Примеры благ. Общественные блага: понятие, виды, примеры

Подписаться
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:

Несмотря на то, что многие экологические проблемы можно решить путем передачи объектов окружающей среды и природных ресурсов в частную собственность, существует ситуация, когда этот подход не срабатывает. Как отмечалось выше, окружающая среда выполняет функцию общественного блага, обеспечивающего жизненно важные условия человеческого существования, а общественное благо по определению обладает рядом свойств, делающих его приватизацию невозможной.

Для понимания сущности окружающей среды как общественного блага важно провести границу между двумя противоположными видами экономических благ – чистым частным и чистым общественным благом. При этом следует обратить внимание на то, что общественное благо является экономическим, то есть на его создание расходуются ресурсы, запасы которых ограничены, и на него распространяются экономические проблемы редкости и выбора.

Чистое частное благо потребляется индивидуально, поскольку его можно разделить на части. Поэтому его можно приобрести его в частную собственность, лишив других субъектов возможности пользоваться им безвозмездно. Это свойство чистого частного блага называется исключаемостью. В результате между потенциальными потребителями возникает конкуренция. Таким образом, чистое частное благо характеризуется делимостью, исключаемостью и конкурентностью.

Чистому общественному благу свойственна неделимость, а использовать его можно лишь совместно с другими индивидами. При этом доступ к пользованию чистым общественным благом свободен, то есть им могут пользоваться и те субъекты, которые за него не заплатили.

Различия между чистыми частными и чистыми общественными благами можно представить в виде таблицы (см. таблицу 1). Учет этих различий играет серьезную роль при проведении экологической политики,


поскольку качество окружающей среды обеспечивается при помощи реализации государственных экологических программ, которые финансируются за счет бюджетных средств, и здесь важно отличать чистое общественное благо от промежуточных благ, которые сочетают в себе те или иные признаки чистого частного и чистого общественного блага.

Таблица 1. Различия между чистым частным и чистым общественным благом



Одним из примеров промежуточного блага является насущное (социально значимое) благо (merit good), то есть такое экономическое благо, которое, по мнению общества, обеспечивает людям достойное существование, и поэтому доступ к нему должны иметь все граждане, независимо от социального статуса и материального положения. Хотя насущные блага неделимы, существуют способы, при помощи которых некоторых субъектов можно лишить доступа к этим благам, а также наблюдается конкуренция между потребителями за их количество и качество вследствие «перегруженности». Примерами насущных благ являются общественные библиотеки, государственные школы, общественное радио- и телевещание. Однако указанными свойствами могут обладать и некоторые экологические блага, например, источники питьевой воды.

К промежуточным также относятся клубные (облагаемые пошлиной) блага. Они потребляются в полном объеме и неделимы, но доступ к ним ограничен и разрешен лишь для определенной категории людей. К ним относятся охотничьи угодья, памятники природы, особо охраняемые территории и др.


Наряду с общественными экологическими благами существуют ресурсы, которые, с одной стороны, характеризуются свободой доступа, но, с другой стороны, предполагают конкуренцию между потребителями либо за количество ресурса, либо за его качество. Это естественные ресурсы совместного потребления (common-pool resources), к которым относятся подземные водные источники, рыбные ресурсы открытого моря, крупные водные системы, ассимиляционный потенциал окружающей среды и др.

Особенностью ресурсов совместного потребления является то, что никто из потребителей не заинтересован в их экономном использовании. Доступ к ним свободен, и поэтому каждый пытается извлечь из них максимальную выгоду, не заботясь об интересах других людей. Поскольку большинство таких ресурсов относится к исчерпаемым, то их интенсивное использование приводит к истощению и деградации. Это явление, которое первым исследовал американский эколог Гаррет Хардин на примере общинных пастбищ, получило название «трагедии общин» (the Tragedy of the Commons).

Суть этого явления заключается в следующем. Предположим, сельская община владеет пастбищем, площадь которого ограничена, и каждый житель деревни имеет право свободно пасти на нем свой скот, получая от этого соответствующую выгоду. Чем больше скота пасется на лугу, тем хуже становится его качество. Если со кратить выпас, то качество луга улучшится, но ни один член общины на это не согласится, потому что в результате уменьшится его доход. В конечном итоге происходит полная деградация пастбищ. Однако «трагедия общин» касается не только пастбищ, но и других видов естественных ресурсов совместного потребления, таких как запасы рыбы в открытом море.

