Эмоциональная память в психологии презентация. Презентации на тему память человека, скачать для классного часа. Список использованной литературы

Подписаться
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:

ПАМЯТЬ Подготовила: учитель математики МКОУ «Троицкая СОШ» Игуменова И.С.

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека
Наглядно-образная память

Выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.
Словесно-логическая память

Зависит от сочетаний кинестетических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.
Двигательная память

Это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.
Эмоциональная память

Кратковременная память - сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания.
Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память.

Долговременная память служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Важнейшим процессом здесь выступает запоминание.

Известные в психологии приемы запоминания делятся на логические (смысловые) и механические.

Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания - повторении.

Повторение - самый распространенный метод запоминания. Здесь нужно знать следующие правила: 1) большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом;

2) число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучиваемого материала;
3) повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в памяти человека остается не менее 50% запомненного, а через день эта цифра доходит до 30-35%).

Тренировка памяти
Эффективность запоминания вычисляется по формуле: Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100, получаем % эффективного запоминания.
1. Украинец 2. Экономка3. Каша 4. Татуировка 5. Нейрон 6. Любовь 7. Ножницы 8. Совесть9. Словарь10. Глина 11. Масло 12. Бумага 13.Сладости 14. Логика 15. Социализм 16. Глагол 17. Прорыв 18. Дезертир 19. Свеча 20. Вишня
Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Вы должны написать все 20 слов с их номерами так, как вы их запомнили. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Что такое память? Выполнила: Валиуллина Айша Руководитель: Гуськова Елена Анатольевна

2 слайд

Описание слайда:

Цель работы: Выяснить что такое память, возможности человеческой памяти, изучение памяти у ребят 3 «В» класса. Задачи: Изучить особенности и виды памяти; Определить виды памяти у учащихся; Провести диагностику по изучению памяти у учащихся 3 «В» класса; Проанализировать, оценить и сравнить память учащихся; Изучить способы развития памяти; Разработать рекомендации с упражнениями для учащихся. Гипотеза: Допустим, что память у всех ребят одинаковая.

3 слайд

Описание слайда:

ПЛАН 1. Память. Какова ее роль в нашей жизни? 2. Органы чувств и виды памяти. 3. В чем особенность памяти человека. 4. Возможности человеческой памяти. Некоторые законы памяти. 5. Отрицательные факторы влияющие на память. 6. Проведение диагностики и подведение итогов. 7. Вывод.

4 слайд

Описание слайда:

Память. Какова ее роль в нашей жизни? Память – это способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать в своей жизни. Память связана с мозгом человека. Мозг получает различную информацию, перерабатывает её и сохраняет. Если бы у нас не было памяти, проснувшись, мы бы не поняли, куда и зачем нам надо идти, и что там делать. Мы не помнили бы себя, свое имя, адрес. Забыли бы родной язык и не смогли сказать ни слова. Чувствовали голод и жажду, но не помнили, где взять еду и воду.

5 слайд

Описание слайда:

Человек начинает запоминать уже в утробе матери. По мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать уже в 20 недель.

6 слайд

Описание слайда:

Органы чувств и виды памяти Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. В зависимости от того, какую информацию мы запоминаем, можно выделить: память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), на образы (образная), память на расположение предметов в пространстве, лица, числа и т.д. Соответственно выделяют: зрительную слуховую обонятельную осязательную вкусовую

7 слайд

Описание слайда:

Особенность памяти человека У всех живых существ есть память. Примитивные формы памяти есть даже у насекомых. Человеческая память более многогранна. Только человеку свойственна память на слова (словесная память). Люди давно осознали, что память – это мощное средство. Мы знаем ряд исторических личностей, которые прославились и достигли успеха благодаря своей незаурядной памяти. Например, по свидетельству современников, полководцы Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат. А это около 30 тысяч человек! Философ Сенека был способен повторить 2 тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь один раз. 150 повторений, чтобы червяк «запомнил» по какому пути двигаться безопасно Александр Македонский Юлий Цезарь Философ Сенека

8 слайд

Описание слайда:

РЕКОРДЫ ПАМЯТИ. Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов. Мехмед Али Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов Корана за шесть часов. Валерий Лавриненко запоминает 100 знаков за две с половиной минуты, а 200 - за три, делая при этом максимум две-три ошибки. Он воспроизводит числа в любом порядке и опишет внешность людей, предложивших эти числа. Особенно полезна память на телефонные номера. Китаец Гу Ян Линь в свои 26 лет помнит 15 тысяч телефонных номеров Харбина. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Самвел Гарибян безошибочно воспроизводит 1000 продиктованных ему слов, произвольно выбранных из десяти языков. Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года!

9 слайд

Описание слайда:

Но далеко не все талантливые и успешные люди обладали феноменальной памятью. Человек давно изобрел ряд приемов, которые могут помогать нашей памяти. Если хотим что-то выучить, повторение материала – одно из важных условий запоминания. Но утомительное «зазубривание» материала может быть не всегда полезно. Повторения должны быть распределены во времени. Возможности человеческой памяти. Некоторые законы памяти Если информации, которую надо запомнить много, ее надо структурировать. Например, чтобы лучше запомнить и пересказать текст мы можем сделать следующее: - выделить основные мысли, - составить план рассказа - использовать иллюстрации, которые ассоциируются с содержанием текста.

10 слайд

Описание слайда:

Примером мнемотехники может служить известное выражение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Оно помогает нам запомнить порядок цветов в радуге. Легко запоминающееся зарифмованное грамматическое правило: «Жи -, ши- пиши с буквой «и» - еще один пример мнемонического приема. Мнемозина –Богиня памяти В греческой мифологии была богиня – Мнемозина, жена Зевса, мать девяти муз. Греки почитали её, поэтому и искусство запоминания назвали её именем. Мнемотехника уходит своими корнями в глубокую древность, насчитывает как минимум 2 000 лет. Искусство запоминания назвали мнемотехника (или мнемоника) – это искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций (связей).

11 слайд

Описание слайда:

Одним из эффективных приемов запоминания является обычная «шпаргалка». Когда мы ее готовим, мы лучше запоминаем. Например, «шпаргалки» со списком продуктов мы готовим, когда идем в магазин. Возможности человеческой памяти. Некоторые законы памяти Есть несколько законов памяти. Например: - редкие и странные явления запоминаются лучше; - лучше запоминается начало и конец книги, рассказа, фильма и проч.; - лучше запоминаются неоконченные действия, дела и события, чем завершённые.

12 слайд

Описание слайда:

Возможности человеческой памяти. Некоторые законы памяти Несколько советов как «помочь» своей памяти при подготовке школьных заданий: - Не перегружайте внимание во время занятий большим количеством предметов на столе - Разбивайте работу на «блоки»: 20-30 минут занятий одним предметом, затем короткий отдых - Если чувствуете, что устали от одного занятия, переключитесь на другой. - Не нагружайте только один вид памяти: старайтесь во время занятий и говорить, и писать - Концентрируйте внимание на основном занятии, не отвлекайтесь на телевизор и компьютер.

13 слайд

Описание слайда:

Отрицательные факторы, влияющие на память: Отрицательное психологическое состояние (волнение, стресс и т.д.); Химические вещества; Медицинские препараты Курение; Алкоголь.

14 слайд

Описание слайда:

У вас хорошая память? (тест) О пожилых людях говорят, что из-за усиливающегося склероза они становятся рассеянными и забывчивыми. В действительности же забывчивость не является «привилегией» только пожилых. Увы, «дырявая» память может быть у людей разных возрастов. А какая у вас память? Чтобы получить ответ на этот вопрос, воспользуйтесь следующим тестом.

15 слайд

Описание слайда:

В течение 1 минуты - положите перед собой часы - прочтите 25 слов, закройте текст и за 5 минут запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить. Подсчитайте число написанных слов и оцените каждое написанное слово в 1 балл. По сумме баллов определите, к какой категории вы можете себя отнести. Корова, мама, слон, лом, картошка, женщина, заяц, ложка, полы, лампочка, радио, фильм, букет, трава, самолет, аромат, сердце, месяц, автомобиль, поезд, вертолет, Карпаты, сено, перевал, столетие.

