Механизм практической реализации таможенных пошлин. Механизм формирования и применения таможенного тарифа в россии. В случае изменения ставки рефинансирования Банка России в период действия отсрочки или рассрочки проценты за предоставление отсрочки или ра

Подписаться
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:

Современная торговая политика характеризуется возросшим распространением льготных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания интеграционных группировок, служат решению как экономических, так и политических задач. Последний фактор часто побуждает государства идти на создание зон свободной торговли и таможенных союзов даже в тех случаях, когда их экономические преимущества далеко не предопределены (Мексика в НАФТА, многие страны Центральной и Восточной Европы в ассоциации с ЕС). Более того, геополитические соображения приводят к созданию преференциальных режимов, которые если и смогут принести экономический эффект для их инициаторов, то лишь в отдаленной перспективе.

Нормы ГАТТ/ВТО, регулирующие применение преференциальных отношений между развитыми странами, носят достаточно жесткий характер. Они позволяют исключать из льготного режима "чувствительные" секторы экономики лишь в течение периода поэтапного создания зоны свободной торговли или таможенного союза, который, как правило, не должен превышать 10 лет.

Что касается преференций в пользу развивающихся стран, то здесь правовые возможности для регулирования объема льгот весьма широки, поскольку ГАТТ выводит данный режим за пределы действия общего обязательства о наибольшем благоприятствовании и не дискриминации.

Использование льготного режима к ввозу товара на рынок формирует экспортерам значительные преимущества по сравнению с конкурентами и дает возможность не только лишь избежать уплаты таможенных пошлин лили значительно (в 2-3 раза) уменьшить их уровень, однако и в ряде ситуаций даже выводит такого рода импорт из-под воздействия антидемпинговых пошлин и численных ограничений.

В этих условиях повышенное значение приобретает создание административных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование преференциальных режимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. ЕС не только сам является таможенным союзом, но и как уже было отмечено, предоставляет преференции (в договорной или односторонней форме) подавляющему большинству государств и территорий (за исключением неевропейских членов ОЭСР), в результате чего до половины импорта ЕС является преференциальным. Однако, несмотря на предпринятые КЕС усилия по линии двусторонних соглашений (стандартизация преференциальных правил происхождения) и модификацию схемы Общей системы преференций (ОСП), масштабы нарушений при использовании льготных режимов растут, что приводит к недоборам доходов в бюджете ЕС и нарушениям конкуренции.

Наиболее типичными нарушениями такого рода в практике ЕС являются: предоставление недействительных или фальсифицированных документов, заведомо неверная таможенная классификация товара, декларирование ложной таможенной стоимости, нарушение правил определения происхождения товара. По степени серьезности выделяются нарушения последнего типа, которые, как правило, с наибольшим трудом поддаются выявлению. Они, в свою очередь, бывают двух основных видов:

  • 1. Предоставление подлинных сертификатов происхождения, но для товаров, в действительности не происходящих из страны-бенефициара;
  • 2. Предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь частично произведены в стране-бенефициаре и не содержат необходимой для льготы доли местной добавленной стоимости.

По наиболее серьезным нарушениям расследования проводятся непосредственно Комиссией ЕС (в сотрудничестве с государствами-членами). Весьма невысокими являются и показатели взыскания недоплаченных пошлин. Еще ниже эффективность действий государств-членов ЕС, которые, по оценкам КЕС, возвращают в бюджет лишь около 10 % противозаконно недоплаченных пошлин. Приведенные показатели косвенно свидетельствуют о степени серьезности проблемы. По признанию самой КЕС, действующие методы контроля позволяют выявить лишь незначительную часть нарушений, а реальный ущерб многократно превышает приведенные показатели. Данные свидетельствуют o том, что даже при отлаженной системе таможенного контроля, ЕС пока не удалось взять под контроль использование существующих таможенных льгот.

Разрешение проблемы находится в зависимости в первую очередь в целом с налаживания непосредственного разговора с импортерами, которые, равно как принцип, обладают необходимую информацию как о истинной таможенной классификации и стоимости товара, таким образом и о его происхождении. Другая задача - таможенное сотрудничество с правительствами стран-бенефициаров, призванное содействовать разработке ими необходимых нормативных актов и соблюдению должного контроля за действиями своих административных органов, уполномоченных устанавливать таможенную стоимость и происхождение товаров. В этих целях Комиссия ЕС предполагает шире практиковать учебные мероприятия и в полной мере использовать возможности консультаций в рамках действующих соглашений и, при необходимости, применять санкции.