5.2. Спрос на общественное благо. Проблема «безбилетника»

Теоретически можно построить график спроса и предложения на рынке общественного блага и определить его оптимальный выпуск.

Кривая спроса на общественное благо совпадает с кривой предельного общественного выигрыша от его потребления, который равен сумме выигрышей всех индивидуальных потребителей данного блага:

где MSB (marginal social benefit) – предельный общественный выигрыш; MB – предельный выигрыш отдельного потребителя, .

В отличие от кривой рыночного спроса на частное благо, которая строится путем горизонтального сложения индивидуальных кривых


спроса, кривая рыночного спрос а на общественное благо строится путем сложения индивидуальных кривых спроса по вертикали.

На графике (рис. 8) на оси абсцисс представлен объем выпуска общественного блага Q , а на оси ординат – его цена P . Предположим, что производство общественного блага осуществляется при неизменных издержках. Тогда кривая предельных общественных издержек, характеризующая предложение общественного блага S , представляет собой горизонтальную прямую. Пересечение кривых спроса и предложения дает равновесную цену и оптимальный выпуск общественного блага. Следовательно, оптимальным будет качество окружающей среды Q* .




MB1


D=MSB= MB


Рис.8. Спрос и предложение на рынке общественного блага

Однако в реальной жизни определить оптимальный выпуск общественного блага не так просто, как показано на графике. Адекватный размер спроса на общественное благо невозможно определить рыночным путем из-за проблемы «безбилетника» (free rider). Поскольку доступ к общественному благу свободен, некоторые субъекты предпочитают за него не платить, а значит, они не участвуют в компенсации издержек на его производство. В свою очередь, из-за того, что они не платят за товар, рынок не улавливает их предпочтения и не «видит» их спрос. Это означает, что при построении кривой рыночного спроса на общественное благо часть индивидуальных кривых спроса изобразить нельзя, а значит, итоговая величина будет неверной. Следовательно, настоящий объем спроса на общественное благо остается неизвестным, и поэтому невозможно найти оптимальный объем выпуска рыночным путем.

Эти особенности спроса на общественные блага делают их производство невыгодным для частного бизнеса, и поэтому обеспечение


ими потребителей берет на себя государство. Проблему «безбилетника» оно решает путем поголовного (per capita) налогообложения всех граждан страны – потенциальных потребителей общественного блага. В то же время ему приходится определять оптимальное качество окружающей среды другими способами, заменяющими рыночную оценку.

Чистое частное благо представляет собой сочетание конкурентности и исключаемости. Чистое общественное благо обладает одновременно двумя свойствами - неконкурентностью и неисключаемостью. В реальной жизни чистое частное благо и чистое общественное благо можно представить как крайние полюса шкалы экономических благ, между которыми находятся смешанные блага различного рода, близость расположения которых к тому или иному полюсу определяется доминированием свойств частного или общественного блага. Если чистые общественные блага характеризуются совершенной неубываемостью и неуменьшаемостью их потребления и использования, то смешанные блага отличаются различной степенью исключаемости и частичной уменьшаемости в процессе их потребления.

Смешанное благо в отличие от чистого блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, т. е. быть платным.

Разновидностью исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо. Оно является неисключаемым до некоторого порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим. Типичным примером перегружаемого общественного блага являются шоссейные дороги, мосты, туннели. До определённого уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. Здесь проблема избытка потребителей не стоит. Однако начиная с некоторого момента, например при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление дополнительных потребителей ведёт к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, возрастанию опасности движения и созданию прочих неудобств для других.

Перегружаемое общественное благо до определенного уровня обладает свойствами и чертами чистого общественного блага, доступ к нему для всех членов общества бесплатен. За пределами же этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. С помощью установления платы за предоставление перегружаемых общественных благ регулируются предложение и спрос на эти блага и обеспечивается рациональное использование материально-технической базы производства такого рода общественных благ, а также поддерживается их высокое качество.

Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (например, теннисный клуб), добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуправляемые общественные организации. Здесь объектом исключаемости являются не отдельный член общества, не индивидуальный потребитель, а сообщества людей и группа потребителей.