16 слайд

Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА 6 баллов и меньше. Ваша память (в первую очередь зрительная) не в лучшем состояний. Но это вовсе не безнадежно - займитесь регулярными упражнениями по тренировке памяти, например чтением книг, запоминанием текстов и т. д. Помогает и счет в уме. Употребляйте витамины. При случае посоветуйтесь с врачом или психологом об индивидуальных методах профилактики забывчивости. 7-12 баллов. Память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиться, а это всегда мешает запоминанию. 13-17 баллов. Результаты ваши вполне приличны, и вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет. 18-21 балл. Отличный результат, который доказывает, что у вас незаурядная память. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. За память свою не беспокойтесь. Свыше 22 баллов. У вас прекрасная, если не сказать, феноменальная, память!

Слайд

Подводя итог своей работы, я могу сказать, что цели и задачи, поставленные мной в начале работы, я считаю достигнутыми. Приведенные выше факты и диагностика, говорят о том, что память у людей различна. Обработка данных показывает, что у одних преимущественно преобладает слуховая память, у других зрительная. Но есть и такие, у которых хорошо развиты сочетания всех видов памяти. В результате проведенных мной опытов я получила статистические данные о развитости слуховой и зрительной памяти у одноклассников, узнала, какой материал запоминается ими лучше и что для них более интересно. Надо помнить, что наша память во многом зависит от нас. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки. Научись говорить себе «да» и это будет решением проблемы.

ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. ПАМЯТЬ - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков умений и их использования в дальнейшей жизни. служит основой приобретения знаний, навыков умений и их использования в дальнейшей жизни. Она необходимое условие единства личности, ее целостности и самого существования человека. Она необходимое условие единства личности, ее целостности и самого существования человека.


Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее: - Память развивается в процессе деятельности, требующей Запоминания; - Память развивается в процессе деятельности, требующей Запоминания; - Лучше запоминается то, что связано с интересами личности; - Лучше запоминается то, что связано с интересами личности; - Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше Развивается вид памяти, необходимый для его деятельности; - Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше Развивается вид памяти, необходимый для его деятельности; - Логическая связь мыслей способствует запоминанию. - Логическая связь мыслей способствует запоминанию.






Процессы памяти В памяти различают четыре основных процесса: В памяти различают четыре основных процесса: 1. Запоминание; 1. Запоминание; 2. Сохранение. 2. Сохранение. 3. Забывание. 3. Забывание. 4. Восстановление. 4. Восстановление. Главным из которых является запоминание. Главным из которых является запоминание.


Виды памяти: Различают несколько видов памяти: Различают несколько видов памяти: по степени волевой регуляции: по степени волевой регуляции: 1. Непроизвольная- 1. Непроизвольная- процесс удержания информации происходит сам по себе. процесс удержания информации происходит сам по себе. 2. Произвольная 2. Произвольная - человек ставит перед собой задачу запоминания информации. - человек ставит перед собой задачу запоминания информации.


Виды памяти: По объекту запоминания: По объекту запоминания: 3. Словесно-логическая – 3. Словесно-логическая – запоминание словесных формулировок, математических символов, теоретических положений. запоминание словесных формулировок, математических символов, теоретических положений. 4. Наглядно-образная – 4. Наглядно-образная – запоминание наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, цветов, природных явлений. запоминание наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, цветов, природных явлений.


Длительность сохранения информации Долговременная - сохранение информации на длительный период времени. Долговременная - сохранение информации на длительный период времени. Кратковременная- сохранение информации на непродолжительный период времени. Кратковременная- сохранение информации на непродолжительный период времени. Оперативная- проявляется в процессе выполнения отдельных операций (рабочая смесь между кратковременной и долговременной памятью). Оперативная- проявляется в процессе выполнения отдельных операций (рабочая смесь между кратковременной и долговременной памятью).


Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Вид памяти Необходима в профессиях Вид памяти Необходима в профессиях Произвольная - Во всех Произвольная - Во всех Непроизвольная Во всех Непроизвольная Во всех Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, дипломат Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, дипломат Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф Эмоциональная Артист, писатель, композитор Эмоциональная Артист, писатель, композитор Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель


Гигиена памяти мнемотехника Правила гигиены памяти. Приемы мнемотехники и способы тренировки памяти. Правила гигиены памяти. Приемы мнемотехники и способы тренировки памяти. Мнемотехника –это искусство запоминания. Мнемотехника –это искусство запоминания. Условием постоянной готовности памяти к запоминанию является соблюдение следующих правил гигиены памяти: Условием постоянной готовности памяти к запоминанию является соблюдение следующих правил гигиены памяти: а) мини-перерывы через каждые 4045 мин интенсивной умственной работы; а) мини-перерывы через каждые 4045 мин интенсивной умственной работы; б) большие перерывы на 1520 мин через каждые 22,5 ч с физической разминкой; б) большие перерывы на 1520 мин через каждые 22,5 ч с физической разминкой; в) полноценный регулярный сон; в) полноценный регулярный сон; г) ритмическое полноценное питание; г) ритмическое полноценное питание; д) отказ от кофе, чая при утомлении. д) отказ от кофе, чая при утомлении. Приемы мнемотехники: Приемы мнемотехники: в 1-й день 2-3 повторения; в 1-й день 2-3 повторения; во 2-й 1-2 повторения; во 2-й 1-2 повторения; в 4, б, 9-й и т. д. по одному повторению. в 4, б, 9-й и т. д. по одному повторению.


Способы запоминания Способ Цицерона Способ Цицерона для людей с хорошо развитой двигательной, кинестетической памятью. для людей с хорошо развитой двигательной, кинестетической памятью. Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить их вы сможете найти, опять представив себя обходящим комнату, Вспомнить их вы сможете найти, опять представив себя обходящим комнату, предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе». предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».


Способы запоминания Группировка. Группировка. Провести смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, Провести смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, например, по количеству элементов в каждом из объектов: например, по количеству элементов в каждом из объектов: карандаш (похож на цифру 1), карандаш (похож на цифру 1), очки (2 стекла), очки (2 стекла), люстра (3 лампочки), люстра (3 лампочки), стул (4 ножки), стул (4 ножки), звезда (5 лучей), звезда (5 лучей), жук (6 ног). жук (6 ног).


Диагностика Дневник самоопределения стр.7. Дневник самоопределения стр.7. Слуховое запоминание. Слуховое запоминание. Зрительное запоминание Зрительное запоминание Моторно-слуховое запоминание. Моторно-слуховое запоминание. Зрительно-моторно-слуховое запоминание. Зрительно-моторно-слуховое запоминание. Смысловое и механическое запоминание Смысловое и механическое запоминание (методика стр.127) (методика стр.127) Пиктограмма (методика стр. 138) Пиктограмма (методика стр. 138) Определение доминирующего вида памяти. Определение доминирующего вида памяти.


Диагностика наглядно-образной памяти Диагностика наглядно-образной памяти Посмотри на рисунок 20 секунд. Через 20 секунд нарисуй или запиши в течение 1 мин., те образы которые запомнил. Посмотри на рисунок 20 секунд. Через 20 секунд нарисуй или запиши в течение 1 мин., те образы которые запомнил.







Обработка данных Коэффициент типа памяти- количество правильно воспроизведенных слов разделить на 10. Коэффициент типа памяти- количество правильно воспроизведенных слов разделить на 10. Слуховая Слуховая Зрительная Зрительная Моторно-слуховая Моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая


Способы запоминания Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. Слова упорядочиваются с помощью рифмы, причем лучше, если объекты по сюжету будут активно действовать. Слова упорядочиваются с помощью рифмы, причем лучше, если объекты по сюжету будут активно действовать. Из слов Из слов шар, желток, шар, желток, медь, самовар, медь, самовар, бритва, товар бритва, товар можно составить фразу: можно составить фразу: Бритве шар принес товар желтый медный самовар. Бритве шар принес товар желтый медный самовар.