Россия, как и ЕС, предоставляет преференциальные торговые режимы целому ряду государств: членам Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан и Киргизия, Таджикистан), странам СНГ в рамках двусторонних зон свободной торговли, а также развивающимся государствам в рамках национальной схемы ОСП. К документам, регулирующим применение ОСП в России, относятся постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1057 "Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространяется", постановление Правительства от 6 мая 1995 г. № 454 "Об утверждений ставок ввозных таможенных пошлин", а также постановление Правительства от 13 сентября 1996 г. № 1095 "Об участии в постконфликтном восстановлении на территории бывшей Югославии" (о включении Боснии и Герцеговины в перечень стран, имеющих преференции Российской Федерации). В соответствии с данными документами, с 15 мая 1996 г. в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации, применяются ставки импортных пошлин в размере 75 % от действующих ставок.

В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к "развивающимся" в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким "развивающимся" государствам известных привилегий в международных экономических отношениях. Новый, все более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими странами (соответствующая схема ЕС была описана выше). Россия также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность российской схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.

Однако, простое исключение каких-либо стран из списка пользователей оказало бы неблагоприятное воздействие на весь комплекс политических и торгово-экономических отношений с ними Козырин М.Н. Анализ практики предоставления таможенных преференций // Таможня, 2014. №4.. Такой шаг оказал бы неблагоприятное воздействие и на переговоры о вступлении России в ВТО. Ограничение круга стран-бенефициаров вышло б, помимо этого, вопреки с современной международной практикой предоставления тарифных преференций.

России следовало бы пойти по пути совершенствования системы преференций на основе схем, используемых в ЕС и США. Утверждение в Российской Федерации простого расклада к изменению системы преференций посредством исключения ряда постепенно развивающихся стран никак не повергнет к ожидаемому бюджетному результату. Необходимо принимать во внимание, что основной объем торговли России приходится на промышленно развитые страны, а также страны СНГ, Центральной и Восточной Европы. Импорт из развивающихся стран никак не играет видимой роли в общем внешнеторговом обороте Российской Федерации.

Фискальные цели в рамках реформирования российской системы преференций можно было бы достичь без особого ущерба для всего комплекса отношений России с соответствующими странами в случае исключения из российской схемы ряда наиболее "чувствительных" товарных групп. Это соответствовало бы и интересам защиты отечественных производителей.

Внесение существенных изменений в российскую схему тарифных преференций политически и экономически допустимо лишь на основе разработки новой, с учетом международных обязательств и мирового опыта, схемы тарифных преференций, сохранив при этом достаточно широкий страновой охват, но существенно уточнив товарную номенклатуру, размеры и механизм предоставления льгот и отказа от них. Такой подход способствовал бы дальнейшему совершенствованию национальной схемы тарифных преференций в целях превращения ее в действительно эффективный механизм регулирования торговых отношений с развивающимися странами, который соответствовал бы принципам Общей системы тарифных преференций и учитывал опыт других государств в этой области. В частности, можно было бы подумать о градации тарифных ставок в рамках национальной схемы преференций, введении тарифных квот в зависимости от "чувствительности" того или иного товара с точки зрения национального производства.

Наряду с составлением списка товаров, подпадающих под условия предоставления преференций, необходимо проработать вопрос о порядке определения уровня конкурентоспособности конкретной продукции развивающихся стран-пользователей национальной схемы преференций на предмет возможного вывода ее из-под действия указанной схемы. Это может быть, например, установление потолков в виде фиксации доли импорта какого-либо товара страны-пользователя системой преференций в общем импорте аналогичной продукции.

Наличие перечня товаров, введенных в систему преференций, потребует разработки порядка внесения перемен в данный перечень, таким образом нельзя исключить возможность обращения этой либо другой страны с такой просьбой. Необходимо предусмотреть и критерии включения того или иного товара в систему преференций. Следует также иметь в виду, что внесение изменений в схему тарифных преференций Российской Федерации, утверждение списка товаров, на которые они распространяются, должны быть согласованы в рамках таможенного союза с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.

Опыт ЕС свидетельствует, что одной из центральных проблем функционирования преференциальных режимов, даже в условиях существования отлаженной и технически хорошо оснащенной системы таможенного контроля, являются нарушения правил использования льгот, прежде всего путем декларирования ложного происхождения товара. Ежегодный ущерб для российского бюджета от подобных нарушений может составить сотни миллионов долларов. Эффективность борьбы с этими нарушениями определяется, прежде всего, тем, насколько отлажен механизм функционирования каждого из действующих преференциальных торговых режимов. При этом, чем прозрачнее граница между участниками интеграционной группировки (как, например, между государствами-членами ЕС или между Россией и ее партнерами по таможенному союзу), тем выше ответственность национальных таможенных органов.

