Эстамп по аппликации. Натюрморт «Фрукты. Эстамп «Осенние листья». Нетрадиционные техники рисования Эстамп примеры

Подписаться
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:

В отличие от многих других видов искусства, эстамп достаточно молодое явление. Он возник на рубеже XIV - XV веков. Несмотря на то, что возникновение произошло значительно раньше, в Китае, она так и не вышла за его пределы.

Главным толчком в возникновении и развитии эстампа было изобретение печатного станка в Германии в 1444 году.

После возникновения печати, появилась необходимость иллюстрирования печатной продукции. Для этой цели была выбрана гравюра. И уже во второй половине XV века появляются книги с иллюстрациями. Именно графика давала человеку наглядные представления о мире вплоть до середины XIX века - возникновении фотомеханики.

В различные периоды наиболее активно развивается та или иная техника эстампа.

Например, в XV веке существуют только две техники эстампа: резец и обрезная ксилография.

В XVI веке рождается техника офорта и кьяроскуро.

XVIII век был наиболее богатым на появление новых техник. Родились такие техники как: меццо-тинто, акватинта, пунктир, лавис, карандашная мера.

Если говорить о технологиях, то существуют четыре разных способа переноса изображения, принципиально различающиеся между собой. Каждый из этих способов имеет несколько вариаций гравировки.

Первый способ - это трафарет. На место будущего изображения накладывается плоский защитный экран, в котором прорезаны различные формы, через которые и наносится краска на основу.

К способам трафаретной печати относятся вырезной трафарет и шелкография.

Вырезной трафарет характеризуется большим количеством перемычек, предохраняющих трафарет от того, чтобы он не развалился на куски.

Рис. 1. Вырезной трафарет

Шелкография - более распространенный вид трафарета. Его особенность заключается в том, что основа трафарета в шелкографии - это мелкая, обычно шелковая сетка, которая частично заклеивается специальным составом и оставляет свободным лишь рисунок. Далее сетка накладывается на бумагу, заливается краской, которая протекает через ячейки и рисунок готов.

Рис. 2. Шелкография

Второй вид эстампа - высокая печать. Она заключается в том, что поверхность печатной формы гравируют. Краска, нанесенная на печатную форму, не попадает в канавки гравировки и остается на поверхности. К печатной форме прижимается бумага и получается цельное изображение, испещренное белыми линиями.

К высокой печати относятся:

  • Гравюра на гипсе . Ее преимущество заключается в том, что гипс мягкий материал и хорошо подходит для гравировки. Гипсовая гравюра часто выглядит грубовато, но это лучший вариант для первоначального знакомства с эстампом.

Рис. 3. Гравюра на гипсе

  • Ксилография - гравюра на дереве. К ней относятся:
    • Продольная (обрезная) гравюра. Каждая линия с двух сторон вырезается ножом, а середина вынимается специальным резцом. Основа под гравюру - деревянная доска, что усложняет процесс вырезания так как она неоднородна и выступы поперек волокон часто деформируются в процессе изготовления печатной формы. Для этого типа гравировки характерна некая жесткость и скованность линий. Но своя особенная фактура деревянной доски, из которой изготовляется форма, позволяет создать совершенно неповторимый эффект.

Рис. 4. Ханс Бургкмайер. Атака из засады. Ок. 1512 г.

  • Торцовая гравюра. Больше всего для гравюрной формы подходит дерево самшит. Несмотря на то, что его трудно достать, именно оно самое плотное и лучше всего держит полировку. Гравирование производится стальными резцами разных размеров и профилей. Такие резцы называются штихели. Так же как в гипсовой и обрезной гравюрах, штрихи делаются в тех местах, которые не должны быть пропечатаны. Штихель легко режет во всех направлениях, что позволяет художнику создать разнообразные штрихи, передающие тон, форму и т. д. Штрих торцовой гравюры отличается четкостью и изяществом: густая сеть таких штрихов имеет серебристый оттенок, очень выгодно сочетающийся с черными пятнами.

Рис. 5. Вильям Аллен Роджерс. Зазывая покупателей

  • Линогравюра. Этот вид гравировки получил свое название из-за необычного материала для изготовления гравюрной формы, а именно - линолеума. Такая гравюра немного рыхлая и грубоватая, но она более монументальна, чем другие виды гравировки. Кроме того, она позволяет делать гравюры большого размера.

Рис. 6. Ю.Тышкевич. Весна. 1970.