Приемы тренировки памяти Метод Айвазовского. Метод Айвазовского. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. В течение 35 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях запомнить объект. В течение 35 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях запомнить объект. Закройте глаза постарайтесь добиться максимально четкого и яркого представления объекта, Закройте глаза постарайтесь добиться максимально четкого и яркого представления объекта, рассмотрите детали изображения. рассмотрите детали изображения. Задавайте себе вопросы о подробностях объекта и ответьте на них по изображению. Задавайте себе вопросы о подробностях объекта и ответьте на них по изображению. Опять откройте глаза на 1 с, дополните образ. Опять откройте глаза на 1 с, дополните образ. И так несколько раз. И так несколько раз.


Метод спичек. Метод спичек. Метод спичек. Бросьте на стол 45 спичек. В течение 23 с запоминайте их расположение. Бросьте на стол 45 спичек. В течение 23 с запоминайте их расположение. Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Если не все удалось запомнить, посмотрите на спички еще 1 с и воссоздайте образ точнее. Если не все удалось запомнить, посмотрите на спички еще 1 с и воссоздайте образ точнее. Ежедневно увеличивайте количество спичек на одну. Ежедневно увеличивайте количество спичек на одну. Когда достигнете 1214 штук, опять начните с 4 5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок. Когда достигнете 1214 штук, опять начните с 4 5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок.


Анализ событий дня. Анализ событий дня. Анализ событий дня. Вечером перед сном в течение 57 мин в очень быстром темпе восстановите цепь основных событий дня с мысленным воспроизведением образов новых знакомых, Вечером перед сном в течение 57 мин в очень быстром темпе восстановите цепь основных событий дня с мысленным воспроизведением образов новых знакомых, их имен, манеры поведения, телефонов. их имен, манеры поведения, телефонов. Старайтесь воссоздать все именно в том порядке, как это происходило, Старайтесь воссоздать все именно в том порядке, как это происходило, с точным и ярким воспроизведением имевших место ощущений. с точным и ярким воспроизведением имевших место ощущений.


Упражнения для освоения некоторых приемов мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


Мнемотехника Упражнение 1. Упражнение 1. Положите на стол 7 предметов и покройте их платком. Положите на стол 7 предметов и покройте их платком. Снимите платок. Сосчитайте до десяти, Снимите платок. Сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, постарайтесь как можно точнее описать на бумаге виденные предметы. затем, опять закрыв вещи, постарайтесь как можно точнее описать на бумаге виденные предметы. Со временем число предметов может быть доведено до пятнадцати. Со временем число предметов может быть доведено до пятнадцати.

Методики изучения памяти

Выполнили студентки

«Дзержинского педагогического колледжа»

группы ПНК-2

Медведева Е.В, Бегина Е.Ю, Абдуллина Г.И.


Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный, памяти, по сути дела перестает быть человеком.

Память - это познавательный процесс в ходе которого происходит запечатление, сохранение, воспроизведение, удаление информации. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.


Методики изучения памяти

Методик изучения памяти существует довольно много. Первую еще придумал в конце 19 века Герман Эббингауз. (метод заучивания, метод повторения, сохранения и ряд других.)



Среди методик изучения памяти есть объединение специальных тестов, которые используются психологами для изучения разных видов и процессов памяти человека.

1.Методика двойной стимуляции

2.Методика «Пиктограмма» (по А.Р.Лурия);

3.Методика «Память на числа»

4.Методика «Воспроизведение текстов»


Методика двойной стимуляции - психологическая методика, разработанная на основе теории Льва Семеновича Выготского об опосредствованном характере высших психических функций.

МЕТОДИКА ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ


Цель методики: определить условия увеличения продуктивности опосредованного запоминания и его объем, определить объем зрительной и слуховой памяти

Оборудование : 15 слов и 15 картинок, связанных по смыслу со словами (1-й набор), 15 слов и 15 картинок, не связанных по смыслу со словами (2-й набор), 15 слов и 30 картинок (3-й набор)

Возрастной диапазон : 15-17 лет


Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания. Представляет большую ценность для диагностики шизофрении. Предложена Лурия.

