной лодкой «Курск» в августе 2000 года стала одной из причин решения в пользу восстановления «Алагеза», который уже начали «разбирать». По данным СМИ, к 2010 году корабль снова мог работать по назначению.

В течение 2016 года, согласно заявке военного ведомства, планируется провести модернизацию и текущий ремонт средств поиска и спасения подводных лодок — спасательного судна «Алагез».

На модернизацию «Алагеза» Минобороны планирует выделить до 23 млн 674 тыс. руб.

Работы будут проводиться в районе Владивостока. Срок сдачи обновленного корабля — до 25 ноября 2016 года. Дата соответствует традиционному сроку окончания ежегодного исполнения гособоронзаказа.

Согласно информации, размещенной на сайте госзакупок, 5 мая заканчивается прием заявок на участие в аукционе на проведение работ. Традиционным исполнителем гособоронзаказа по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей и судов Тихоокеанского флота в Приморском крае является владивостокский Центр судоремонта «Дальзавод», соответственно, конкурс является формальным.

Тем не менее примечательно, что в конкурсной документации подчеркивается, что проводящая ремонтные работы организация не должна быть связана с Турцией (находиться под юрисдикцией республики или контролироваться гражданами Турции).

«Целью выполнения работ является расширение функциональных возможностей поисково-спасательного оборудования спасательного судна «Алагез» путем модернизации оборудования», — уточняется в заявке Минобороны.

В частности, планируется поставить на корабль новые системы подводного освещения, освещения водолазного колокола и барокамер, дооборудовать системы проводной телефонной связи введением коррекции «гелиевой» речи (высокого тембра голоса аквалангистов, дышащих гелиево-кислородной смесью). Судно также оснастят новыми системами медицинского контроля и

системами видеонаблюдения и видеорегистрации — всего 11 цветных видеокамер различного назначения, три видеорегистратора и три видеомонитора.

Средства подводного освещения должны обеспечивать видимость подводных объектов на расстоянии не менее 3 м при прозрачности воды по белому диску не менее 10 м.

В начале 2016 года сообщалось, что спасательное судно «Алагез» находится на пирсе , где на его борт погрузили новейший глубоководный батискаф «Бестер-1», который будет выполнять задачи до прибытия на Тихоокеанский флот новейшего спасательного судна « ». По плану «Игорь Белоусов» начнет межфлотский переход на ТОФ в конце мая — начале июня. Аппарат «Бестер-1» способен погружаться на глубину до 700 м. В числе его особенностей — новейшие системы управления аппаратом, точность его позиционирования и навигации на глубине, новая система наведения, посадки и крепления к аварийной подводной лодке, а также новая камера стыковки к аварийному выходу из подводной лодки, через которую можно будет эвакуировать людей при крене до 45°.

Поисково-спасательный корабль «Алагез» проекта 537, шифр «Осьминог», был построен на «ССЗ им.61 коммунара» в городе Николаеве (Украина) по заказу ВМФ СССР. Всего по данному проекту было построено два судна. Головным являлся поисково-спасательный корабль «Эльбрус», который был введен в эксплуатацию 28 декабря 1980 года и списан в 1997 году.

Спасательное судно «Алагез» было заложено 29 ноября 1979 года под строительным номером 1912. Спущено на воду 28 июля 1984 года. Введено в строй 28 января 1989 года. Первоначально судно вошло в состав Черноморского флота, а с 20 сентября 1993 года вошло в состав Тихоокеанского флота и является флагманом тихоокеанского спасательного флота.

Эскизный проект спасательного судна проекта 537 «Осьминог» был разработан Западным проектно-конструкторским бюро, под руководством выдающегося кораблестроителя Михаила Константиновича Горшкова. Но в процессе согласования с ведомствами различных инстанций в него было внесено много дополнений и изменений.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 12390 тонн, полное 14300 тонн. Длина 173,8 метра, ширина 25,1 метра, осадка 7,5 метра. Скорость полного хода 20,4 узла. Дальность плавания 15000 миль на 10 узлах. Автономность 60 суток. Экипаж 315 человек, в том числе 62 офицера и 80 мичманов.

Силовая установка: 2х12650 л.с., электродвигателя ПГ-158, 2 носовых подруливающих устройства, 2 кормовые выдвижные ВРК, 4 ДГ по 5500 кВт, 4 ДГ по 800 кВт, 2 ДГ по 100 кВт, 1 ДГ 25 кВт.

Специальное снаряжение: 2 СПС пр.1837 или АГА пр.1855, 1 АРС пр.1839, 1 АГА пр.1832.

Вооружение: 4х6 30 мм АК-630 – 2 СУ МР-123 «Вымпел-А».

РТВ: РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка», 3 НРЛС «Дон», ГАС «Гамма», МГА-6 «Кашалот».

Спец. снаряжение: 2 водолазных комплекса – 200 м, 1 морской телевизионный комплекс МТК-200 – 200 м, 5 лафетных стволов по 500 м3/ч, водоотливные средства 4000 м3/ч.

На судне размещено несколько быстроходных катеров, а также ангар и площадка для приёма поисково-спасательного вертолета Ка-27.