  • Цинкография. Также является разновидностью эстампа. Эта техника заключается в том, что на лист цинка наносится рисунок специальным кислоупорным раствором, а промежутки между линиями заливаются кислотой, образовывая канавки. Такая печать отличается от офорта только своим способом.

Рис. 7. А. П. Остроумова-Лебедева. Крюков канал

  • Гравюра на картоне. Отличительная особенность этого вида эстампа заключается в том, что благодаря малому перепаду толщины, пропечатывается вся поверхность картона - в том числе и углубления. Рельеф в гравюре создается иглой; макетным ножом; с помощью подкладывания или наклеивания сверху кусочков картона; с помощью клея, песка или рельефной пасты; путем наклеивания ткани.

Рис. 8. Сергей Дудко. Тянь-Шань, Памир 2000г.

Третья техника переноса изображения - это глубокая печать.

К глубокой печати относят: офорт, резцовую гравюру, меццо-тинто, пунктир, сухую иглу, акватинту, резерваж, лавис, мягкий лак, карандашную манеру.

  • Офорт , как уже было сказано выше, похож на цинкографию. Металлическая пластина, выбранная для гравюрной формы, тщательно полируется, покрывается кислупорным грунтом, на котором процарапывается рисунок. Потом эту пластину опускают в азртную кислоту. Протравленные углубления заполняют офортной краской, затем стирают лишнюю краску с поверхности.

Рис. 9. Варлен Пен. Абхазские горы. 1967г.

  • Резцовая гравюра . Ровная металлическая пластина тщательно шлифуется. Затем на нее наносят контур изображения. Для штрихов и линий применяют штихели различных сечений, срезов и форм, самые тонкие линии наносятся иглами. Металлические заусеницы - барбы, которые остаются по краям, аккуратно срезаются шабером. Изображение заполняют густой краской. С помощью специального кожаного тампона краска легко счищается и остается только в углубленных местах. Для изображения характерны строгая организация линий и четкая моделировка формы, изображение строится при помощи параллельных или образующих косую сетку линий.

Рис. 10. А.Дюрер. Адам и Ева. 1504.

  • Меццо-тинто или черная манера . В отличие от прочих техник работы на металлической пластине, при использовании техники меццо-тинто, пластина не шлифуется, а наоборот. Художник работает по тщательно зазерненной пластине, которая дает глубокий черный фон. Места, которые должны дать светлый или серый фон наоборот выглаживаются. Процесс подготовки пластины для техники меццо-тинто является, наверное, самым трудоемким среди всех техник. Лучше всего для пластины подходит медь - она достаточно мягкая, но не хрупкая. Позволяет рельефу выдерживать значительные нагрузки не деформируясь при этом.

Рис. 11. А.Мильдеберг. Портрет писателя П.Руммо. 1955.

  • Пунктир . Это разновидность офорта. Выполняется ударами молоточком по пунсонам - острым стальным штифтам. При сильном ударе получаются темные участки, при слабом - светлые. Изображения, выполненные в пунктирной технике, отличаются эффектной легкостью и воздушностью изображения.

Рис. 12. Дж.Уокер. Портрет великого князя Павла Петровича. 1791г.

  • Сухая игла. Есть мнение, что данная техника появилась одновременно с резцовой манерой, когда самые тонкие линии проводились не резцом, а иглой. При этом высокие зазубренные наросты обычно сшлифовывались. Особенность глубокой печати в том, что идеально белый фон получается при идеально отшлифованной поверхности. Любая царапина, оставленная даже тонкой шкуркой, при печати дает фон. Царапать пластину можно любыми острыми предметами: ножом, любыми видами игл или другими острыми предметами. Это и называется сухой иглой. Линия в сухой игре расплывчатая, как в технике акварели по-мокрому.

Рис. 13. А. Ф. Кютт. Чудское озеро.

  • Акватинта. Название эта техника получила за сходство оттиска с акварелью. Перед травлением на пластину наносится специальная кислоупорная смола. Затем пластина опускается в кислоту. Для получения большего количества фактурных и тональных нюансов, некоторые художники доводят число травлений до более чем 20 этапов. Протравленные углубления заполняются офортной краской и с помощью станка выполняется оттиск на бумагу.

Мастера акватинты постоянно экспериментируют, вводят новые способы и дополнительные приёмы обработки печатной формы, используя наждачную бумагу, соль, сахарный песок и т.д.