Цель данной курсовой работы: изучить порядок установления ставок таможенных пошлин и механизм их практической реализации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения ставок таможенных пошлин;
2. Выделить сущность ставок таможенных пошлин;
3. Рассмотреть правовые основы установления и применения таможенных ставок;

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН…………………………………………..…...…….....5
Понятие и классификация таможенных пошлин…………………..…...5

Порядок установления и применения ставок таможенных пошлин....14
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН……….……………………………………………...16
2.1. Порядок исчисления ставок таможенных пошлин…………...............16
2.2. Практическая реализация ставок таможенных пошлин в ТС………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….............26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……….……….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН…………………………………………..…...…… .....5

    1. Понятие и классификация таможенных пошлин…………………..…...5
    2. Сущность ставок таможенных пошлин…………...…..…………….....12
    3. Порядок установления и применения ставок таможенных пошлин....14

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН……….……………………………………………... 16

2.1. Порядок исчисления ставок таможенных пошлин…………...............16

2.2. Практическая реализация ставок таможенных пошлин в ТС………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……….............26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… .……28

ВВЕДЕНИЕ

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование и поддержание экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат таможенные пошлины, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому взимание таможенных пошлин, их расчет является важной и актуальной темой в системе международных отношений.

Цель данной курсовой работы: изучить порядок установления ставок таможенных пошлин и механизм их практической реализации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения ставок таможенных пошлин;

2. Выделить сущность ставок таможенных пошлин;

3. Рассмотреть правовые основы установления и применения таможенных ставок;

4. Изучить механизм практической реализации ставок таможенных пошлин в Таможенном Союзе.

Объект исследования: система ставок таможенных пошлин.

Предмет исследования: механизм реализации системы ставок таможенных пошлин в рамках Таможенного Союза.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

1.1. Понятие и классификация таможенных пошлин

Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение. В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная.

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика - принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др.

Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец и др.

Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

В правовой и экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин и выполняемых ими функций .

С позиций общей экономической теории представляется возможным объяснить экономическую природу таможенных пошлин, определить их функции, четко сформулировать принципы и методы их количественного обоснования.

Таможенная пошлина ― обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1. Фискальная, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета.

2. Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции.

3. Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Существует следующая классификация таможенных пошлин.

1. По способу взимания:

а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б) специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям .

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей .

Комбинированная ставка включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин.

2. По объекту обложения:

а) импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

б) экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

в) транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны .

3. По характеру:

а) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

б) антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

в) компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем .

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

4.По происхождению:

а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

б)конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта .

5. По типам ставок:

а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

б) переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы ― довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

6. По способу вычисления:

а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

б) эффективные ― реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

В связи со значимостью финансовой деятельности таможенных органов РФ необходимо также уяснить и правовую природу таможенной пошлины. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина ― есть налог, а другие ― приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты .

Курсовая работа по предмету Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Фрагмент выполненной работы: Введение В современном мире деятельность таможенных органов в любом государстве играет огромное значение, как с точки зрения обеспечения безопасности и борьбы с коррупцией, так и с точки зрения экономической системы страны. Процесс участия таможенных органов в построении бюджетной системы страны обусловлен в первую очередь тем фактом, что целый комплекс таможенных платежей – это важный регулятор участия государства в системе внешнеэкономических связей. (работа была выполнена специалистами Автор 24) Ими во многом определяются такие моменты, как место страны в международном разделении труда и обеспечение значительной части доходов государства. Из истории развития различных государств мира видно, что эффективность системы таможенных платежей - это важный фактор экономического развития и необходимое условие существования сильной страны. С течением времени роль и значение того или иного таможенного платежа в их экономической системе подлежат значительной трансформации. Так, например, на смену фискальному таможенному платежу приходит акцент на регулирующие и защитные функции, для чего начинает использоваться ряд высокодифференцированных тарифов, построенных на принципе эскалации. Что же касается РФ, то здесь стоит отметить, что на протяжении многих лет и до настоящего момента здесь нет четкой формулировки порядка взаимодействия таможенных органов и бюджетной системы. Целый комплекс существующих противоречий между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития - это следствие отсутствия научной концепции места и роли таможенных пошлин в торгово-экономической деятельности страны. На основании этого тема курсового проекта «Порядок установления ставок таможенных пошлин и механизм их практической реализации» является актуальной и требует глубокого и тщательного анализа. Целью написания курсовой работы является изучение порядка установления ставок таможенных пошлин и механизма их практической реализации. Для ее достижения необходимо решить ряд задач: - рассмотреть таможенные пошлины в системе таможенных платежей; - изучить таможенную стоимость товара, как основу для расчета суммы таможенной пошлины; - произвести анализ финансово-экономической деятельности таможенных организаций на примере Центрального аппарата ФТС РФ; - дать общую характеристику организации; - исследовать основные показатели деятельности ФТС РФ. Объектом исследования являются таможенные пошлины. Предметом - порядок установления ставок таможенных пошлин и механизм их практической реализации. При написании курсовой работы будут использованы методы научного познания в виде анализа, синтеза, сравнения, обобщения и умозаключения. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность, ставятся цель и задачи, определяются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена рассмотрению таможенных пошлин в системе таможенных платежей. Вторая - анализу финансово-экономической деятельности таможенных организаций на примере Центрального аппарата ФТС РФ. В заключении будут подведены итоги и сделаны соответствующие выводы. При написании курсовой работы будут изучены и проанализированы законодательные акты, ресурсы сети Интернет, периодические издания и научные труды Сульженко В.С, Ясина Е.П., Воробьевой И.П., Изабакарова И. Г., Поляка Г.Б. и т.д.

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение темы ставки таможенных пошлин: их сущность, виды, порядок установления и применения, как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Предмет исследования – частные вопросы деятельности системы ставок таможенных пошлин.
Объект работы - система реализации ставок таможенных пошлин.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения ставок таможенных пошлин;
2. Выделить сущность ставок таможенных пошлин;
3. Выявить основные понятия, используемые в исследовании;
4. Рассмотреть правовые основы установления и применения таможенных ставок;
5. Изучить механизм практической реализации

Введение 2
Глава 1.Общая характеристика ставок таможенных пошлин 4
1.1.Понятие ставок таможенных пошлин. 4
1.2.Классификация таможенных пошлин. 5
1.3.Срок уплаты таможенных пошлин 8
1.4 Формы и валюты уплаты таможенных пошлин. 11
Глава 2.Практическая реализация 12
2.1.Установление ставок таможенных пошлин. 12
2.2.Порядок исчисления ставок 13
2.3.Методы определения таможенной стоимости товара 16
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 2.Практическая реализация

2.1.Установление ставок таможенных пошлин.

Ставка таможенной пошлины устанавливаются в отношении товаров, происходящих из стран, во внешнеторговых отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. Это является условием международных торгово-экономических соглашений, которые предусматривают, что договаривающиеся государства должны предоставить друг другу все те права, преимущества, льготы, которыми пользуются другие государства. В зависимости от характера происхождения, правового источника установления таможенных пошлин их ставки могут быть автономными и договорными. С развитием международных экономических связей стала возрастать роль договорных. С целью повышения эффективности действия ставок ввозных таможенных пошлин, в первую очередь с точки зрения выполнения протекционистских и фискальных функций таможенного тарифа, ФТС России, активно разрабатывает предложения о применении специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.

Специфические и комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели. Применение данных видов ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени препятствовать ввозу товаров низкого качества. Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро. Например, пиво безалкогольное - 0,6 евро за 1 л или зажигалки карманные газовые (не подлежащие повторной заправке) - 5 евро за 1000 шт.

Комбинированная ставка таможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом, в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды меховой овчинной - 20 % там. стоим., но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20 % там. стоим.) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки.

2.2.Порядок исчисления ставок

В соответствии с пунктом 1 ст. 77 ТК ТС, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 197 ТК ТС и 81 ТК ТС.