На судне предусмотрено одновременное размещение необитаемого дистанционно управляемого и четырех обитаемых подводных аппаратов. Главное спускоподъёмное устройство обеспечивает спуск и подъём подводных аппаратов при волнении до 5 баллов. Суда имеют подруливающие устройства, позволяющие устойчиво удерживаться в заданном месте, и глубоководное якорное устройство.

Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 метров. В его составе имеется гидро-барокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Судно оснащено современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам, имеет вертолетную площадку и ангар для базирования вертолётов.

После прибытия на Тихоокеанский флот судно привлекалось ко всем проводящимся на Дальнем Востоке поисково-спасательным операциям.

В 2005 году судно привлекалось к операции по спасению батискафа «АС-28», затонувшего у Камчатки. На судне вскоре после этого установили глубоководные аппараты «Tiger» («Тайгер») британского производства.

В 2014 году судно приняло участие в межвидовом крупномасштабном учении по спасению космического спускаемого аппарата, аварийно приводнившегося в зоне ответственности спасательных сил ТОФ в Тихом океане.

По сообщению от 16 января 2015 года поисково-спасательный корабль снова после завершения текущего ремонта на базе центра судостроения «Дальзавод».

По сообщению от 02 февраля 2016 года в ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод», который работает в структуре Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), по перегрузке современного глубоководного батискафа на борт спасательного судна, которое находится у пирса предприятия, где проходит его плановый ремонт и сервисное обслуживание.

Зачем водолазам «дворники»? Сколько весят их галоши? Чем отличается батискаф от подводной лодки? И как проводят досуг подводники в барокамерах? Обо всем этом читайте в очередном материале проекта «Посторонним В».

Еще десять лет назад поисково-спасательное судно «Алагез» стояло в порту Владивостока. Уникальный корабль «в самом расцвете сил» готовили к списанию: в 90-е годы российский флот переживал не лучшие времена. Так и разобрали бы «Алагез» на металлолом, если бы не случился август 2000 года.Трагедия произошла в Баренцевом море. 12 августа затонула подводная лодка «Курск». На Северный флот хотели отправить «Алагез», но это было невозможно: почти всю материально-техническую часть корабля к тому моменту уже сдали. Нельзя сказать, что катастрофа подводной лодки «Курск» стала основной причиной, но, так или иначе, с 2002 года «Алагез» начали восстанавливать, а к 2010 году спасательный корабль был полностью готов выполнять своё предназначение. В день 26-й годовщины поднятия военно-морского флага на борту «Алагеза» побывала съемочная группа проекта «Посторонним В».

Справка

Поисково-спасательный корабль «Алагез» проекта 537, шифр «Осьминог».

  • - водоизмещение - 14 тысяч тонн;
  • - длина - 178 метров;
  • - ширина - 27 метров;
  • - осадка - 7,5 метров;
  • - скорость - до 24 узлов;
  • - предназначен для базирования одного вертолета Ка-27 ПС;
  • - автономное плавание - до 60 суток;
  • - экипаж корабля - более 200 человек;
  • - первый командир корабля - капитан 2 ранга Игорь Гулевич;
  • - сейчас командир спасательного судна «Алагез» - капитан 2 ранга Валерий Лепетухин.

Судно заложено в декабре 1979 года на «Судостроительном заводе имени 61 коммунара» в городе Николаеве (Украина) по заказу ВМФ СССР. Корабль спустили на воду 28 апреля июля 1984 года, вступил в строй 30 декабря 1988 года. Флаг поисково-спасательной службы ВМФ на его борту подняли 15 января 1989 года. С 1993 года «Алагез» - флагман тихоокеанского спасательного флота .

«Алагез» предназначен для спасения личного состава кораблей, потерпевших аварию, поиска затонувших подводных лодок и спасения их экипажей, обеспечения глубоководных испытаний и выполнения многих других важных задач.

«Аналогов «Алагеза» в военно-морском флоте России и других вооруженных сил нет, - рассказал временно исполняющий обязанности командира спасательного судна «Алагез», капитан третьего ранга Дмитрий Кошевой . - Мы были задуманы для длительного пребывания в море и для обеспечения безопасности наших подводных сил во всех точках мирового океана. Судно предназначено для тушения горящего топлива на акватории, а также близи береговых сооружений, поиска приводнившихся космических аппаратов, спасения их экипажей, а также для буксировки судов. «Алагез» уникален и тем, что может становиться на глубоководный якорь, и, при этом вести спасательные работы на аварийном объекте».

Наша экскурсия по «Алагезу» началась с эллинга. Это огромное помещение предназначено для хранения и обслуживания обитаемых подводных аппаратов. Здесь одновременно могут находиться четыре таких.

Этот аппарат, похожий на мини-подводную лодку, называется глубоководным обитаемым подводным автономным снарядом АС-27. Его вес - около 75 тонн. Ширина - 3, длина - 13 метров. Аппарат может опускаться на глубину до 1000 метров. Его «руки»-манипуляторы способны поднимать предметы весом до 500 килограммов.


- Дмитрий Сергеевич, чем этот аппарат отличается от подводой лодки или батискафа?

Дмитрий Кошевой: - Батискаф проходит один цикл: он подготавливается к погружению, погружается, работает на глубине, всплывает, после чего требуется снова готовить его к погружению. А у этого аппарата - по-другому: подготовился к работе, погрузился, поработал, всплыл, погрузился, еще поработал, всплыл и так пока не выработается заряд батареи. Обычно её хватает на 10 часов и более. После чего аппарат надо поднять на борт и снова зарядить батарею. А подводная лодка - самостоятельный автономный объект, который уходит в плаванье не на часы, а на сутки и более.