Классификации (группировки) общественных благ производятся не только с учётом возможности исключаемости и степени использования (в том числе убываемости потребления) этих благ, но и с учётом критерия внешнего (экстернального) эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения образовательного уровня населения, укрепления здоровья, развития науки и культуры и т. д.) и негативным (например, ущерб окружающей среде и здоровью людей в связи с внедрением экологически несовершенных производств и технологий).

Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами даёт возможность выделить следующие виды чистых общественных благ:

  • - чистое общественное благо, внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение (например, открытия в области фундаментальной науки, мировые шедевры литературы и культуры, общегосударственные стандарты, спутниковая связь и т. д.);
  • - чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия (например, местное радио и телевидение, муниципальная полиция, пожарная охрана, места отдыха и т. д.).

Внешний эффект может сочетаться с исключаемым благом совместного потребления и в связи с этим выделяются: социально значимое благо (заслуженное благо) и благо, создаваемое в отраслях с естественной монополией. К социально значимым благам относятся образование, здравоохранение, культура и услуги других отраслей социально-культурной сферы.

Социально значимое благо обладает свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага благодаря положительному эффекту. Противоречивая природа социально значимого блага создаёт объективную основу для коллизии между текущими индивидуальными и долгосрочными общественными предпочтениями в отношении потребления и использования такого рода благ. Возникает необходимость государственного вмешательства для разрешения этой коллизии в пользу общественных предпочтений и установления обязательного порядка потребления социально значимых благ. В соответствии с Конституцией в современном обществе введено обязательное общее образование и установлен обязательный уровень охраны здоровья и социального обеспечения. Государство вынуждено идти на ограничение свободы потребителей ради защиты их от самих себя. В противном случае при свободе потребительского выбора нет никаких гарантий, что определённая группа граждан не предпочтёт расходовать свои средства на текущее потребление, а не на образование и другие социально значимые блага. С помощью государственного патернализма становится возможным смягчить нерациональность индивидуального потребительского поведения. Однако с расширением сферы социально значимых благ, с включением в эту сферу трансфертных платежей, ориентированных на справедливое распределение доходов, социальную стабильность, равенство возможностей, равный доступ всех членов общества к социально-культурным услугам, возникает опасность установления патерналистского деспотизма. По мнению американского профессора Дж. Стиглица, в условиях, когда государства берёт на себя большой объем патерналистской ответственности, одна группа граждан может навязать через властные структуры свою волю и предпочтения другим слоям населения, а также свои взгляды в отношении того, как вести себя и что потреблять.

Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными благами. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага. К отраслям естественной монополии относятся коммунальное производство и снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь и транспорт и т. д. Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует значительного первоначального капитала для вступления в эти отрасли новых конкурентов. Это ограждает рынок продукции естественных монополий от потенциальных конкурентов.

В отраслях естественной монополии более предпочтительны шансы для работающих здесь предприятий, чем для новых форм. Первые по сравнению со вторыми выигрывают в ценовой конкурентной борьбе за счет использования резервов мощностей и приведения в действие фактора экономии от масштаба.

Другой особенностью отраслей естественной монополии является трансмиссионность технологии (сетевой тип производства), который исключает дублирование и разукрупнение, а это, следовательно, мешает созданию конкурентной среды. Отрасли с естественной монополией представляют собой собирательные отрасли. Они включают наряду с производством трансмиссионного, сетевого характера производственно-технологические, хозяйственные структуры обычного типа, услуги и продукция которых относятся к частным благам. Разновидностями естественной монополии являются уникальные природные ресурсы, требующие общего, совместного распоряжения, а также монополия на интеллектуальный продукт (в частности, право интеллектуальной собственности).

Совместный характер потребления общественных благ определяет единство в применении критериев разграничения общественных благ различного вида и частных благ В то же время это свидетельствует об общности государственного и общественно-добровольных секторов, о принадлежности их к единой общественной экономике.

Зарубежная статистика даёт ориентировочное представление о соотношении между различными видами общественных благ на основе данных об удельных общественных расходах на их производство Так, в конце 80-х гг. в США доля общественных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) на чистые общественные блага составила 9,1%, на социально значимые блага - 6,1, а с включением социальных трансфертных платежей - 17,8, на квазиобщественные блага - 4,5% (на производственную инфраструктуру и отрасли естественной монополии).

