Презентация на тему демократический режим. Проблемы современной демократии. Проблемы осуществления народовластия

Подписаться
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2

Люберецкий филиал

ДЕМОКРАТИЯ. ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ. ОСОБЕННОСТИ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ

«Обществознание»

дисциплина

Подготовила

Преподаватель: Синицына Т.Н.

Принцип равенства и свободы всех людей Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств. Эволюция значения термина «демократия»

  • В античности демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов и была признана «худшей формой» правления.
  • Либеральная теория демократии рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление.
  • Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо , отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю.
  • Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти и исходят из равновесия политических сил, исключающего действие в своих особых интересах одной властвующей группы.
  • Последователи элитарной теории демократии (одним из них является И. Шумпетер ) исходят из необходимости «политического разделения труда».
  • Сторонники теории партиципаторной (соучастие) демократий исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах.
  • Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства и имеет две традиции – ортодоксальную и реформистскую.
  • 1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их; 2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны; 3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства; 4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю; 5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
Демократия характеризуется следующими признаками:
  • 6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции; 7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры; 8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации; 9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; 10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.
Всеобщие институты демократии
  • Это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия - систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие н селения в принятии решений местного значения
Основные формы и типы демократии
  • 1) Исторически первой формой демократии была именно прямая (непосредственная) демократия: народ сам, непосредственно, напрямую принимал решения по жизненно важным для общества вопросам, обходясь при этом без выборов представителей (Афины, Спарта).
  • 2) Современная демократия по своей форме чаще всего выступает как представительная, когда народ опосредованно, через своих представителей (президента, депутатов, губернаторов, мэров и т. п.) реализует свои функции источника и носителя суверенной власти.
  • Условия формирования и функционирования демократического политического режима: политические (развитое гражданское общество, политический плюрализм и др.), экономические (рыночная конкурентная экономика, плюрализм форм собственности и др.), внешнеполитические, социальные (социальный плюрализм, относительно высокий уровень благосостояния граждан и др.), культурные (демократические традиции, гражданская политическая культура), религиозные.
Характерные черты демократического политического режима:
  • Реализация принципа разделения властей;
  • Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании; Высокая степень развитости гражданского общества;
  • Правовое государство;
  • Политический и идеологический плюрализм;
  • Легальная оппозиция наделяется всеми политическими правами и свободами, как и правящее большинство;
  • СМИ свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению;
  • Провозглашенные права и свободы гарантируются всей социальной системой; Широкие возможности и высокая степень участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества.
  • Наличие развитого гражданского общества и местного самоуправления.
  • Многонациональность и поликонфессиональность делают федерализм естественным государственным устройством России. И в этом отношении в постсоветский период страна прошла большой путь от декларативного советского федерализма к современной федерации. При этом важно отметить, что российский федерализм отнюдь не остановился в своем развитии. Многие его принципы нуждаются в защите и последовательной реализации. И следует отметить, что вопреки сложившимся в большинстве стран развитой демократии традициям российский федерализм имеет существенный этнический компонент, что выражается в существовании национально-государственных формирований, где общегражданские принципы государственного строительства сочетаются с заботой о статусе и свободном развитии российских народов. Строительство демократии в сложносоставном обществе, которым является Российская Федерация, если еще учесть ее многоукладность и территориальный фактор, имеет большую специфику и большие трудности
Особенности демократии в современных обществах
  • В мире вообще трудно найти примеры эффективных демократий в таких сложносоставных сообществах. Социально-психологический облик народа нашей страны - это предмет давних дискуссий, в которых сколько участников, столько и мнений: прежде всего об особенностях понимания свободы. Так уж сложилось, что для нашего сознания формально-правовое или сугубо политическое восприятие демократических свобод не имеет такого первостепенного значения, как для западного человека. Несомненно, что сегодня личность в России гораздо более суверенна в своих отношениях с обществом и государством. Однако, образно говоря, посредников в системе этих отношений остается много. Не все из российских традиций может устраивать нас самих., с чем-то примириться достаточно трудно, всем нам не хватает в общественном развитии здоровых рациональных, прагматических начал. Будем надеяться, что по мере дальнейшего оздоровления экономической и политической жизни России все это придет.
Заключение
  • Демократия - не просто машина для голосования, не выразитель воли "механического большинства", а система, учитывающая различные интересы населения, включая этнические меньшинства. Не важно, что какой-то народ составляет всего лишь доли процента, для истории он не менее важен, чем многочисленные нации. Полиэтничность России дополняется и ее многоконфессиональностью.
Перечень использованных источников
    • https://ru.wikipedia.org/wiki/
    • Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой
    • https://ru.studentmedic.ru/