При незаконном перемещении товаров через таможенную границу ТС либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений таможенные пошлины и налоги исчисляются:

В отношении товаров, ввезенных на территорию ТС c нарушением требований и условий, установленных Таможенным кодексом, исходя из ставок, действующих на день пересечения таможенной границы ТС, а если такой день установить невозможно, - на день обнаружения таможенными органами таких товаров;

В случае утраты, недоставки или выдачи без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых или хранящихся в соответствии с таможенными процедурами соответственно внутреннего таможенного транзита и временного хранения исходя из ставок, действующих на день помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру;

При незаконном вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации суммы подлежащих уплате таможенных пошлин исчисляются исходя из ставок, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно, - на 1-е число месяца или на 1-е число первого месяца года, в течение которых товары были вывезены;

При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

В случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, пересчет валюты Российской Федерации в иностранную валюту производится по курсу, действующему на день фактической уплаты. В отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с нарушением требований и условий Таможенного кодекса ТС, а также при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации, действующий на день применения ставок таможенных пошлин, налогов. (См. также гл.10 ТК ТС)

Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов

В соответствии с пунктом 1 ст. 76 ТК ТС, таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и/или международными договорами государств - членов таможенного союза.

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации. При исчислении таможенных пошлин, налогов полученные суммы округляются по правилам округления до второго знака после запятой.

В качестве лица, ответственного за уплату таможенных пошлин и налогов, выступает, как правило, декларант или таможенный брокер, представляющий его интересы. В случае несоблюдения положений ТК о пользовании и распоряжении товарами либо о выполнении условий, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, лицами, ответственными за их уплату, могут быть владельцы таможенного склада, склада временного хранения, перевозчик, а также лица, на которых положена обязанность по соблюдению таможенного режима. Такие случаи прямо предусматриваются Таможенным кодексом.

Допускается и досрочная уплата таможенных платежей авансом. В соответствии с ч. 1 ст. 330 ТК авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Внесенные таким образом средства являются имуществом субъекта ВЭД, и таможенный орган не вправе их расходовать самостоятельно.

2.3.Методы определения таможенной стоимости товара

Основной - метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Если этот метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из следующих методов.

1. Метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенной стоимостью ввозимого товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате на момент пересечения им таможенной границы России. При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются:

Расходы по доставке товара до аэропорта, порта или другого места ввоза товара на таможенную территорию России;

Стоимость транспортировки;

Расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;

Страховая сумма;

Комиссионные и брокерские вознаграждения, кроме комиссионных по закупке товара;

Стоимость многооборотной тары, если она рассматривается как единое целое с оцениваемыми товарами;

Стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

Соответствующая часть стоимости товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров;

Лицензионные и другие платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

Величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории России.

2. Метод по цене сделки с идентичными товарами. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами - товарами, одинаковыми во всех отношениях с оцениваемыми товарами, включая: физические характеристики; качество и репутация на рынке; страна происхождения; производитель.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары: проданы для ввоза на территорию России; ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров.

3. Метод по цене сделки с однородными товарами. За основу для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. Однородные товары - это товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

4. Метод на основе вычитания стоимости применяется, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории России без изменения своего первоначального состояния. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией не позднее 90 дней с даты ввоза товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом. Из цены единицы товара вычитаются:

Расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в России ввозимых товаров того же класса и вида;

Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и других платежей, подлежащих уплате в связи с ввозом или продажей товаров;

Обычные расходы, понесенные в РФ, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

5. Метод на основе сложения стоимости. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена, рассчитанная путем сложения:

Материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;

Общих затрат, характерных для продажи в РФ из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы РФ, и других затрат;

Прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.

6. Резервный метод. Если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения рассмотренных выше методов либо если таможенный орган считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики. При этом таможенный орган предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу используются:

Цена товара на внутреннем рынке РФ;

Цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

Цена на внутреннем рынке РФ на товары российского происхождения;

Произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.

Таблица таможенных пошлин на легковые автомобили

Автомобили с бензиновым двигателем (до 3 лет)

Таможенная стоимость, евро

Менее 8 500

54 %, но не менее 2,5 Eвро/куб.см

48 %, но не менее 3,5 Eвро/куб.см

48 %, но не менее 5,5 Eвро/куб.см

48 %, но не менее 7,5 Eвро/куб.см

84 500 - 169 000

48 %, но не менее 15 Eвро/куб.см

Более 169 000

48 %, но не менее 20 Eвро/куб.см


Автомобили от 3 до 5 лет

Объем двигателя, куб.см

От 0 до 1000

1,5 Eвро/куб.см

От 1001 до 1500

1,7 Eвро/куб.см

От 1501до 1800

2,5 Eвро/куб.см

От 1801 до 2300

2,7 Eвро/куб.см

От 2301 до 3000

3 Eвро/куб.см

От 3001 до ∞

3,6 Eвро/куб.см

Таблица таможенных пошлин на нефть и на товары, выработанные из нефти

Наименование

Ставка вывозной таможенной пошлины(в долл. США за 1000кг)