В Германии в этот же период на чистые общественные блага расходовалось 8,2% ВВП, на социально значимые блага (включая социальные трансферты) - 31,2, на собственно социально-значимые блага - 13,3, на другие общественные блага - 4,6%. Аналогичная картина наблюдается по другим индустриально развитым странам. Она свидетельствует о том, что в общественных расходах на первом месте стоят социально значимые блага, на втором - чистые общественные блага, на третьем - другие виды общественных благ.

Общественное благо - это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах и обладающие двумя свойствами: несоперничество или неконкурентность в потреблении; неисключаемость.

Польза от общественного продукта одного потребителя не преуменьшает способность другого извлечь выгоду. Неконкурентные товары доступны каждому, что не отражается на возможности потребления их отдельными лицами.

Этот признак экономически объясняется так: для большинства товаров, которые производятся в частном секторе, предельные издержки производства большого объема благ положительны. Но для таких товаров как общественные блага дополнительное потребление не увеличивает издержек. Таким образом, товар является неконкурентным, если при любом заданном объеме его производства дополнительные издержки предоставления его дополнительному потребителю равны нулю. Например, прослушивание радиопередачи одним радиослушателем не лишает такой же возможности других и не снижает его качества. Или, скажем, использование света маяка в качестве ориентира одним судном не ограничивает возможностей такого же его использования другими кораблями.

Второе свойство состоит в том, что если товар или услуга предоставляется всему населению страны, нет никакой возможности отрицать ее доступность любому человеку или требовать прямой платы за доступ. Товар является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого, трудно или вовсе невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми товарами - ими можно пользоваться без прямой оплаты. Например, не существует технических средств, которые могли бы не допустить использование света маяка в качестве ориентира одними судами, в то время как его могут использовать в этом качестве другие. Невозможно (или, во всяком случае, очень дорого) воспрепятствовать приему радиопередач одним слушателем тогда, когда их может принимать его сосед.

Общественное благо признается чистым, если оно в высокой степени обладает двумя основными свойствами: свойством несоперничества и неисключаемости в потреблении.

Неисключаемость блага означает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то невозможно запретить потребление блага другими лицами.

Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю.

Например, уличное освещение: сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.

Несоперничество в потреблении блага состоит в том, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами, предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю. Примерами чистых общественных благ могут служить национальная оборона или законодательство. Так, увеличение численности населения само по себе не требует изменения масштабов национальной обороны. В отличие, например, от продуктов питания все элементы оборонной системы «потребляются» населением страны в целом. Имеется в виду, что они приносят выгоды каждому, причем размер этих выгод не зависит от количества потребителей. В тоже время отдельный житель страны фактически не может быть выведен из-под «военной защиты».

Примеры обороны и законодательства показательны, помимо прочего, в том отношении, что чистые общественные блага - это, как правило, не обычные материальные продукты, а относительно сложные институциональные устройства, зачастую увязывающие воедино целый ряд видов деятельности, материальных и нематериальных элементов. Скажем, боеприпасы не являются как таковые общественными благами. Однако боеприпасы выступают в роли компонентов чистого общественного блага, а именно оборонной системы.

Под смешанным общественным благом понимают благо, у которого хотя бы одно из указанных основных свойств выражено в умеренной степени. Смешанные блага можно разделить на следующие категории: перегружаемые - блага, у которых свойство неконкурентности в потреблении выполняется только до определенного момента.

Самым ярким примером такого блага может выступать автомобильная дорога. Увеличение количества участников дорожного движения приводит к возникновению пробок, что в свою очередь, ведет к убыванию полезности от потребления данного блага для всех пользователей.

Исключаемые (клубные блага) - блага, которые при определенных условиях в очень ограниченной степени обладают свойством неисключения в потреблении, т.е. перед потребителями таких благ встают различные барьеры, ограничивающие доступ к этим благам. Потребители такого блага делят между собой как выгоды, так и издержки.

Например, парк, за вход в который установлена плата, плавательный бассейн или клуб любителей собаководов; прочие - блага, которые не попадают под категорию перегружаемых или исключаемых благ. Такие блага сочетают в себе различные вариации степеней выраженности свойств общественных благ.

