С чего начинается разработка нового стандарта. Порядок разработки государственных стандартов - реферат. Принятие и государственная регистрация стандарта

Подписаться
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:

1. Стадии разработки государственных стандартов

2. Изменения, пересмотр и отмена стандартов

Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТР 1.2-92):

1-я стадия - организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку,

2-я стадия - разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);

3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;

4-я стадия - принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;

5-я стадия - издание стандарта

Особенности разработки других категорий стандартов (ОСТ, СТО, СТП) изложены в ГОСТ Р 1 4-93 с учетом специфики предприятий и организаций - разработчиков стандартов.

2. Государственный стандарт в процессе его применения может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен.

Изменения к стандарту составляют при замене, дополнении или исключении отдельных требований стандарта.

Пересмотр стандарта означает замену его новым стандартом. В новом стандарте при этом указывают, взамен какого стандарта он вводится, обозначение стандарта при этом сохраняется с заменой цифр года принятия (утверждения) стандарта.

Отмена стандарта осуществляется Госстандартом (Госстроем) России, как правило, в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (услуг) по данному стандарту.

Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке.

Вопрос 11 Международное сотрудничество России в области стандартизации

1. Важнейшие международные и региональные организации по стандартизации

2. Сотрудничество по стандартизации,

метрологии и сертификации в рамках СНГ

1. Успешное развитие торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран становится в настоящее время невозможным без международной стандартизации.

Главной целью международного сотрудничества России в области стандартизации является гармонизация, т. е. согласование, увязка национальных стандартов с международными, региональными и прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран в целях повышения научно-технического уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.

Из общего числа четырех с лишним тысяч международных организаций (всемирных и региональных), действующих в современном мире, более 400 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации.

Наиболее представительной из них является международная организация по стандартизации (ИСО). ИСО была создана в 1940 г. по решению ООН.

В уставе ИСО записано, что «целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

Для достижения этой цели ИСО может:

Принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном масштабе стандартов и связанных с ним областей;

Разрабатывать и публиковать международные стандарты при условии, что в каждом случае стандарт будет одобрен, если за него было отдано две трети голосов активных членов технического комитета или подкомитета и против - не более четверти общего числа голосов;

Организовывать обмен информацией о работе комитетов - членов и технических комитетов;

Сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах.

Органами ИСО являются. Генеральная Ассамблея, Совет, Комитеты Совета, технические комитеты (ТК) и Центральный секретариат.

В ИСО установлены два вида членства - комитеты-члены и члены-корреспонденты. Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации. Российскую Федерацию в ИСО представляет Госстандарт России.

Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Поэтому главным структурным подразделением - рабочими органами этой организации являются технические комитеты, подкомитеты.

В соответствии с представленными Законом «О стандартизации» полномочиями Госстандарт России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, организациями и общественными объединениями участвует в работе ИСО. Представители России активно участвуют в работе 134-х ТК ИСО и возглавляют работы 52-х ТК ИСО.

Сегодня практически нет такой области, в которой не были бы разработаны стандарты ИСО. Из общего количества стандартов, разработанных ИСО, более 8000 действуют в различных областях техники.

2. Большая работа по стандартизации, сертификации и метрологии проводится в рамках СНГ - независимых государств, входящих в свое время в состав СССР. В марте 1992 г. представители этих государств подписали Соглашение о проведении единой политики в области стандартизации, метро-

логии и сертификации, которое является межправительственным и действует с 1992 г. Был создан Межгосударственный Совет стран - участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих государств. МСГ обладает правом принятия межгосударственных стандартов (ГОСТ).

Принимаемые Советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в МГС. Основной рабочий орган МГС - постоянно действующий Технический секретариат с местом пребывания в Минске.

Организация разработки стандарта включает следующие этапы: разработка проекта стандарта (первой и последующих редакций); разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия; принятие и государственная регистрация стандарта; издание стандарта.

С целью соответствия стандарта потребностям населения, народного хозяйства и обороны страны проводится его проверка. С учетом результатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр(разработка новых стандартов взамен действующих) или отмена стандартов.

Изменение к стандарту разрабатывают при замене, или дополнении, или исключении отдельных требований стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении новых, более прогрессивных требований, которые не повлекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

Доступность пользователей, в том числе зарубежных, к информации о разрабатываемых и утвержденных национальных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а также к самим этим документам Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обеспечивает, организуя публикацию официальной информации об этих документах, а также о международных, региональных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств , о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения.

Документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других стран и правила их применения, информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждениях соответствия составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Правила создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим Фондом устанавливаются Правительством РФ .

В РФ функционирует Единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Исключительное право официального опубликования и распространения в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов принадлежит национальному органу по стандартизации. Издание национальных стандартов других стран организует и осуществляет национальный орган по стандартизации в соответствии с договорами и соглашениями с этими странами. Издание, переиздание и распространение стандартов организаций осуществляют принявшие их организации.

Виды стандартов.

Существуют следующие виды стандартов:

Основополагающие стандарты;

Стандарты на продукцию;

Стандарты на работы и процессы;

Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа;

Технические условия.

Основополагающие стандарты, в свою очередь, делятся на:

Общетехнические стандарты;

Организационно-методические стандарты.