Методика «Пиктограмма»


Цель методики: изучение эффективности и объема опосредованного запоминания, определение объема слуховой памяти.

Оборудование: 2 набора отвлеченных понятий (по 20 в каждом), 2 листа чистой бумаги.

Возрастной диапазон: 14-16 лет


Методика "Память на числа" предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Методика «Память на числа »


Цель методики: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Возрастной диапазон: В зависимости от сложности текста, эту методику можно проводить и для детей и для взрослых

Методика «Воспроизведение текстов»


Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести.

Методики:

1.Куб Линка.

2.Изучение типа памяти.

3.Методика «Заучивания 10 слов».

4. «Узнавание фигур»


Цель методики: Определение степени сообразительности испытуемого при решении простейшей конструктивной задачи.

Оборудование: 1. Набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены в красный, зеленый и желтый цвета по следующему расчету

В проведенных этого эксперимента при первом сложении куба наилучший результат был 3 мин 10 с, наихудший - 18 мин 5 с. При втором - наилучший - 1 мин 51 с, наихудший - 11 мин 35с.

Куб Линка


Цель: Определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Возрастной диапазон: от 6-7 лет

Изучение типа памяти



Цель методики: Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможностей и, соответственно, объема отсроченного воспроизведения.

Оборудование: Для запоминания используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа.

Возрастной диапазон: не ранее 7,5-8-летнего возраста

Методика заучивания 10слов


Цель методики: Исследовать объем зрительно-предметной памяти и способность к узнаванию

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур с разным расположением

Возрастной диапазон: 8-10 лет

Узнавание фигур


Вывод

В ходе проделанной работы можно сказать, что существует довольно много методик изучения памяти, но самая первая из них была придумана еще в 19в. Так же можно сказать, что среди методик памяти есть объединение специальных тестов, таких как: 1. Методика двойной стимуляции 2. Методика на память 3. Методика пиктограмма 4. Методика воспроизведения текстов. Исходя из этого, можно сказать, что методика " память на числа "- позволяет оценить объем непосредственной наглядно - образной памяти, Методика "пиктограмма"- это методика для изучения непосредственного запоминания, которое доминирует у взрослого человека, Методика " воспроизведение текстов " - помогает исследовать смысловую память. Для произведения всех представленных методик психолог в основном использует наглядный материал, для лучшего усвоения.

Память -ОСНОВА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БЕЗ НЕЕ НЕВОЗМОЖНО ПОНЯТЬ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, СОЗНАНИЯ, ПОДСОЗНАНИЯ. ОЭТОМУ ДЛЯ П ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НЕОБХОДИМО КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЗНАТЬ О НАШЕЙ ПАМЯТИ.

Виды памяти: Непроизвольна я и произвольная Словеснологическая непосредстве нная Мгновенная Долговремен ная образная Оперативная Слуховая Кратковрем енная Зрительная Двигательная Эмоциональна я

Мгновенная память определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора (в рецепторах). Информация там хранится очень недолго – от долей до нескольких секунд

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

Эмоциональная память -- это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.

непроизвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести. · произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

ОСНОВНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПАМЯТИ ЯВЛЯЮТСЯ: быстрота запечатления объем точность воспроизведения длительность сохранения готовность к использованию сохраненной информации

Чтобы совершенствовать и развивать память, вы можете использовать следующие приемы: Повторение заученного. Руководитель должен периодически освежать в памяти все запомненное (перечитывать, продумывать, перелистывать и т. д.).

Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить виденное, надо развивать наблюдательность. Наблюдательность способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д.

Гигиена памяти. Память является важнейшей функцией интеллекта. Можно вполне уверенно сказать: есть память есть человек, нет памяти - нет человека. Поэтому каждый человек должен соблюдать гигиену памяти.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ 1)Индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с плохой памятью не все забывают. 2)Индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nloeda.ru»