В действительности для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило, не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.

Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении благ. При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля.

При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства по спорту, являются частными благами.

С другой стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям купания на частном пляже.

Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.

В отличие от общественных благ частные блага, наоборот, обладают свойством соперничества в потреблении. Чем выше спрос на частное благо, тем больше должно быть их производство.

Что касается определения оптимального объема производства, то социальный оптимум для каждого товара устанавливается тогда, когда предельные общественные выгоды от производства данного товара оказываются равными предельным общественным издержкам.

Таким образом, оптимальный объем производства общественного блага имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага.

В связи с таким свойством чистых благ, как неисключаемость, возникает проблема «безбилетника» Проблема «безбилетника» - это проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него. В потреблении общественного блага участвует множество людей. При этом у каждого возникает стимул не платить за предоставляемое благо, каждый надеется «проехать без билета».

Представим, что каждый считает: его возможная плата за благо мала по сравнению с общей стоимостью общественного блага, и его решение платить или не платить, не повлияет на коллективное решение. Нет смысла платить. Кроме того, каждый надеется, что благо все равно будет произведено, если многие, но не он, заплатят. Если все потребители общественного блага рассуждают таким образом, то никто из них не будет платить и общественное благо не будет произведено. Поэтому такие блага обычно производятся при участии правительства за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды, налогообложения физических и юридических лиц.

Таким образом, общественное благо - это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах и обладающие двумя свойствами: несоперничество и неисключаемость. К чистым общественным благам относятся блага, обладающими свойствами полной неконкурентоспособности, неубываемости, неделимости, неисключаемости. Вследствие такого свойства чистого общественного блага как неубываемость, возникает проблема безбилетника - проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него. К смешанным общественным благам относятся блага, имеющие совместный характер потребления с разной степенью исключаемости и убываемости потребления.

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Как видно из этого определения, существование чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов (о внешних эффектах см. лекцию 45). Лишь немногие товары и ресурсы в реальном мире соответствуют этому предположению. Если, например, вы выпили стакан кока-колы, это может вызвать отрицательные эмоции у страдающего от жажды человека, на глазах которого это произошло. Это приведет к снижению его полезности, т. е. вызовет отрицательный внешний эффект . И напротив, выгоду от того, что качество и состав кока-колы абсолютно одинаковы, получают все индивиды, а с прибавлением дополнительного потребителя выгода , получаемая остальными покупателями, не снижается. По сути дела чистые частные блага - идеальная конструкция, такая же, как например совершенная конкуренция.  


Множество товаров и услуг в соответствии со своими свойствами занимают промежуточное положение между чистыми общественными благами и чистыми частными благами. Чаще всего потребление блага является неизбирательным, но только до определенного уровня потребления - это и есть перегружаемые общественные блага (например дороги) их может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного числа потребителей при появлении дополнительной единицы потребления имеет место уменьшение прежней полезности данного блага. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным.  

Второй уровень содержательно характеризуется общественной формой производства или способом общения индивидов в процессе создания ими материальных и духовных благ . Здесь позволим себе напомнить известные этапы -экономические формации общества первобытно-общинную рабовладельческую в трех своих основных ипостасях (азиатской, античной и восточнославянской) феодальную тоже в нескольких формах (западно-европейской, в основе, которой лежала германская община с ее чистой частной собственностью - будущей колыбелью капитализма азиатской в форме кочевого феодализма и других), и, наконец, капиталистическую или буржуазную формацию. Таковы основные на сегодняшний день, более или менее четко характеризуемые ступени развития общественной формы производства индивидов.  