- Круглые «окошки» сбоку - для чего?

Это прожектора. Для освещения.

«Это единственная на Камчатке действующая железная дорога», - шутит Дмитрий Сергеевич.

Нам демонстрируют, как снаряд готовят к погружению. Из эллинга на палубу эта махина выезжает по рельсам, причем местами стопорится. «Это необходимость, так как, когда корабль находится в море, аппарат должен выкатываться постепенно, иначе мы его просто не удержим», - поясняет капитан третьего ранга.

«Именно этот аппарат не предназначен для спасения экипажа подводных лодок, которые терпят бедствие, он - для выполнения подводных технических работ, - рассказывает начальник поисково-спасательной службы «Алагеза» Дмитрий Гордеев . - Подобный спасательный аппарат АС-28 и АС-30 может принять на борт одновременно 25 подводников с корабля, который терпит бедствие».

В этом случае аппарат подходит к подводной лодке, становится к комингс-площадке (специальное устройство для стыковки с аварийным подводным объектом) и, как говорят военные, «прилипает». Процедура похожа на стыковку космических аппаратов, только из образованной «буферной» зоны откачивается вода, когда камера становится герметичной, открывают люк и подводники могут подняться на борт спасательного аппарата.

- Сколько времени занимает процедура спуска на воду этого аппарата?

Дмитрий Гордеев: - По нормативу мы укладываемся в 50 минут.

- Сколько человек в его экипаже?

- Как вы между собой называете эту штуковину?

Так и называем «спасательный аппарат» или АС-27.

- Этот аппарат - для проведения технических работ, а где такие спасательные аппараты?

Они в настоящий момент на спасательном судне «Георгий Козьмин», которое находится на дежурстве.

С погодой нам не очень повезло: из-за выпавшего снега аппарат не стали выкатывать на палубу дальше ворот эллинга.

Выходим из эллинга на палубу «Алагеза».

- Как правильно произносится название корабля: «Алагез» или «Алагёз»?

Дмитрий Кошевой: - «Алагёз» - это тюркское название горы Арагац в Армении. У нее множество разных названий. Вот в русском языке это слово произносится «АлагЕз».

За этой аппарелью скрывается один из «помощников» водолазов.

«А это наш Тигрёнок!», - представляет нам своего «подопечного» старший инженер ТПА ПСС (телеуправляемых подводных аппаратов поисково-спасательной службы) Николай Селецкий .

«Тайгер» (Tiger) - телеуправляемый необитаемый подводный аппарат. Он предназначен для поиска и наблюдения за подводными объектами, а также для совместной работы с водолазами и глубоководными аппаратами на глубине до 1000 метров. Вес - 140 килограммов. Манипулятор (механическая рука) может поднять до 20 килограммов.

«Дальность обнаружения гидролокатора кругового обзора - до 100 метров. Одна видеокамера - цветная, вторая - черно-белая», - рассказывает Николай.

- В реальных условиях часто приходится применять «Тайгер»?

Дмитрий Гордеев: - Частенько. «Тайгер» - помощник водолазов. Он может перерезать трос своим манипулятором, подать какой-то инструмент. К примеру, чтобы подняться на поверхность, водолаз должен потратить какое-то время, а «Тайгер» всплывает буквально за 3-5 минут, берет в «лапу» себе необходимый инструмент, опускается вниз и отдает водолазу. Также с помощью этого аппарата руководитель водолазных работ всегда наблюдает за водолазами с корабля. Это своего рода страховка. А еще, так как у «Тайгера» есть локатор, он может «проводить» водолаза к нужному месту.

- Что-то необычное находил этот аппарат?

- «Тайгер» - аварийные (так называемые, «черные») ящики самолета, который потерпел крушение…

- А что-то из того, что не искали, но нашли?

Клады мы, к сожалению, не находили. (Смеется ). А из необычного… находили остов какого-то деревянного судна в Татарском проливе. Очень старый корабль. После шторма находили брошенные автомобили на глубине 50 метров.

По соседству с «Тайгером» размещается еще один глубоководный телеуправляемый аппарат. Его название - «Пантера Плюс». На «Алагезе» аппарат пока «в командировке», - шутят моряки. Осенью 2015 года, по плану, этот аппарат получит на борту спасательного корабля постоянную «прописку».

- Чем «Пантера» отличается от «Тайгера»?

Николай Селецкий: - «Тайгер» - обследовательский аппарат, «Пантера» - рабочий. К примеру, сначала обстановку на глубине разведывает «Тайгер», потом уже спускается «Пантера» и выполняет свои задачи. Она и по весу больше, и функциональней. У «Тайгера» - один манипулятор, у «Пантеры» - две «клешни». Одна непосредственно рабочая, вторая - трубохват. «Пантера» может перерезать тросы, специальную болгарку на нее можно ставить…

- Сколько весит «Пантера»?

Около 500 килограммов (без утяжеления). Вообще это мобильный комплекс: он состоит из двух контейнеров, которые можно погрузить на грузовой автомобиль. В одном контейнере - пункт управления, во втором - дизель-генератор. То есть аппарат может работать автономно.