Рис. 14. Ко Ж. Жазе с оригинала К. Верне. Охотничья травля. 1827.

  • Резерваж. В этой технике рисунок наносится пером или кистью на непосредственно саму поверхность доски специальными чернилами. Сначала готовится специальная смесь гуммиарабика с сахаром или обычной туши с сахаром. Этой смесью рисуют по обезжиренной поверхности металла. Затем покрывают твердым лаком и опускают в воду. Под воздействием воды рисунок разбухает и его аккуратно смывают. Обнажившийся металл можно травить. Получившаяся гравюра похожа на рисунок пером или кистью.

Рис. 15. А. Зуев. Жигули. Молодецкий курган

  • Лавис. Суть этой техники заключается в том, что гуммиарабика или гуашь смешивается с кислотой и этой смесью рисуют непосредственно на металле. Оттиск напоминает рисунок кистью.

Рис. 16. Ж. Б. Лепренс. Слух.

  • Мягкий лак. Техника мягкого лака создаёт эффект рисунка мягким материалом (карандаш, сангина и т.д.). Сначала заранее подготовленная пластина грунтуется мягким лаком, затем сверху накладывается лист бумаги, желательно не слишком толстый. На бумаге делается рисунок карандашами различной мягкости. После того, как рисунок был нанесен, лист бумаги отрывается от пластины вместе с грунтом. Металл протравливается и воспроизводит карандашный рисунок, ранее сделанный на бумаге.

Рис. 17. Э. Вийральт. Девочка-берберка с верблюдом. 1940.

  • Карандашная манера. Этот вид эстампа был создан для воспроизведения изображений и не получил особого распространения. Техника имитирует рисунок карандашом, углем, пастелью, сангиной. Является смешанной техникой - наполовину офортной, наполовину резцовой.

Рис. 18. Воспитание Амура. По рисунку Франсуа Буше (1703-1770). 1760-е.

И, наконец, четвертый вид эстампа - плоская печать или литография . Главное преимущество этой техники заключается в том, что она не требует от художника специальных гравировальных навыков. Принцип этой техники основан на химической неоднородности печатающей поверхности и особом свойстве литографской краски прилипать только к сухой поверхности.

На отшлифованную, но слегка зазерненную до шероховатости поверхность известняка наносится рисунок специальным литографским карандашом или тушью. Затем поверхность камня протравливается кислотным составом. Протравленные участки смываются водой, но отталкивают краску, а там, где был нанесен жировой рисунок, вода скатывается, а краска, наоборот, прилипает. Далее к камню особым прессом прижимается бумага и изображение готово. Важно помнить, что бумага должна быть достаточно плотной.

Рис. 19. А. Зуев. Лунный свет, студеный берег. 2010

Каждый отпечатанный оттиск является оригиналом, но следует помнить, что с увеличением тиражирования, уменьшается качество изображения. Это происходит из-за естественного износа гравюрной формы. Таким образом, первые изображения всегда получаются самыми лучшими.

1. Понятие эстампа

С незапамятных времен человек старается привнести в свой быт гармонию и красоту. Еще древние греки украшали однотонные стены яркими ковриками и рисунками.

В XVII веке в домашний обиход, по свидетельству историка Н.И. Костомарова, мало-помалу стали входить картины и эстампы, сначала в царских хоромах, потом у знатных лиц. Интерес к ним начал возникать и в других сословиях. Впрочем, на эстампах, которые тогда дозволяли себе вешать в золоченых рамах богатые люди, изображались преимущественно священные предметы. При этом их строго отличали от образов, и они не имели вовсе священного значения.

Линогравюра, ксилография, офорт, литография – все эти формы современной графики, объеденные общим понятием «эстамп». Массовость тиражей, невеликий формат делают эстамп современным, легко входным во все области жизни. Интерьеры квартир, гостиниц, кафе, библиотек, выставки неимоверные теперь без эстампов. Хорошие картины, эстампы, офорты, гравюры, репродукции и фотографии могут преобразить любое жилище, сделать дом неповторимым и своеобразным.

Первоначально эстамп восстал как способ репродуцирования, но в следующем благодаря богатейшим возможностям своей техники развился в большое самостоятельное искусства с богатыми традициями.