Рассмотрим частный случай, когда х принимает два значения, 0 и 1 и доли 5г постоянны. Считаем, что г>г(0) = 0 /г е / и с(0) = 0. Величина г>г = г>г(1)-г>г(0)=г>г(1) представляет собой резервную цену - максимальную цену , которую потребитель г готов заплатить за данное благо, с = с(1) - издержки на производство общественного блага . Чистая полезность для г-го потребителя при х = 1 равна  

Чистое частное благо - это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё. Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие. Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта . Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление  

чистыми общественными чистых общественных благ. Примером такого блага может служить кабельное телевидение , получившее в последнее время в нашей стране большое распространение. Это благо неконкурентно , ибо как только телевизионный сигнал передан в эфир, предельные издержки телепередачи, доступной каждому дополнительному пользователю, равны нулю. Однако, телевизионная компания может ограничить число потребителей, устанавливая за специальную плату декодирующую аппаратуру, которая  

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Приведите примеры товаров или услуг,  

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Например, товары или услуги, которые являются не конкурентными, но исключаемыми, т.е. обладают лишь одним свойством чистых общественных благ. Примером такого блага может служить кабельное телевидение.  

Исключаемость Высокая Исключаемые общественные блага Чистые частные блага  

Теперь рассмотрим противоположное сочетание ключевых характеристик потребления благ. В отличие от чистых частных благ чистыми общественными будут считаться такие блага, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления подобного блага каждому дополнительному потребителю (после первого) равны нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону. Низкая же исключаемость общественных благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может (а точнее, недостаточно материально заинтересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.  

Однако далеко не все производимые (или обеспечиваемые) государством блага являются чистыми общественными благами. Многие из них обладают уровнем исключаемости, достаточно высоким для того, чтобы их производство (и последующая продажа) стало возможным и в частном секторе , а некоторые и вовсе представляют собой чистые частные блага. Тем не менее они также производятся в государственном секторе по разным причинам. Одна из них - высокий уровень положительных внешних эффектов от таких благ, который при их выпуске в частном секторе приводит к их устойчивому недопроизводству. Примером таких благ могут послужить здравоохранение и образование.  

Система чисто рыночного хозяйства не только приводит к чрезвычайному росту личного потребления , не только не способна обеспечить производство общественных товаров , она способствует недопроизводству благ получастного, полуобщественного. характера, которые обладают высокой ценностью и необходимы для достижения благосостояния как отдельного человека, так и всего общества. Их можно определить как общественные блага , производимые частным образом.  

Другой крайностью, противоположной чистым частным товарам, являются чистые общественные блага. Они обладают двумя важнейшими свойствами - несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.  

Формально условие несоперничества в потреблении можно представить в следующем виде если чистое частное благо в количестве х может быть распределено среди различных индивидов (1, 2,. .., s) следующим образом,  

Чистые частные блага (pure private goods) - блага, все затраты на производство которых полностью несет продавец товара и все выгоды которых достаются только непосредственному покупателю никакие затраты и выгоды не перекладываются на третье лицо, не участвующее в сделке. Существова-  

Чистые частные блага (pure private goods) - блага, все затраты на производство которых полностью несет продавец товара и все выгоды которых достаются только непосредственному покупателю никакие затраты и выгоды не перекладываются на третье лицо, не участвующее в сделке. Существование чистого частного блага предполагает отсутствие внешних эффектов.  

Речь идет прежде всего об отношении чистой теории Вальраса к доктрине laissez faire, и в частности о том, можно ли и если да, то в каких пределах, придавать нормативное содержание выводу Вальраса о том, что система свободной конкуренции обеспечивает достижение максимума полезности всех товаров и услуг для всех участников. В уроке 22 Вальрас достаточно ясно дает положительный ответ на этот вопрос. Но при этом он подчеркивает, что поскольку полученный им вывод был сделан только для экономики, в которой производятся и обмениваются блага, представляющие частный интерес, то тем самым задаются и рамки его нормативного применения. Таким образом можно сказать, что границы нормативной трактовки вывода чистой теории Вальрас поставил в зависимость от того, в какой мере экономика представляет собой систему, в которой действуют исключительно частные интересы. Подобную позицию можно было бы считать простым уходом от ответа в область определений, если бы Вальрас в Элементах не указал области, где действуют общественные интересы, а в Исследованиях не показывал, как решать проблемы общественного богатства в соответствующих областях.  