- Почему названия такие нетипичные для корабля - кошачьи?

Это к производителям вопрос. (Смеется ).

- Будет ли поступление новых моделей?

Ждем. Но они будут не совсем такие: в 10 раз меньше, модернизированные. Старые комплексы был похожи на луноход. Они себя изжили.

А вот и пост управления глубоководным телеуправляемым аппаратом «Тайгер». Для «Пантеры» есть свой пост управления.

«На этих экранах картинка с глубоководного аппарата. Идет имитация стыковки с подводной лодкой, на которую «садится» спасательный аппарат. Глубина - 64 метра. Задача выполнена: стенд-макет обнаружен», - говорит Николай.

- Зачем нужна черно-белая камера?

Дмитрий Гордеев: - Когда аппарат работает под водой, бывает много ила или планктона, из-за чего на цветные камеры идет «отсветка»: изображение сливается. А черно-белая камера - высококонтрастная, на ней можно разглядеть изображение в таких условиях.

Продолжаем прогулку по палубе.

Эта быстроходная лодка БЛ 680 рассчитана на 12 человек. «На другом борте - подобная лодка вместимостью 17 человек, - продолжает экскурсию Дмитрий Гордеев. - А здесь спасательный катер. Он может взять на борт 25 человек. Все они нужны для того, чтобы быстро подойти к аварийному объекту. Скорость у них 25-32 узлов».

Водолазный «колокол» - своеобразный лифт, с помощью которого глубоководники достигают дна всего за несколько минут. Водолазы могут работать на глубине более 200 метров.

А вот наконец-то и сами водолазы! Они готовы продемонстрировать нам два вида костюмов для погружения.

Водолазу Артёму Сальникову всего 20 лет. Он из Москвы, на «Алагезе» проходит срочную воинскую службу.

- Вы с детства хотели быть водолазом?

Артём: - Случайно получилось. (Застенчиво улыбается ). Попал сначала в Севастополь, там предложили пройти обучение в школе водолазов…

- Когда впервые погрузились на большую глубину страшно было?

Нет, страшно не было. Изначально всё это было интересно. Я и до этого увлекался нырянием с ластами и трубкой.

- Во всех костюмах умеете работать?

Да, во всех.

- Давно на Камчатку прибыли?

Чуть больше месяца назад. Сначала мы месяц находились в учебной части во Владивостоке, потом сюда привезли.

- На Камчатке уже совершали погружения?

Нет еще.

- В «боевой» обстановке были уже?

Только учебные спуски совершали.

- Как вам на Камчатке?

Интересно. Красиво…

Первым костюм с официальным называнием СВУ-5.1 (снаряжение водолазное универсальное) примерит Игорь Ермолаев . Он тоже срочник из Москвы. Снаряжение предназначено для спуска на глубину до 60 метров. Вес костюма - 34 килограмма.

«Этот водолазный костюм стали использовать буквально пять лет назад, и он положительно себя зарекомендовал на флоте, - рассказал командир группы водолазов-глубоководников Александр Полянин . - Это аналог импортного водолазного костюма Superlite».

Снаряжение водолаза внешне похоже на костюм космонавта. К нему подведены несколько проводов: через синюю трубку подается воздух, оранжевый кабель - для видеосвязи с водолазом, красный - для голосовой связи, желтый - глубиномер.

Снаряжение может работать по открытой схеме дыхания (воздух подается водолазу с поверхности) и в аварийном режиме (от резервного дыхательного аппарата или вентилируемым способом).

На глубину до 60 метров водолазов спускают в так называемой водолазной беседке, на бóльшие глубины их «доставят» с помощью водолазного колокола.

Александр Сергеевич дает команду водолазу: «Надеть водолазный костюм!».

Артёму предстоит облачиться в легендарный трёхболтовый водолазный костюм, проще говоря, «трёхболтовку». Это снаряжение - классика. На флоте его используют с 19 века. С его помощью можно работать на глубине до 60 метров. «Оно самое надежное! Очень хорошо себя зарекомендовало, - восклицает Александр Полянин. - Мы немного модернизировали комплекс: установили камеры, светильники».

Самостоятельно надеть «трёхболтовку» у водолаза вряд ли получится: снаряжение весит 86 килограммов. Медный водолазный шлем крепится к манишке тремя болтами (отсюда название). Толщина стёкол иллюминаторов - 12 миллиметров.

Кстати, шлем от трёхболтового костюма весит - 16 килограммов, шлем СВУ-5.1 - 11 килограммов. Чтобы подолгу находиться в таком костюме, нужно обладать отменным здоровьем. Сами глубоководники говорят, что раньше по показателям здоровья водолазы уступали лишь космонавтам. Да и сейчас средний вес водолаза-срочника - 70-80 килограммов. «А еще шея нужна потолще и запястья, - шутят водолазы, - Иначе гидрокостюмы могут протекать». Женщин-водолазов на борту «Алагеза» нет, сами понимаете, что не женское это дело…

«На большой глубине водолазы дышат смесью азота, гелия и кислорода», - рассказывает Александр Сергеевич.

- Почему у водолазных перчаток всего три пальца?

Александр Полянин: - Они так и называются: «трехпалые». Это удобно для работы. К примеру, ту же сварку выполнять…

- А зачем водолазу нож?