Эстамп (фр. estampe) – оттиск с гравировальной доски (гравюра, литография, шелкография, монотипия), являющийся станковым произведением художественной графики. Эстамп печатается с доски, которую гравировал сам художник, часто он же делает оттиски. Такие работы обычно являются подписными, авторскими экземплярами, считаются подлинниками. Эстампы бывают черно-белыми и цветными. Этот оттиск может быть сделан из дерева, камня, металла, линолеума, другого материала, на котором изображение предварительно было вырезано или вытравлено. Печатную форму, с которой делают оттиск, принято называть доской, а полученный с нее отпечаток – эстампом.

Ксилография – гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Краска накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге белыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют собой контурный рисунок толстыми черными линиями. Ксилография появилась в средние века в связи с необходимостью книгопечатания. (Германские художники Альбрехт Дюрер: «Четыре всадника» 1498г. и Ганс Гольбейн Младший серия гравюр «Образы смерти» 1524–1525гг.).

Линогравюра – гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксилографии. Линолеум – недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон).

Офорт – от французского eau-forte – азотная кислота. Рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

Акватинта – от итальянского aquatinta – метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислотоотталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.

Рисунок выполняется художником на бумаге или другом материале в одном экземпляре и является уникальным. Все авторские повторения и тем более копии, как правило, хуже оригинала. Но графическое изображение может быть выполнено художником и на таком материале, с которого путем обработки можно получить большое количество оттисков, каждый из которых считается оригиналом. Это эстампы и гравюры.

Эстамп представляет собой одну из отраслей графики. Тираж полученных оттисков может колебаться от нескольких штук до нескольких тысяч экземпляров, причем все оттиски считаются подлинниками. Таким образом, эстампом называют совокупность применяемых средств графической техники, предназначенной для этой цели, так и сам лист с нанесенным на него изображением.

В таком случае эстамп – это самостоятельное произведение, предназначенное для украшения интерьеров или альбомов. Выполняется он обычно в одном из трех основных видов: в гравюре, в литографии или офорте.

Некоторые искусствоведы, особенно старшего поколения, склонны считать гравюрой все то, что получено путем отпечатка с какой–либо формы, независимо от техники исполнения. Иными словами, гравюрой в этом случае называют и литографию, и офорт, и даже цинкографию, где в полиграфическом производстве используются фотомеханические способы перевода рисунка в печать, откуда и произошел устаревший теперь термин « гелиогравюра».

В современном понимании под термином «эстамп» подразумевается имеющий самостоятельное значение графический лист. Гравюры являются ещё разновидностью, наряду с литографией и офортом.

Следовательно, термины «гравюра» и «эстамп» не идентичны: эстамп может быть выполнен, как в гравюре, так и в другой технике, а гравюра, в свою очередь, может и не быть эстампом. Таковы гравюры, сделанные для книг, – это уже не эстампы, так как они не имеют самостоятельного значения.

Для печатания эстампов в полиграфической промышленности применяют специальные типографские краски.

2. ЭСТАМПЫ В БИБЛИОТЕКЕ В XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Эстамп – это произведение художественной графики, отпечаток на бумаге изображения, сделанного на печатной форме. Такие оттиски издавна присутствуют в библиотеках мира: и как гравированные иллюстрации в книгах, и как отдельные листы. В «Описи книг, привезенных из Варшавы», которая датирована 10 февраля 1797 г., значатся 8 малых ящиков с «эстампами и атласами». К концу 1810 г., то есть ко времени подписания императором Александром I рескрипта об открытии Библиотеки «на пользу общую», в ней хранились эстампы, картины, портреты и ландкарты: «12 папок, 43 связки и 42 свертка».

К началу XIX в. интерес к изобразительному искусству в российском обществе резко вырос. То, что печатная графика заняла достойное место в фондах Библиотеки, во многом является заслугой Алексея Николаевича Оленина – директора Библиотеки и президента Академии художеств. Существующее собрание гравюр следовало организовать так, чтобы стало возможным использовать его. Поэтому в 1812 г. по просьбе Оленина в звании почетных библиотекарей утвердили двух художников, «способных к смотрению за эстампами и знающих рисовальное и гравировальное искусство». В 1815 г. поручение «привести в систематический порядок … собрание эстампов и сделать оным надлежащую опись» было дано помощнику библиотекаря Ивану Андреевичу Крылову.