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и обычными частными благами . В ряде случаев потребление блага неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми общественными благами , которых может не хватить на всех потребителей. Примером таких благ может служить скоростное шоссе, мост или тоннель, имеющие один вход и выход. При пользовании такими благами начиная с некоторого количества потребителей появление каждого дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, получаемой уже существующими потребителями . Для достижения эффективности производства и потребления таких благ необходимо, чтобы та-  

Именно существование свободных благ порождает ситуации так называемых нерыночных взаимозависимостей, которые стали объектом экономического анализа А. Пигу. Так, Пигу анализирует ситуации, когда деятельность предприятия и потребителя имеет внешние эффекты , которые денежной меры не имеют, но на благосостояние реально влияют, как, например, загрязнение окружающей среды деятельностью промышленных предприятий. Отметим, что система чисто рыночного хозяйства предполагает хищническое использование свободных благ именно потому, что, не являясь объектами частной собственности , они не имеют в рамках данной системы денежной оценки и потому не выступают элементом частных издержек предприятия. В этом случае издержки несет общество в лице третьих лиц, которые не являются субъектами рыночной сделки в лице покупателя или продавца.  

СВОЙСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ.

В основу классификации экономических благ с точки зрения возможности их производства рыночной системой положены два критерия:

Исключаемость – степень доступности блага в потреблении.

Избирательность – характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления.

В соответствии с этими критериями различают:

1. Чистое частное благо – благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу.

К этому типу относятся большинство экономических благ, они могут быть оценены и проданы поштучно индивидуальному потребителю, поэтому чистые частные блага могут производиться рыночной системой в оптимальных количествах.

2. Чистое общественное благо – благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща.

К чистым общественным благам относятся национальная оборона, ликвидация экологических и техногенных катастроф, услуги маяков и т.п. Эти блага обладают специфическими свойствами:

а) абсолютная неизбирательность (неконкурентность) в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других, а предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю;

б) абсолютная неисключаемость в потреблении означает, что невозможно воспрепятствовать кому-либо участвовать в потреблении блага, оно неделимо и потребляется сообща.

Поскольку по отношению к общественным благам существует проблема свободного доступа (free-rider problem), т.е. выгоды от их потребления получают лица, которые не несли никаких издержек на их производство и не участвовали в их оплате, постольку рыночная система не может дать им денежную оценку и, следовательно, не производит их вообще.

3. Смешанные (квазиобщественные) блага – товары и услуги, по отношению к которым может быть применён принцип исключаемости потребления, т.е. может быть установлена цена, вместе с тем, их потребление сопровождается большими внешними выгодами, а производство имеет незначительные предельные издержки. Особой группой смешанных благ являются квазиобщественные, социально-значимые или достойные блага . Это блага, потребление которых считается желательным, исходя из политических или социальных целей общества.

К смешанным (квазиобщественным) благам относятся пожарная охрана и общественная безопасность, услуги производственной и социальной инфраструктуры фундаментальная наука и т.п. Производство этих благ характеризуется высокими трансакционными издержками, особенно крупным размером необходимых капитальных вложений, большой фондоёмкостью, медленным оборотом капитала и низкой рентабельностью, что делает его невыгодным для частного капитала. Поэтому смешанные блага производятся рыночной системой в недостаточном количестве.



Производство социально-значимых товаров и услуг, которые относятся к чистым общественным и квазиобщественным благам, организует государство.

2. ОСОБЕННОСТИ СПРОСА НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА.

ЭФФЕКТИВНЫЙ ОБЪЁМ ПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ.

Индивидуальный спрос на чистое частное благо при данной цене Р 1 имеет разную величину для разных потребителей в соответствии с различиями в индивидуальной оценке предельной полезности блага. Поэтому кривая рыночного спроса на частное чистое благо D n определяется путём горизонтального суммирования кривых индивидуальных спросов.

Особенностью чистого общественного блага является его неделимость, данный объём блага Q n должен быть полностью потреблён совместно всеми потребителями. При этом каждый потребитель оценивает предельную полезность данного объёма блага по-разному и готов платить за него разную цену. Поэтому кривая общего спроса на чистое общественное благо D n , отражающая предельные общественные выгоды (МSB) определяется путём вертикального суммирования кривых индивидуального спроса, отражающих предельные частные выгоды (МРВ)

Эффективный объём производства чистого общественного блага Q* достигается когда предельные общественные выгоды от потребления блага равны предельным общественным издержкам его производства (МSB = МSС). При этом ни один из потребителей не готов оплатить данный объём по цене Р*, следовательно, достижение оптимального объёма Q* требует финансовой кооперации потребителей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nloeda.ru»