План презентации 1. Легитимность vs. демократический дефицит: что такое и откуда взялось? 2. Демократический дефицит налицо: проблемы 3. Крутые перцы: Моравчик, Майоне, Фоллесдал и Хикс о демократическом дефиците 4. Пути решения проблемы: что предлагает Лиссабон? 5. Вопросы для дискуссии Иллюстрации к презентации: frankandfrank,


A legitimate system of government is one based on authority: that is, those subject to its rule recognise its right to make decisions even if they disagree with the decisions themselves (Hague & Harrop). Легитимность vs. демократический дефицит Два основных источника легитимности: информация на входе, результаты на выходе. Иллюстрации к презентации: frankandfrank,


Легитимность vs. демократический дефицит Три способа обеспечения легитимности на входе (в демократических обществах): люди, принимающие решения, является представителями граждан; граждане имеют возможность выбирать людей, принимающих решения (выбор среди большого числа); участие граждан выходит за пределы участия в избирательном процессе (демонстрации, референдумы и т.д.). Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Легитимность на входе vs. легитимность на выходе


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, The democractic deficit is a phrase used to indicate the shortfall in the running of an organization against a democratic yardstick (Hague & Harrop). Легитимность vs. демократический дефицит Проблемы демократического дефицита в ЕС: граждане не понимают, кто управляет Евросоюзом; не ведется никаких политических дебатов о направлениях развития ЕС (гражданам не предоставлено право выбора); существуют вопросы о демократичности мандатов европейских институтов (назначаемая КЕС, члены Совета, избираемые на национальных уровнях, избираемый (при крайне низкой явке), ограниченный в своих полномочиях Парламент); политические процессы не соответствуют принципам либеральной демократии: прозрачности, ответственности и участию.


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Легитимность vs. демократический дефицит Why the public should be worried by the EECs democratic deficit (Bill Newton Dull, 1986). отсутствие прямого демократического контроля европейских дисижнмэйкеров со стороны общественности; все решения принимаются СМ за закрытыми дверями и после этого мгновенно становятся обязательными для исполнения; СМ никому не подотчетен, его решения не требуют чьего-либо последующего одобрения; ни члены парламента в Лондоне, ни европейски парламентарии не могут дополнять или отклонять решения СМ; европейские MP могут лишь высказывать свое Мнение, но до принятия решения в СМ; отсутствие демократического контроля позволяет министрам принимать неприемлемые решения в секрете. Критика Европейских сообществ:


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, любое решение на уровне Европейских сообществ должно получать демократическое одобрение большинства уже после того, как были опубликованы все детали решения; необходимо создать форум, где национальные парламентарии 12 стран-членов смогут обсуждать поправки и вносить изменения, такой форум уже есть - ЕП; СМ должен быть подотчетен ЕП во всех областях, которые находятся в ведение Сообществ; необходимо внести поправки в Римские договоры (для этого нужна общественная поддержка). Легитимность vs. демократический дефицит Why the public should be worried by the EECs democratic deficit (Bill Newton Dull, 1986). Варианты решения:


Демократический дефицит налицо низкая заинтересованность европейцев в делах Евросоюза; сокращение явки избирателей на выборах в ЕП; нежелание государств выносить на национальный референдум новые договоры ЕС (Лиссабон); Проблемы: Иллюстрации к презентации: frankandfrank, 9% о годе выборов в ЕП 1979=66% 2009~34%


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Демократический дефицит налицо технократия и постоянное усложнение функционирования ЕС; доминирование исполнительной власти; проблема председательства в ЕП; судебный активизм; мнение о том, что демократия работает только в национальном государстве. Проблемы:


Крутые перцы о демократическом дефиците Moravcsik A. (2002) In defence of the democratic deficit: Reassessing legitimacy of the EU Иллюстрации к презентации: frankandfrank, отказ от сравнения ЕС с утопичной идеальной моделью совещательной демократии; Евросоюз – не супергосударство; Евросоюзу отдан только определенный набор функций национального государства; этот набор функций и на национальном уровне не требует активной вовлеченности граждан; природа ЕС такова, что он исполняет именно такие функции – функции, демократический контроль которых должен осуществляться в соответствии с их внутренней логикой.


ЕС Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Moravcsik A. (2002) In defence of the democratic deficit: Reassessing legitimacy of the EU Европейское конституционное регулирование Легитимный и демократичный


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Majone G. (2006) The common sense of European Integration Майоне и Моравчик (общее): отказ от сравнения ЕС с национальным государством со всеми его функциями; значимость супранационального конституционного порядка, созданного в процессе интеграции.