Тем не менее до 1840-х гг., когда директором Библиотеки стал Дмитрий Петрович Бутурлин, ситуация с хранением эстампов почти не изменилась. Хотя их поступления были незначительными, фонд все же увеличивался, а попытки упорядочить его не были доведены до конца. Положение изменилось благодаря энергичной деятельности библиотекаря Василия Ивановича Собольщикова. Именно он, один из первых знатоков изобразительного искусства в Библиотеке, заложил основы нынешнего Отдела эстампов. О проделанной им работе подробно говорится в архивном документе:

«…Собрание эстампов, состоящее из 50 000 листов, приведено в следующий порядок:

1. Эстампы с именами граверов или с монограммами разделены на школы: немецкую …, итальянскую …, голландскую …, французскую …, английскую … и русскую. … Сверх школ образовался еще отдел граверов малоизвестных …

2. Эстампы, на которых не означено имени гравера, разделены по содержанию…

3. Чтобы предохранить эстампы от повреждения и растраты и дать портфелям правильную форму, все собрание наклеено на … бумагу одинакового формата…»

Для хранения этого собрания были сделаны низкие шкафы с выдвижными полками, на которые легли основательно сделанные папки, закрытые каждая специальной шторкой. Эта работа пришлась на период, когда в мире только начинали разрабатываться основные методы гравюроведения. В 1821 г. вышло классическое руководство библиотекаря Венской королевской библиотеки, художника и гравера Адама Барча, которое, без сомнения, тщательно изучал Собольщиков. В 1859 г. при осмотре крупнейших библиотек Европы он мог убедиться, что организация фонда эстампов в С.-Петербурге вполне соответствует современному уровню. Преемником Собольщикова стал Владимир Васильевич Стасов – с 1855 г. его добровольный помощник, а впоследствии, с 1872 г., заведующий Отделением изящных искусств и технологии, в котором во второй половине XIX в. хранилась печатная графика.

К середине XIX в. собрание эстампов, состоявшее первоначально из иностранных гравюр, стало пополняться и русскими произведениями. Они поступали в соответствии с законом об «обязательном экземпляре», покупались, нередко их приносили в дар – целыми коллекциями или отдельными листами – частные лица и учреждения.

Каждый год приносил Библиотеке множество графических материалов, о самых значительных из которых можно узнать из ежегодных «Отчетов»: в 1851 г. поступили оттиски с гравированных досок времени Петра I; в 1852 г. в составе «Древлехранилища» М.П.Погодина были получены гравюры, а В.И. Даль подарил собрание лубочных листов; в 1857 г. была куплена коллекция портретов Г. Ладдея. С 1850-х гг. наряду с эстампами Библиотека комплектуется и материалами, которые выполнены уже в новой технике печати – фотографии.

Экспонирование эстампов было всегда характерно для Библиотеки. В 1850-е гг. в Отделении было устроено 4 постоянных выставки, по две в каждой из частей зала. Первая из них появилась в 1851 г., когда был сделан низкий длинный шкаф для хранения коллекции эстампов. Над ним, в спроектированных Собольщиковым особых витринах – подвижных рамках – были помещены выдающиеся гравюры итальянской, немецкой, нидерландской (голландской и бельгийской) и французской школ. Затем в 1856 г. в той же половине зала была организована вторая экспозиция, о которой «Отчет» гордостью сообщал, что подобной ей «до сих пор не существует еще ни в одном музее, ни в одной библиотеке европейской: это – собрание образцов всех граверных способов, или всех родов гравюры». Она была расположена за стеклами, на поворачивающихся рамах, прикрепленных к двум большим шкафам по всей их длине и высоте.

В мире эстампов нет случайных людей. В последние годы интерес к ним заметно увеличился и продолжает расти, в первую очередь среди искушенной публики, знатоков и опытных коллекционеров, для которых качественный эстамп – практически единственная возможность проявить бескомпромиссность в выборе авторов. Коллекционируя первые имена, эти люди обращаются к эстампам, зная наверняка, что покупают оригинал – ведь тиражи изготавливались почти всеми великими мастерами: от Дюрера, Рембрандта, Шагала до Пикассо и Уорхола.

При диапазоне цен от трех до десяти тысяч долларов эстампы покупают люди, которых трудно заподозрить в недостатке средств. В самых известных коллекциях все чаще можно найти литографию, сериографию, гравюру. По мировой статистике, 51% работ, продаваемых на зарубежных аукционах, по большей части представляют эстампы. На международном рынке искусства эстампам принадлежит уже более 30%.