Общетехнические стандарты, регламентирующие термины определения, обозначения, номенклатуру показателей качества выполняют функцию обеспечения информационной совместимости однозначности понимания объекта стандартизации. Общетехнические стандарты, регламентирующие общие требования и (или) нормы выполняют функцию обеспечения технического единства и взаимосвязи объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие методы, устанавливают общие методы проектирования подготовки производства, испытаний, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.

Организационно-методические стандарты, которые регламентируют основные (общие), положения устанавливают общие требования, обеспечивающие организационно-техническое единство объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие порядок (правила) обеспечивают единство и взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности. Стандарты, регламентирующие построение (изложение, оформление, содержание) обеспечивают информационную совместимость документации. Стандарты на продукцию регламентируют требования к продукции и делятся

Стандарты общих технических требований;

Стандарты общих технических условий;

Стандарты технических условий.

Стандарты общих технических требований и общих технических условий устанавливают всесторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению и потреблению (эксплуатации). Стандарты, регламентирующие параметры и (или) размеры, типы, марки, сортамент, конструкцию устанавливают требования к типоразмерным и параметрическим рядам, обеспечивающим унификацию и взаимозаменяемость продукции. Стандарты, регламентирующие правила приемки, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт данной продукции выполняют функцию по обеспечению заданного качества продукции при ее производстве, сохранении качества при ее транспортировании и хранении, полноценного использования продукции при потреблении, восстановление продукции. Стандарты технических условий регламентируют требования не к группе однородной продукции, а к конкретной выпускаемой продукции. Стандарты на работы и процессы устанавливают правила проведения различного рода работ, процессов. Главным их требованием является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества при проведении данных работ (процессов). Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа регламентируют требования к методам испытаний, проведению научно-исследовательских работ, испытаниям при сертификации продукции. Технические условия – это нормативный документ, который имеет отраслевое подчинение, имеет временное значение до введения ГОСТа на данную продукцию.



4. Органы и службы по стандартизации. Государственный комитет по стандартизации.Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизацииосуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматриваетсякак юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи иструктуру. Основная функция такого органа – разработка и утверждение нормдокументов, доступных широкому кругу потребителей.Национальным органом по стандартизации в России являетсяГосударственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии(Госстандарт России). Госстандарт России выполняет следующие функции:координирует деятельность государственных органов управления, касающихся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации.;осуществляет государственную регистрацию норм, документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в межгосударственном совете СНГ;сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований ГОСТов, правил обязательной сертификации;участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;при разработке ГОСТов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативные документы;организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

Госстандарт определяет стратегические направления по стандартизации, анализирует все заказы, планы работы технических комитетов, предложения субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают годовые планы по стандартам. Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК). Они специализируются в зависимости от объекта стандартизации. Научно-технической базой для создания ТК служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации ТК. Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие НД (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей организационной структуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов.

Порядок разработки стандартов.

Работа технического комитета по стандартизации начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в технический комитет. На основе заявок Госстандарт РФ формирует годовой план государственной стандартизации России. Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа технического комитета по стандартизации. На этой стадии технический комитет стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ. Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-2001 «ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется. Далее стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в ежегодном Информационном указателе. Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивает ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Принятие решений о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта, а также соответствующая публикация в Информационном указателе находящихся в ведении Госстандарта РФ. Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства субъекта хозяйственной деятельности, принявшего стандарт.

цели Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта. Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил обеспечивающих: безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса; единство измерений; экономию всех видов ресурсов; безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф и чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Задачи

Основными задачами стандартизации являются: установление требований к техническому уровню и качеству продукции а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров; развитие промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; обеспечение единства и достоверности измерений в стране, созданий и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности; формирование системы стандартов безопасности труда и улучшения использования природных ресурсов;

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов Российской Федерации (далее - стандарты). Положения настоящего стандарта подлежат применению техническими комитетами по стандартизации, государственными органами управления, предприятиями, предпринимателями, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями.

Разработка стандарта. Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ работ ТК и договоров на разработку стандартов или в инициативном порядке. При разработке стандартов следует руководствоваться законодательством Российской Федерации, государственными стандартами государственной системы стандартизации Российской Федерации и другими нормативными документами по стандартизации. При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии. Порядок разработки стандарта: 1 стадия - организация разработки стандарта; 2 стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция); 3 стадия - разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия; 4 стадия - принятие и государственная регистрация стандарта; 5 стадия - издание стандарта.

Обновление стандарта. Обновление стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. ТК анализирует и обобщает предложения по обновлению стандарта, поступившие от предприятий - членов ТК, других предприятий, предпринимателей, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, государственных органов управления, в том числе от органов государственного контроля и надзора. В качестве предложения может быть представлен проект изменения или проект пересмотренного стандарта. С учетом поступивших предложений ТК разрабатывает и направляет в Госстандарт России (Госстрой России) проект изменения к стандарту (предложения по пересмотру стандарта) или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Госстандарт России (Госстрой России).

Пересмотр стандарта. При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции. При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, действующий стандарт не отменяют. В этом случае разработчик подготавливает проект изменения к действующему стандарту, в котором уточняет область его применения: "Настоящий стандарт применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации". При этом сохраняют регистрационный номер стандарта, к которому разработано такое изменение. При пересмотре стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nloeda.ru»