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Majone G. (2006) The common sense of European Integration Майоне – радикал!!! разрешение проблемы дем.дефицита – поддержка большинством европейцев создания супранационального федеративного государства; отсутствие такой поддержки; демократические дефицит – плата за нежелание расставаться с национальным суверенитетом; институциональная структура ЕС – не место для эффективного процесса принятия решений; решение проблемы дем.дефицита в подобной ситуации – сокращение, а не расширение полномочий супранациональных органов; расширение полномочий ЕП – это псевдорешение! Дем.дефицит – сами виноваты


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Follesdal and Hix (2006) Why there is a democratic deficit in the EU: A response to Majone and Moravcsik Уважение, но несогласие с идеями Моравчика и Майоне Классическое восприятие проблем демократического дефицита Классические решения этой проблемы


Усиление ЕР Избрание предс" title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс" class="link_thumb"> 15 Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание председателя КЕС напрямую ЕП Расширение полномочий председателя ЕП Введение процедуры гражданской инициативы Введение процедуры осведомления национальных парламентариев о новых европейских законопроектах При этом, Сохранение монополии КЕС на законодательную инициативу (существенно ослабляет ЕП) Выборы президента ЕС в Европейском совете, а не гражданами Евросоюза усиление ЕР Избрание предс"> усиление ЕР Избрание председателя КЕС напрямую ЕП Расширение полномочий председателя ЕП Введение процедуры гражданской инициативы Введение процедуры осведомления национальных парламентариев о новых европейских законопроектах При этом, Сохранение монополии КЕС на законодательную инициативу (существенно ослабляет ЕП) Выборы президента ЕС в Европейском совете, а не гражданами Евросоюза"> усиление ЕР Избрание предс" title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс"> title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс">


А как Вы считаете, существует ли в Европейском союзе проблема демократического дефицита? Вопросы Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Как Вы думаете, способен ли Лиссабонский договор решить проблему дем.дефицита?

ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ? народовластиесвободаравенство -свободные и равные выборы, -гарантии прав меньшинства, -активность негосударственных организаций, -полит.активность граждан, -экономическая свобода. Демократия Демократия-способ организации политической системы и всей жизни общества.




ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ. Самостоятельность и равноправие общест- венных элементов Отказ от диктатуры и на- силия,решение конфлик- тов в рамках закона. многопартийность Участие партий в выборахНесколько партий Исполнительная власть контролируется законодательной В законодательной власти всегда представлена оппозиция










ПАРЛАМЕНТАРИЗМ. Определяет в общей форме цели и задачи для фракции Непосредственно пар- тии не подчиняется,но проводит в жизнь ее цели Неравенство в финансировании кандидатов. Неравенство между новичками и опытными депутатами. Отбор кандидатов самими партиями.


ПАРЛАМЕНТАРИЗМ. Государственное финансирование избирательной компании. Гарантии доступ- ности СМИ для любого кандидата в депутаты Участие в первич- ных выборах как членов, так и сто- ронников партии Отмена существующих цензов в ряде стран(в США- до 50 цензов).


Демократические реформы в РФ. РФ-демократическое, федеративное, правовое госу- дарство с республиканской формой правления. «сильный» президент Определяет: -основные направления политики, -предоставление гражданства и политического убежища, -главнокомандующий ВС и глава Совета Безопасности, -чрезвычайное и военное положе- ние, Определяет: -назначает референдумы, -подписывает федеральные законы, -приостанавливает законы проти- воречащие Конституции,нарушаю- щие права и свободы граждан, -отставка правительства и роспуск Государственной Думы.






Демократические реформы в РФ. -Разрабатывает бюджет и обеспечивает его выполне- ние, -обеспечивает единую по- литику во всех областях общественной жизни, -управляет федеральной собственностью, -обеспечивает законность и безопасность и т.д. -Председатель, -Заместители, -Федеральные Министры.







(граждане принимают участие в подготовке и принятии политических решений)

общее собрание гражданПлебисцитарная

(граждане принимают непосредственное участие в утверждении политических решений)

референдумПредставительская

(опосредованное участие граждан в управлении государством через выборы)

Проблемы осуществления народовластия:

Ограниченность политического

участия граждан (в основном - выборы)

Политическая некомпетентность

значительной части граждан

Игнорирование интересов

меньшинства общества

(принятие решений по принципу большинства)

Политическое и экономическое

неравенство граждан (разделение на элиту и массу)

Основные концепции (модели) демократии:

Электоральная демократия

Демократия отождествляется с наличием

конкурентных и свободных выборов

Й. Шумпетер: «Демократия означает не то, что люди действительно управляют, а то, что они имеют возможность избрать правителя»

ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА

ОБЩЕСТВО

Плюсы и минусы электоральной демократии:

Преимущества:

Решение проблемы политической некомпетентности граждан

(избирают власть, но не управляют)Недостатки:

1. Максимальное ограничение политического участия граждан

2. Отсутствие механизмов контроля за действиями власти со стороны общества

Партиципаторная демократия

Максимальное расширение участия

граждан в управлении государством

(активное применение прямой и плебисцитарной форм демократии)

Повышение уровня политической

культуры и информированности граждан

Электронная демократия

возрождение механизмов прямого народовластия за счет использования электронных средств массовой коммуникации

Плюсы и минусы партиципаторной демократии:

Преимущества:

Максимально воплощает принцип народовластия

Б. Барбер: «Демократия – это прямое правление образованных граждан

Недостатки:

1. Сложность осуществления на практике

2. Предполагает выработку общего интереса граждан

(дискриминация интересов меньшинства)

Плюралистическая демократия:

Существование разветвленной системы

групп интересов

Принятие решений на основании

компромисса между группами интересов и властью

ГРУППЫ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ

ОБЩЕСТВО

Плюсы и минусы плюралистической демократии:

Преимущества:

1. Наличие у общества возможности влиять на правящую элиту

2. Возможность учета интересов меньшинства при принятии решений

Недостатки:

1. Создает высокий уровень политического неравенства граждан

(различные группы интересов имеют неодинаковое влияние на власть)

2. Группы интересов могут иметь предрасположенность к олигархизации

«Минимальный набор» признаков демократического режима (Р. Даль,

Л.Даймонд):

Свободные и конкурентные выборы

Условия для политической

конкуренции (свобода оппозиционной деятельности)

Гарантии политических прав и свобод

Наличие разветвленной системы

институтов гражданского общества

(профсоюзы, общественные организации, негосударственные СМИ)

Существование механизмов защиты

интересов меньшинства (автономия, право вето)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Политический режим Демократический (демократия) Антидемократический Авторитарный авторитаризм Тоталитарный тоталитаризм

Демократия (от греч. «демос»-народ «кратос»-власть) – власть народа.

Демократия – это власть народа, исходящая от народа и для народа. А. Линкольн

Демократия – это когда народ сам определяет свою судьбу. А. Солженицын

Формально-юридические принципы демократии. Власть принадлежит народу, народ – источник власти, его воля в конечном счёте является решающей. Равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми законодательно-закреплёнными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлении обществом и государством. Признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов меньшинства. Право на многообразие политических объединений и политического мировоззрения

Гарантии функционирования демократии Создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата. Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью. Наличие возможностей для своевременного полного политического информирования граждан. Уапрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников. Гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых её представителей.

Формы демократии Прямая (непосредственная) – это принятие основных решений непосредственно всеми гражданами на выборах, референдумах, сходах и т.д. Представительная – это принятие основных решений выборными учреждениями (парламентом, городским собранием и др.) или выборными представителями (депутаты, делегаты, члены собрания и др.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ВЫБОРАХ

Избирательное право - это Активное право Пассивное право это право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т.д.) в качестве избирателя. Это право граждан быть избранными в представительные органы власти.

Основные принципы участия граждан в выборах. всеобщность равноправие тайное голосование альтернативность.

Нормативно-правовые акты РФ регламентируемые выборы: Закон РФ «о выборах президента» Закон РФ «о выборах депутатов государственной думы». Законы субъектов «о региональных выборах».

Ответственность за нарушение законодательства о выборах: Гражданское право Административное право Уголовное право

РАЗВИТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

Однопартийная Двухпартийная Два с половиной («два с плюсом») Многопартийная (полипартийная) Власть осуществляет одна партия У власти одна из двух больших партий Рядом с двумя традиционными партиями у власти находится третья Несколько влиятельных партий борются за власть и собирают значительное число голосов СССР, Куба, Индия, КНДР, КНР США (демократы и республиканцы), Великобритания (лейбористы и консерваторы) Германия: ХДС/ХСС+СвДП, СДПГ+СвДП Франция, Италия, Испания, Израиль, Швеция

Избирательные системы Мажоритарная Пропорциональная Избранным считается тот, кто получил в округе голосов больше других. Недостаток: не отражается соотношение политических сил. Пример: на 1 место претендуют кандидаты А,В,С. А – 7 млн голосов В – 6 млн голосов С – 5 млн голосов Т.к. 7 > 6 > 5, то победил кандидат А, но 7


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nloeda.ru»