При этом хороший эстамп легко не только купить, но и продать в случае необходимости, ведь цены на них растут вместе с популярностью авторов, а покупка подобной работы не требует дорогостоящей экспертизы – достаточно приобретать произведения с прозрачным провенансом и историей, обращая внимания на репутацию и имя продавца. Поэтому эстампы высоколиквидны, востребованы по всему миру и представлены на всех известных аукционах.

Тот, кто планирует покупку эстампов, хорошо осведомлен, что они открывают поистине уникальные возможности выбора работ авторства первых имен – Дали, Пикассо, Шагал создали бесчисленное множество шедевров на бумаге. Это самые «оборачиваемые» в мире художники. Тот факт, что работы были созданы при жизни автора, исключает появление новых копий, а значит, спрос на них будет стабильно расти вместе с ростом рынка искусства.

Первые имена в сериографии, литографии, гравюре – «золото» лучших собраний и идеальный подарок, который Вы можете себе позволить и мало кто ожидает получить. Признак хорошего вкуса, образованности и знания трендов арт-рынка – такой подарок невозможно превзойти.

Литография

Литография была изобретена в Германии в XVIII веке. Среди художников, использовавших эту технику: Марк Шагал, Сальвадор Дали, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Дэмиен Херст, Такеши Мураками и многие другие.

Особенность литографии состоит в нанесении художником каждого цвета или изображения на металлическую поверхность или поверхность камня при помощи специальной жирной литографской краски или литографического карандаша. Литографский камень или пластина смачивается водой, сверху кладется лист бумаги, который пропускается через литопресс. На валик пресса наносится типографская краска, оттиск получается только в тех местах, где на камень был нанесен рисунок. После того как напечатан первый цвет, рисунок соскабливается с камня или пластины, и художник наносит на ту же поверхность следующую краску. Поскольку работа выполняется самим художником или при его непосредственном участии, литографии являются уникальными авторскими произведениями.

Эстампы – это оригинальные работы, выполненные ограниченным тиражом в нескольких экземплярах. По окончании работ литографский камень и пластина уничтожаются, что полностью исключает появление в будущем копий произведения, созданного самим художником. Подлинность работ и их качество гарантируются репутацией владельцев галереи и провенансом – историей происхождения и владения произведением искусства. Тот факт, что работы являются авторскими оригиналами, подтверждают соответствующие сертификаты и наличие этих работ в международном каталоге.

Офорт

В начале XVI века рождается офорт – разновидность гравюры на металле. Этот жанр стал любимым для многих великих художников. Одной из причин тому, несомненно, была легкость в изготовлении. Если в резцовой гравюре линии на дереве или металле прорезаются вручную, то в технике офорта эту труднейшую работу берет на себя кислота. Металлическая доска покрывается специальным грунтом, устойчивым к воздействию кислоты. С помощью острой стальной иглы, проникающей сквозь грунт, художник наносит на доску рисунок. Доска помещается в азотную кислоту или в раствор хлорного железа, и рисунок протравляется до желаемой глубины. Затем грунт смывается с доски, в нее втирается краска и делается оттиск. Интересно, что в России эта техника именно из-за травления называлась «гравюра крепкой водкой».

Около середины XVIII века появляется отдельное направление – репродукционный офорт. В этой технике выполнены практически все книжные иллюстрации того периода. Но оригинальный офорт продолжает оставаться любимой техникой для многих живописцев. Большую известность имеют офорты Гойи, Каналетто, Ватто и многих других выдающихся мастеров. Особняком стоит творчество Пиранези – он был, пожалуй, самым выдающимся офортистом своего века.

В середине XIX века искусство офорта, теснимое новыми печатными техниками, угасает, но к концу столетия расцветает с новой силой и воспринимается как самостоятельное художественное направление в графике многих стран.

Во многих домах и по сей день сохранились плоские черные деревяшки с прорезанными на них незамысловатыми картинками. Немногочисленные хозяева этого советского ширпотреба и по сей день уверены, что обладают предметами искусства, именуемыми эстампами. Не то чтобы они совсем неправы, хотя о настоящем искусстве здесь не может быть и речи. Просто эстамп - это куда более широкое понятие, чем кажется многим. Разбираемся: эстамп - что это такое?