Если запутался или что-то нужно перерезать. Можно сказать, рабочий инструмент.

- Где водолазы проходят обучение?

Матросы по призыву проходят обучение в Севастополе. Подготовка длится полгода.

- И сразу на глубину 200 метров?

Нет. Подготовка начинается с аварийных задач на глубине 26 метров. Выполнили задачу, пошли на 60 метров, потом на 90 метров, далее 120, 160 и уже 200 метров. Поэтапно. А вообще спуски мы проводим регулярно.

На ногах глубоководников - водолазные галоши (или боты). Вес каждого из этих «ботинок» - 8,5 килограммов (в комплекте - 17 килограммов). Стандартные водолазные галоши весят 21 килограмм, утяжеленные - 23 килограмма. Последние используются при работе на глубине более 45 метров. Такая тяжелая обувь нужна водолазам, чтобы увеличить собственный вес для нейтрализации положительной плавучести (подъемной силы). Это придает водолазу необходимую устойчивость под водой.

С этой же целью используются водолазные грузы. Их вес - 16 килограммов.

Вот в этом снаряжении (СВГ-200В - снаряжение водолазное глубоководное) спускаются на глубины до 200 метров военнослужащие, которые служат по контракту.

Снаряжение состоит из: гидрокомбинезона; комплекта изолирующего дыхательного аппарата, который одевают на спину; телефонно-микрофонной гарнитуры; водолазного шланга; костюма водяного обогрева. Также в комплект входят грузы, ласты, боты, нож, световой прибор и каска. Общий вес костюма - 70 килограммов.

К погружению в этом костюме готовится военнослужащий по контракту Алексей Молянов .

- Сколько лет вы служите?

Алексей: - На данном корабле с 2005 года. За время службы провел под водой больше 1000 часов.

- На какую максимальную глубину погружались?

На 160 метров.

Вот так происходит спуск в гидротанке. Это - водолазная башня, а, по сути, барокамера, наполненная водой. Гидротанк используется для тренировочных спусков, чтобы водолазы «разнырялись» (то есть сначала сделали несколько погружений на мéньшей глубине) перед погружением на большие глубины.

Схематично гидротанк выглядит примерно так.

(Фото: vpk.name )

Нас очень повеселили «дворники» с внутренней стороны водолазного шлема. Они вполне справляются со своей задачей - убирают с очков конденсат - и смотрятся очаровательно. :)

В барокамерах глубоководники проходят декомпрессию. Кессонная болезнь (декомпрессионная или, по-другому, болезнь водолазов) возникает из-за быстрого понижения давления вдыхаемой газовой смеси. В результате этого газы, растворенные в крови и тканях организма (азот, гелий, водород - в зависимости от дыхательной смеси), выделяются в виде пузырьков в кровь водолаза и разрушают стенки клеток и кровеносных сосудов, блокируют кровоток. При тяжёлой форме декомпрессионная болезнь может привести к параличу или смерти. Чтобы избежать процесса вывода азота из крови, после подъема на поверхность водолаза помещают в декомпрессионные барокамеры. В них давление постепенно снижается до атмосферного, это позволяет опасному количеству азота покинуть кровь и ткани.

Барокамер на корабле - 15 штук. По размеру они разные: могут вместить от 5 до 15 человек одновременно. С помощью переходных шлюзов все они соединяются между собой. Максимум здесь могут разместиться 120 человек.

Внутри барокамеры рóслому человеку с непривычки тесновато. Даже мне с ростом 157 сантиметров приходилось быть внимательней, чтобы не удариться обо что-нибудь головой.

В барокамерах водолазы и подводники проводят немало времени, иногда даже живут по несколько месяцев. К примеру, после двадцати минут работы на глубине 26 метров время декомпрессии занимает 13 минут, после двадцати минут работы на глубине 200 метров - 35 часов 23 минуты.

Кстати, гальюн (туалет) отделяется от жилой зоны только занавеской.

- Чем в барокамере занимаются такое длительное время водолазы?

Александр Полянин: - Книжки читают. Под таким большим давлением цифровая техника не работает. Мы проверяли. К примеру, телефон отключается при давлении, равноценном глубине 26 метров. Технику, которая способна обеспечить просмотр кинофильмов в таких условиях, пока не придумали.

- Только книги читают, и всё?

Почему же? В шахматы и шашки играют. Гитару с собой берут…

- Серьезно?

Да! Вообще, веселиться им особо нельзя. На глубинах свыше 80 метров организм насыщается гелием, который потом трудно вывести из организма. Из-за этого меняется тембр голоса, становится высоким и сиплым…

- Как водолазам передают гитары и книги в барокамеру?

Для этого есть специальная грузовая камера. Через нее также передают теплые вещи, если кто-то внутри мерзнет, к примеру.

С внешним миром обитатели барокамер общаются с помощью специального молотка и условных сигналов. Этот молоток находится внутри барокамеры,

а вот этот - снаружи.

Поднимаемся на кормовую палубу, за очередной аппарелью скрывается еще один «помощник» спасателей, на этой раз - винтокрылый.

Вертолет Ка-27 ПС из ангара извлекать не стали: снегопад так и не прекратился.