Нефть сырая

406,6 доллара США

Прямогонный бензин

365,9 доллара США

Легкие дистилляты;

средние дистилляты;

268,3 доллара США

Бензины товарные

365,9 доллара США

Топлива жидкие; масла;

отработанные нефтепродукты

268,3 доллара США

Пропан; бутаны; этилен, пропилен, бутилен и бутадиен;

прочие сжиженные газы

221,8 доллара США

Вазелин нефтяной; минеральные воски и аналогичные продукты,

268,3 доллара США

Кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов

268,3 доллара США

Заключение

Тарифные пошлины на территории РФ являются одним из источников поступления в бюджет страны, потому величину таможенной ставки определяют исходя из выгодной политики протекционизма. Величина таможенной пошлины именуется законодательно как ставка таможенной пошлины. Базой для расчета ставки определяется таможенной стоимостью товара: ввозного или вывозного. Она имеет свою структуру: виды и дифференциацию в зависимости от страны происхождения товара. В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. Таможенные пошлины уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством РФ. Таможенные пошлины исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, самостоятельно, за исключением случая пересылки товаров в международных почтовых отправлениях и при выставлении плательщику требования об уплате таможенных платежей.

Список литературы

1. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе".
2. Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности (ВКУ ВЭД) (подготовлен Госкомстатом СССР, январь 1991 г.) (с изм. и доп. от 6 февраля 2001 г.)
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
4. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 года ФЗ-195.
5. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983 г.)


C одержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 2

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …. 3

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В РФ …………………………….……………… 7

2.1. Формирование таможенного тарифа в РФ..…………………….……… 7

2.2. Применение таможенного тарифа в РФ ……….………..……………… 12

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ……….……. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 23

ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но её масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из её масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли1.

При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».

В своей курсовой работе, я ставлю цель – рассмотреть порядок формирования и применения таможенного тарифа в Российской Федерации, а также исследовать механизм практической реализации.
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

Инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

Конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины2.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран – участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространённым классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении
товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие предоставление режима наибольшего благоприятствования.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

Рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

Защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

Обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно – планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может исполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно – технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.

Министерство экономического развития и торговли РФ активно участвует в процессе разработки предложений по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации. Данная работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно – тарифной политике. В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.

В современных условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие
конкуренции.

Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно – тарифного регулирования необходим учёт всех перечисленных выше факторов.

В международной таможенной практике это – основа таможенных тарифов и статистики, мировой стандарт классификации товаров. На этой основе появится возможность усовершенствовать процедуру взимания таможенных платежей путём усиления контроля за определением страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

ГЛАВА 2.
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В РФ

2.1. Формирование таможенного тарифа в РФ
Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

Таможенная пошлина (customs duty) ― обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта3.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

Фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых4.

Классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

А) адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

Б) специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

В) комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

По объекту обложения:

А) импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

Б) экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

В) транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны5.

По характеру:

А) сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

Б) антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

В) компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров6.

По происхождению:

А) автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

Б) конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

В) преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет
расширения их экспорта.

По типам ставок:

А) постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

Б) переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

По способу вычисления:

А) номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

Б) эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров7.

Под таможенной пошлиной понимается платёж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина – есть налог, а другие – приравнивают её к сбору8.

Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами – интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины.

В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловлены объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации. Решение данной проблемы возможно только с позиций общей теории цен и дифференциальной ренты, т.е. пошлины, следует рассматривать как интернациональную дифференциальную ренту.

В экономической теории и в практике хозяйственной деятельности хорошо известны две основные формы дифференциальной ренты – по плодородию и местоположению.

Различия в плодородии земель служат естественным основанием дифференциации издержек производства в земледелии: более высокие издержки на менее плодородных землях и более низкие – на более плодородных. Ограниченность плодородных земель определяет необходимость эксплуатации менее плодородных и, поскольку их продукция необходима обществу, её индивидуальные издержки на относительно худших землях регулируют рыночные цены. При этих ценах на лучших землях реализуется добавочный дифференцированный доход, который присваивается собственником земли в виде дифференциальной ренты9.

Дифференциальная рента образуется также в результате различного местоположения участков земли и дифференциации транспортных расходов.