О значении этого слова

Слово «эстамп» - это русский вариант термина, занесенного к нам из Европы, где он появился еще в 14-15-м веках (по-французски estampe, по-итальянски stampa), и был непосредственно связан с развитием книгопечатания. Эстампом называли гравюрный или какой-нибудь иной оттиск с матрицы (печатной формы) на бумажный лист. Вначале эстамп не являлся самодостаточным видом искусства, а был лишь техническим способом размножения изображений. Причем весьма трудоемким, требующим от исполнителя кропотливости и высочайшего мастерства. Но с тех пор техника эстампа постоянно развивалась и совершенствовалась. Она обрастала неожиданными приемами, принимала новые очертания, и потому сейчас уже не так просто определить значение слова. Эстампы в наше время - это обобщающее название многих видов искусства.

О видах эстампа

Пытаясь понять, что собой представляет техника эстампа, обратимся вначале к истории. Прежде чем изображение распечатывают на бумаге, оно должно быть нарисовано или выгравировано на какой-нибудь основе: дереве, металле и т. д. Первыми стали появляться гравюры на дереве, позднее - на меди. Со временем возникали и прочие разновидности подобных техник. Выпуклая и углубленная гравюра - их технологии различались лишь тем, какому цвету оттиска будут соответствовать углубления на матричной доске. Литография - на плоскую поверхность наносилась краска, и полученный оттиск, как правило, не имел рельефа. В настоящее время эстампы, в зависимости от способа их получения, можно отнести к нескольким видам: высокая и глубокая печать, плоская, трафаретная. Каждый из этих видов, в свою очередь, делится на группы. Поговорим об этом немного подробнее.

Эстампная графика

Графика по-гречески - это рисунок. Перенесенная впоследствии на другой материал графика - эстамп. Но не нужно считать эстампы каким-то древним, допотопным мастерством: данный вид творчества во многих странах популярен и по сей день. Например, в Мексике регулярно устраиваются конкурсы-выставки, помогающие желающим овладеть этим распространенным в стране занятием. После просмотра работ местных мастеров ответ на вопрос: «Эстамп - что это такое?» - будет звучать так: «Эстамп - это объединенный талант художника и резчика». Ведь технология работ с давних пор практически не изменилась. На доску из твердого дерева резцами наносится желаемый рисунок, затем при помощи валика его покрывают типографской краской. А далее к доске прикладывается лист бумаги и прижимается прессом. Оттисков можно сделать очень много, и каждый при этом будет считаться подлинником.

Офорт

И все же на вопрос «Эстамп, что это такое?» не стоит спешить отвечать: «Ремесло». Эстамп - это искусство, заниматься которым не чурались даже самые именитые живописцы. Один из видов эстампа - офорт - стал известен в том числе и благодаря работам таких гениев своего времени, как Рембрандт и Гойя. Слово «офорт» (от французских слов eau-forte, вода крепкая, т. е. азотная кислота) означает вид гравюры на металле, способ, позволяющий получать оттиски с типографских форм, предварительно обработанных кислотами. На металлической доске иглой делают рисунок, затем углубление элементов изображения усиливают путем травления металла кислотами. Позднее вытравленные места наполняют краской и на специальных станках печатают оттиск на увлажненном листе бумаги. Технология не из простых, но результат! Своими офортами прославился гениальный Альбрехт Дюрер, но в этой же технике работало и множество других - известных или уже забытых мастеров.

О шелкографии

Правильным на вопрос «Эстамп, что это такое?» будет и ответ: «Шелкография». Шелкографией, или трафаретной печатью, называют метод воспроизведения текстов или рисунков при помощи печатной формы-трафарета, благодаря которой краска попадает на приготовленный для этой цели материал. Метод, использующий фотоэмульсии, во многом напоминает процесс печати фотографий. В настоящее время трафаретная печать особенно популярна, так как наиболее технологична. Область ее использования практически безгранична: от микросхем до огромных плакатов, от одного экземпляра до многотысячных тиражей. Способ трафаретной печати применим для бумаги и текстиля, для керамики и синтетических материалов. Шелкография идеальна для оформления изделий самых разных форм и предназначений: банки, бутылки, воздушные шары из латекса и др.

Но шелкография имеет не только огромное прикладное значение. Шелкография - это еще и очень интересный вид искусства, который обрел популярность в прошлом веке. К нему обращались даже такие известные личности, как Джексон Поллок и Фернан Леже, и ряд других замечательных, не похожих друг на друга мастеров. Они доказали: эстамп - это может быть здорово!

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nloeda.ru»