С помощью вертолета экипаж «Алагеза» может передать на другой корабль груз без посадки на палубу, поднять с поверхности воды людей, вести визуальный поиск и выполнять другие задачи. В состав летного экипажа входят командир воздушного судна, штурман, бортинженер и водолаз-спасатель. Всего вертолет может взять на борт 8 человек. Радиус его действия - около 200 километров.

- Как близко к воде может «зависнуть» вертолет?

Дмитрий Кошевой: - Это зависит от профессионализма экипажа. Обычно на высоте 10-15 метров, если ниже, то уже вода поднимается лопастями. Во время тренировок вертолет пролетал чуть выше вертолетной площадки вдоль борта.

- Есть на корабле люди, которые служат здесь больше 20 лет?

Дмитрий Гордеев: - Есть человек, который пришел на корабль в составе первого экипажа. Его зовут Игорь Карайчев. Тогда он был матросом-срочником, а сейчас - офицер, помощник командира по аварийно-спасательным работам.

- Женщин на корабле много?

Около 20 человек: хозяйственная команда, дневальные, камбузники…

По дороге в офицерскую столовую беседуем с ВРИО командира Дмитрием Кошевым.

- Сколько времени бы обычно проводите в море?

Дмитрий Кошевой: - По-разному. К примеру, в 2009 году мы находились непрерывно в море 2 месяца. Тогда экипаж «Алагеза» принимал участие в спасательной операции в Татарском проливе: осуществляли поиск упавшего противолодочного самолета ТУ-142МЗ и подъем его частей с глубины 56 метров. Глубоководный аппарат тогда спускали 90 раз.

- В каких еще «громких» операциях участвовали?

К примеру, в 2014 году обеспечивали высадку десанта морской пехоты на остров Врангеля. Еще участвовали в крупномасштабном учении Роскосмоса по спасению космического спускаемого аппарата, который по сценарию аварийно приводнился в Тихом океане.

- Есть еще суда, подобные «Алагезу»?

Сейчас «Алагез» - единственный корабль в Военно-морском флоте, крупнейшее в России спасательное судно. По проекту 537 построили всего два корабля. Второй - «Эльбрус» - своё уже отработал: его списали в 1997 году.

- На борту корабля есть кинозал или что-то подобное для развлечения экипажа?

- «Алагез» не рассчитан на столь долгое пребывание в море, как, к примеру, корабль «Маршал Крылов» . Телевизоры мы установили и показываем фильмы во время перехода в море, а переходы у нас короткие. Всё остальное время - работа. Мы же не развлекаться в море идем… (Улыбается ).

- Вы давно служите на этом корабле?

С 2009 года. Старпомом пришел, старпомом служу.

- У вас есть какие-то особенные традиции или ритуалы?

У нас одна традиция: попасть на «Алагез» и служить здесь. (Смеется ).

- Может перед выходом в море надо что-то особенное сделать или не сделать?

Нет. У нас все бреются, стригутся… И даже в понедельник в море выходим, если нужно. (Улыбается ).

- То есть в приметы вы не верите?

Плохая примета - это верить в плохие приметы.

А вот у водолазов есть одно правило, которое они стараются соблюдать. У глубоководников не принято говорить: «Последний спуск», настоящий водолаз скажет: «Крайний спуск». Вот вам еще одна аналогия с космонавтами и авиаторами.

Кормят на «Алагезе» сытно и вкусно. По крайней мере, нам понравилось. :) А автор нескольких картин в столовой - 1-й радиооператор Николай Баранов.

Кстати, водолазам положено усиленное питание, к примеру, увеличен мясной паек, балуют сгущенкой и соками.

«В носовом машинном отделении находятся два вспомогательных дизеля и два главных. Вспомогательные двигатели нужны, чтобы обеспечивать электропитание корабля, а главные двигатели передают крутящий момент, проще говоря, нужны для хода», - рассказывает начальник поисково-спасательной службы Дмитрий Гордеев.

- Они дизельные?

Да. «Алагез» - дизель-электроход.

А это ПЭЖ - пост энергетики и живучести. Отсюда идет управление судовой электростанцией и другими судовыми средствами: пожарными, водоотливными и прочими насосами, а также воздушными заслонками и вентиляторами. Команды поступают с ходового мостика.

«Дизеля вырабатывают электричество, а гребные электромоторы вращают винты, - поясняет механик по судовым системам Геннадий Легнёв . - Главный двигатель вырабатывает 5 тысяч мегаватт электроэнергии. Суммарная мощность двигателей - 22,5 тысячи мегаватт: можно половину Камчатки осветить. Правда, это будет дорого (Смеется )».

Энергоотсек корабля в моторном отделении защищен водонепроницаемыми переборками. Всего у «Алагеза» 12 отсеков и 11 переборок. Кормовая часть и носовая также водонепроницаемые.

Сейчас мы находимся ниже ватерлинии. Это туннель гребного вала, проще говоря, винтовая шахта. Её длина около 30 метров. Валы движутся в разные стороны. Если бы они крутились в одну сторону, пароход был бы неуправляемым: поворачивался бы сам по себе. Вес одного винта около 15 тонн, диаметр - 2,5 метра. Сам корабль от киля до мачт - высотой с 8-9 этажный дом. Об этом нам поведал Дмитрий Гордеев.