В системе мировой экономики, кроме указанных, возможна еще одна форма дифференциальной ренты, возникающая на базе устойчивых различий в национальных издержках производства различных стран, обусловленных различиями в системе общеобразовательной и профессиональной подготовки национальных кадров, в уровне развития наук и научных исследований и их применения в национальной экономике, что, в свою очередь, определяется богатством страны и ее инвестиционными возможностями, уровнем техники, технологии, организации производства и т.п. Например, низкие издержки производства, высокое качество продукции экономически развитых стран обусловлены не богатством их естественных ресурсов - многие из них являются крупными импортерами сырьевых и энергетических ресурсов, и не благоприятным положением указанных стран, а, главным образом, теми факторами, о которых говорилось выше10.
2.2. Применение таможенного тарифа в РФ
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

При специализации национального производства одна и та же страна может иметь конкурентные преимущества по одним видам продукции, на производстве которых она специализировалась, и не иметь таких преимуществ по другим выдам продукции. Она будет экспортировать продукцию, соответствующую её производственной специализации, и завозить непрофильную продукцию, национальное производство которой по тем или иным причинам экономически нецелесообразно11.

Интернациональные издержки производства формируются в жесткой конкурентной борьбе на основе национальных издержек производства профильной, специализированной продукции, поставляемой на мировой рынок ее основными производителями, обладающими определенными конкурентными преимуществами в области естественных условий производства. Указанные выше преимущества обеспечивают относительно низкий уровень национальных издержек производства специализированной продукции и соответственно – при прочих равных условиях – более низкий уровень национальных и мировых цен по сравнению с национальными издержками и ценами на аналогичные виды продукции, реализуемой на национальных рынках стран, не являющихся её экспортерами.

Эти различия между национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной основой формирования таможенных пошлин.

Рассмотрение природы таможенной пошлины позволяет сделать вывод о двойственном характере ее сущности. Данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Рассматривая механизмы таможенно – тарифного регулирования ВЭД, необходимо учитывать, что механизм регулирования должен вписаться в международную торговую систему. Страна, которая не считается с действующими в мировом хозяйстве нормами и правилами, обречена на постоянные торговые конфликты и будет оставаться на периферии международного разделения труда. Только участие во Всемирной торговой организации откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые для них до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию российского экспорта, даст возможность рассматривать спорные вопросы в международных инстанциях. Необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня признает ВТО. Постепенное приближение таможенного регулирования к этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести существенного ущерба национальным интересам12.

С целью повышения эффективности действия ставок ввозных таможенных пошлин, в первую очередь с точки зрения выполнения протекционистских и фискальных функций таможенного тарифа, ГТК России, начиная с 1992 г., активно разрабатывает предложения о применении специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.

Специфические и комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели.

Применение данных видов ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени препятствовать ввозу товаров низкого качества13.

Помимо протекционистской функции таможенного тарифа, важное значение, имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза на территорию Российской Федерации отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит из следующих соображений:

Соблюдая принцип эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;

Необходимость обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в Российской Федерации отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется14.

Немаловажное значение в механизме таможенно – тарифного регулирования занимает схема преференций Российской Федерации, в соответствии с которой в отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся стран, предоставляются тарифные преференции.
Необходимо отметить, что проблемным остается вопрос о распространении беспошлинной торговли на все товары, происходящие из государств – участников СНГ15, хотя работа по формированию зоны свободной торговли проводится.

Примером этому служат введение в январе 1999 г. правительством Казахстана количественных ограничений на ввоз 21 товарно-отраслевой позиции в торговле с Россией16, а также принятые Правительством Российской Федерации решения о взимания ввозной таможенной пошлины на белый сахар, происходящий из государств – участников СНГ, кроме стран – членов Таможенного союза.

Надо сказать, что в настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль.

В современных условиях при определении уровня таможенно – тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

4. Получение торгово-политических уступок от стран – торговых партнеров Российской Федерации.

5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно – тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. Однако особо следует отметить тот момент, что в связи с вступлением России в ВТО ставки таможенного тарифа неизбежно станут предметом переговоров, что является сдерживающим фактором при выработке оптимальных, с точки зрения других факторов, уровней тарифных ставок17.

В настоящее время все чаще имеют место попытки отечественных производителей решать проблемы, обусловленные неадекватностью внутренних налогов, путём изменения таможенно – тарифного регулирования. Однако такой подход не обеспечивает, как правило, решение проблем отечественных производителей, одновременно нарушая механизм и сбалансированность многофункционального инструмента таможенного тарифа за счет чрезмерного, неоправданного усиления протекционистской функции.

Главная проблема заключается в обеспечении сбалансированности и паритетности стоящих задач, часть из которых имеет разнонаправленный характер.

Меры по решению фискальных проблем и защите отечественных производителей могут противоречить мерам, направленным на развитие конкуренции и решении социальных задач.

Очевидно, оптимальным можно считать такие ставки таможенных пошлин, которые позволяют достигать максимального эффекта при взаимоувязанном решении вышеуказанных задач. Поэтому задача оптимизации мер тарифного регулирования является в настоящее время одной из наиболее актуальных, но трудно реализуемых на практике18.

Анализ действующих ставок таможенного тарифа позволяет сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время по целому ряду товаров государство фактически занимает жесткую протекционистскую позицию, в ряде случаев делая экономически невыгодным их импорт путём установления высокого уровня таможенных пошлин.

К таким товарам можно отнести, например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, отдельные виды продовольствия. При этом зачастую игнорируется решение таких задач, как развитие конкуренции и обеспечение социальных интересов (интересов потребителей), а также снижается эффективность реализации фискальной функции («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается согласованное решение стоящих задач.

Продуманная таможенная политика способна изменить структуру импорта в пользу качественных и высокотехнологичных товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так и на отечественную продукцию.

Однако, как уже отмечалось, достижение поставленных целей и задач в области таможенной политики во многом зависит от того, насколько успешно таможенные органы реализуют свои функции на практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей курсовой работе на тему «Порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации. Механизм практической реализации» я рассмотрел Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003 – 1 «О таможенном тарифе», а также механизмы реализации таможенных тарифов.

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

Сложившаяся к настоящему времени таможенно – тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

Таможенно – тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

Определение страны происхождения товара;

Определение таможенной стоимости товара;

Определение таможенных платежей.

Другим важным инструментом оптимизации таможенного тарифа должна стать замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров.

Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности соответствует международным обязательствам России, но недостаточно отражает потребности регулирования экономики. Нужны последовательные усилия по детализации номенклатуры, с тем чтобы любая тарифная позиция однозначно определялась указанием соответствующего кода. Дифференциация тарифа - необходимое условие совершенствования структурного регулирования.

Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты :

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63- ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами»

Специальная литература :

Административное право: Учебник /Под ред. Л.Л. Попова. М.,2002. Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России//Государство и право 2002. № 10. с. 57.

Д. В. Вакорин, Е. А. Вакорина. Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 252 с.

Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000.

Ершов А.Д. Основы управления и организация в таможенном деле: учебное пособие. – СПб. 1999. С. 184.

Карамзин СВ. Таможенная политика: проблема реализации: Материалы заседания «круглого стола» «Актуальные проблемы современной таможенной политики России». – М: РИО РТА, 1996.

Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. – М.: 1995. С. 20.

Валютное регулирование в России: Сборник основных нормативных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля /Под ред. Т.П. Базарова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2002.

Демченко А.А. О применении программно - целевого управления в таможенной службе // Регулирование ВЭД и эволюция таможенной политики. Тезисы докладов международной научно – практической конференции. – М.: РИО РТА, 1996.

Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995.

Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеторговой деятельности. М., 1998.

Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2001.

Крашенинников В.М., Кутепов А.Н. Экономическая деятельность таможенных органов. М., 1995.

Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2000.

Мосенцова Е.М., Мокров Г.Г. Экономический потенциал таможенной территории России: Спр. – инф. Материал. М.: РИО РТА, 1997.

Наумов В.В. Перспективы развития внешней торговли РФ в начале XXI века. – М.: РИО РТА, 1996.

Основы таможенного дела: Учеб. пособие в VII Вып. I: Развитие
таможенного дела в России / Науч. ред. Дзюбенко. – М.: РИО РТА, 1995.

Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2001.

Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях прехода к рыночной экономике: Проблемы и перспективы. – М.: РИО РТА, 1997.

Таможенная политика в России в новых условиях: Материалы научно -практической конференции (24 ноября 1998 г.) / РТА ГТК РФ. М., 1999.

Таможенное право: Учебник / Отв. Ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 1998.

Филлипенко СВ. Таможенное регулирование в системе государственного управления Российской Федерации. – М.: РАГС, 1999.

Чернышов С.В. Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ: Сб. научных трудов. – ВНИКИ, 1996. С. 29 – 30.

Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения: Тезисы докладов научно – практической конференции. – М.: РИО РТА, 1995.

Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nloeda.ru»