Заходим в помещение щитов электродвижения (ЩЭД). Отсюда идет управление скоростью корабля.

«Здесь набирается схема движения, которую задает командир, - рассказывает 4-й электромеханик Алексей Бабенко. - Режимов работы 18. Максимальная скорость - 22 узла. Обычно ходим от 10 до 15 узлов».

- В шторм скорость сбрасываете?

В шторм мы ходим обычно со скоростью больше 10 узлов. Если меньше скорость, то нас начинает сильно качать.

Мимо кубриков идем в якорный отсек.

Мы в помещении кормового глубоководного якорного устройства. Якорь-цепь уложена в цепной ящик. Её длина около 350 метров.

- А если корабль должен стать на якорь на глубине больше 350 метров?

Дмитрий Гордеев: - Тогда мы используем специальный трос. Вообще «Алагез» может встать на якорь на глубинах до 2 километров. У нас четыре якоря: два носовых, два кормовых. Каждый из них весит 6 тонн. Если глубины большие, то к якорь-цепям мы пристыковываем тросы диаметром около 60 миллиметров. Длина каждого троса около 2 километров. Обычно корабли на глубинах свыше 500 метров на якорь встать не могут, а мы можем. (Улыбается ).

- У вас тут столько масла!

Конечно! Чем, больше масла, тем лучше всё работает. Так и должно быть.

- Как такой большой корабль могут удержать якоря весом по 6 тонн?

Корабль держит не якорь, а плечо цепи, которое выложено якорями. Это закон физики. К примеру, чем короче корабль, тем меньше цепи надо вытравить. Чтобы «Алагез» в спокойную погоду держался на якоре, нужно вытравить 200-250 метров. Обычно вытравливать цепь приходится на 2-3 глубины. Еще нужно учитывать парусность судна… Много всяких премудростей в нашем деле. (Смеется ).

Для нас экскурсия по спасательному судну «Алагез» была увлекательной. Всё-таки не каждый день знакомишься с настоящими водолазами-глубоководниками. И особенно приятно, что в большинстве своем это хорошие, душевные люди. Желаем вам, чтобы спуски на глубину были лишь учебными, оборудование никогда не подводило, надежного тыла и крепкого здоровья!

Если вас заинтересовал проект «Посторонним В» и в частности данный материал, поделитесь ссылкой с друзьями. Пусть как можно больше людей узнают об интересных местах Камчатки!

Текст: Олеся Сурина, ф ото: Илья Лобов.


ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО ТИПА «ЭЛЬБРУС» ПРОЕКТА 537 «ОСЬМИНОГ»
SEARCH AND RESCUE VESSEL TYPE «ELBRUS» PROJECT 537 «OSMINOG»

02.02.2016
ДАЛЬЗАВОДЦЫ ПОДГОТОВИЛИ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «АЛАГЕЗ» ДЛЯ ПРИЕМА НОВОГО ГЛУБОКОВОДНОГО БАТИСКАФА «БЕСТЕР -1»

В ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод», который работает в структуре Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), завершена операция по перегрузке современного глубоководного батискафа «Бестер -1» на борт спасательного судна «Алагез». Спасатель находится у пирса предприятия, где проходит его плановый ремонт и сервисное обслуживание.
Для выполнения операции сотрудники судоремонтного предприятия выполнили комплекс работ по оборудованию верхней палубы и технического ангара спасательного судна под размещение нового глубоководного аппарата.

– Заводчане по заказу флота оперативно реконструировали технологическую платформу, на которой размещается батискаф на борту спасательного судна. – пояснил ВРИО начальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ ТОФ капитан 1 ранга Алексей Худяков. – Новый глубоководный аппарат значительно расширяет возможности спасателей. Он погружается на глубину 790 метров, значительно маневреннее и способен оказывать помощь подводным лодкам на грунте лежащим под углом до 60 градусов.
– Наше предприятие работает в тесном контакте с техническим управлением ТОФ в интересах восстановления технической готовности боевых кораблей и судов флота. – рассказал исполнительный директор «Центра судоремонта «Дальзавод» Игорь Евдокимов. – Это в полной мере относится и к комплексу работ, который выполняется по ремонту и сервисному обслуживанию спасательного судна «Алагез».
Напомним, что «Центр судоремонта «Дальзавод» является единственным исполнителем гособоронзаказа по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей и судов Тихоокеанского флота в Приморском крае. Ежегодно предприятие выполняет ремонт и обслуживание более 150 единиц флота.
Центр судоремонта «Дальзавод»

Может ли судно быть дважды спущено с наклонного стапеля, единожды поднято обратно на него, в конце концов, остаться недостроенным?

Вы думаете – нет? Ошибаетесь!

Оказывается, может. Такая судьба постигла спасательное судно «Аюдаг» проекта 05430 «Гиндукуш».

Обычно, о судьбе этого уникального судна, вспоминают после какой-нибудь крупной катастрофы на море с человеческими жертвами. Большие начальники важно надувают щеки, виновато опускают глаза и с огромной неохотой говорят о том, что новое, наполовину построенное спасательное судно было порезано на металлолом из-за проблем с финансированием.

А начиналась эта история со строительства серии спасательных судов проекта 537 на судостроительном заводе имени 61 коммунара в городе Николаев. Головное судно проекта «Эльбрус» было построено в 1980 году, а его модернизированный брат «Алагез» – в 1989 году.

Изначально предполагалось построить четыре спасательных судна такого проекта, по одному на каждый флот. Но жизнь внесла свои коррективы.

В 1984 году, поисково-спасательная служба ВМФ заказала проект нового спасательного судна подводных лодок Западному ПКБ г. Ленинграда. Проект 05430 получил название «Гиндукуш». Главным конструктором был назначен С.В. Чежин, заместителями Ю.Н. Ланцеховский и В.Л. Бескин. После смерти С.В. Чежина главным конструктором назначили Г.П. Курилко, а заместителями В.Л. Бескина и В.Ф. Дьяконова.


Основные характеристики спасательного судна проекта 05430 «Гиндукуш»:

Водоизмещение полное, т - 7000

Длина, м – 128

Ширина, м – 18,6

Осадка. м – 5,1

Скорость полного хода, уз – 15

Дальность плавания - 3000 миль (10 уз)

Силовая установка: 2х4500 кВт

Специальное снаряжение:

Спасательный глубоководный

аппарат пр.18270

Спасательный глубоководный

аппарат пр.18271


От спасателей предыдущих поколений «Аюдаг» отличался, в частности, тем, что был оснащен системой динамического позиционирования, позволявшей с помощью космической связи и без якорного закрепления удерживать судно точно над погруженным под воду объектом.

Обеспечить высокую точность позиционирования судна в пределах допустимого «пятна» над затонувшим объектом должны были пять подруливающих устройств ПУ 500 (разработчик – КБ «Винт») и два двигателя с ВРШ (разработчик и изготовитель – завод «Русский дизель»).

В районе мидель шпангоута в эллинге, на комингсе декомпрессионной камеры должен был разместиться автономный обитаемый спасательный подводный аппарат пр. 18270 «Бестер» (разработчик – ЦКБ «Лазурит») с глубиной погружения до 720 метров.

Экипаж аппарата состоял из 6 человек, а количество спасаемых подводников - 18 человек. Спуск и подъем подводного аппарата обеспечивался 50-тонным выдвижным мостом при волнении моря до 4-5 баллов (разработчик ПКБ «Прогресс»).

На борту размещался глубоководный водолазный комплекс проекта 10471 (разработчик ЗПКБ), позволяющий длительно работать на глубинах до 300 м.

Судно должно было иметь буксирную лебедку с тяговым усилием 600/300 кН, набор радиолокационных станций, гидролокационных станций и гидроакустическую станцию, позволявших судну эффективно выполнять поисковые и спасательные работы.

В 1985 году проект был рассмотрен на заседании Президиума научно технического совета министерства судостроительной промышленности и получил полное одобрение.

В 1986 году закончилась разработка рабочей конструкторской документации и на судостроительном заводе им. 61 коммунара в Николаеве началась подготовка производства к строительству головного судна.

26 января 1988 года на втором стапеле завода, состоялась закладка спасательного судна проекта 05430 «Гиндукуш», получившего название «Аюдаг».

В 1990 году, в связи с необходимостью освобождения второго стапеля завода под строительство корпусов плавучих гостиниц, по заказу Дании, было принято решение спустить недостроенную часть корпуса спасательного судна «Аюдаг» и переставить его на третий стапель завода. В один из выходных дней недостроенный корпус был спущен со второго стапеля и при помощи мощных лебедок поднят на третий.

Работы продолжились, но очень вяло, сказывались общие проблемы в экономике страны того времени. Но несмотря на это, корпус был сформирован почти полностью. Не хватало только носовой части. С распадом Советского союза работы прекратились полностью, и стал вопрос, что делать с «Аюдагом» дальше.

15 января 1993 года на межправительственном уровне был подписан вот такой документ:


Вот что писалось в газетах тех лет: "В Николаеве начаты работы по подготовке к спуску на воду в недостроенном виде (без носовой части) военного спасательного судна, заказчиком которого после распада СССР является министерство обороны России. На такую меру руководство завода имени 61 коммунара пошло вынужденно: финансирование сборки корпуса корабля прекращено, а верфи нужно освобождать стапель для начала постройки новых, более крупных рефрижераторов. Будучи достро­енным, спасатель не имел бы себе равных среди "собратьев".

1995 год принес новый документ, но уже только с Украинской стороны.


Несмотря на строительную готовность, которая на момент окончания работ составляла 57%, а поставки оборудования были выполнены на 85% - «Аюдаг» был обречен.

В 1996 году Украина продала уникальное спасательное судно с высокой степенью готовности в Турцию на металлолом.

10 июня 1997 года прозвучал приговор и для головного судна проекта «Осьминог» в виде приказа министра обороны № 288: "…СС "Эльбрус" вывести из состава действующего флота и пустить на слом…!"

Третье судно «Алагез» тоже почти продали в металлолом, но оно избежало участи своих братьев из-за трагедии произошедшей с АПЛ «Курск». Именно тогда, когда все члены её экипажа погибли, власть вспомнила об уникальном судне и из штаба ВМФ, напрямую была дана команда о срочном восстановлении «Алагеза» и незамедлительном введении его в строй.

Андрей Шинкаренко

Небольшой пассказ о спасательных судах, построенных в послевоенный период, на заводе имени 61 коммунара.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nloeda.ru»