Критерии среднего предпринимательства в году таблица. Микропредприятие. Временный запрет на проверки

Подписаться
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:

Субъекты малого предпринимательства – кто это? Кого можно отнести к малым предприятиям, каким критериям должна соответствовать организация или ИП, какими льготами и преимуществами они пользуются?

Существует Федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007, который устанавливает, что такое субъект малого предпринимательства, какие критерии позволяют предприятию назвать малым.

Согласно закону, субъекты малого предпринимательства – это организации и ИП, для которых выполняются условия критерии, указанные в ст.4 закона №209-ФЗ.

Три критерия отнесения предприятия к малым предприятиям

Критерий 1: Доля участия в уставном капитале

Доля участия РФ, субъектов РФ, МО, иностранных граждан и организаций, а также благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не должна превышать 25%.

Доля участия другого предприятия, не являющегося малым, в уставном капитале не должна превышать 25%.

Критерий 2: Средняя численность работников

За прошедший календарный год организации или ИП не должна превышать 100 человек, если численность менее 15 человек – это микропредприятие.

Если средняя численность работников от 101 до 200 человек, то организация или ИП признается средним предприятием.

Средняя численность работников включает в себя всех работников, работающих по трудовым договорам, а также договорам гражданско-правового характера и по совместительству.

Критерий 3: Выручка от реализации товаров, услуг

Выручка (или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) не должна превышать предельных значений, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 года №101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Выручка считается за предшествующий календарный год без учета .

  • Выручка до 60 млн. руб. – предельное значение для микропредприятий.
  • Выручка до 400 млн. руб. – предельное значение для малых предприятий.
  • Выручка до 1000 млн. руб. – для средних предприятий.

Раз в 5 лет эти значения пересматриваются Правительством РФ и корректируются в соответствии с реальными статистическими данными.

Какие выгоды получает малое предприятие?

Закон №209-ФЗ дает субъектам малого предпринимательства определенные гарантии и меры государственной поддержки.

Малые предприятия могут применять специальные налоговые режимы, вести и сдавать упрощенную отчетность.

Субъектам малого предпринимательства при определенных условиях может быть оказана поддержка государства (согласно статьям 17-25 Закона №209-ФЗ):

  • Финансовая;
  • Имущественная;
  • Информационная;
  • Консультационная;
  • В сфере образования;
  • В области инноваций и промышленного производства;
  • В области ремесленной деятельности;
  • При осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • При осуществлении сельскохозяйственной деятельности.

В 2016 года изменились критерии малого бизнеса. Так, с 1 августа появятся два новых критерия, которые нужно будет учитывать организациям и ИП, чтобы относить себя к малому бизнесу и, как следствие, претендовать на определенные льготы. О новых критериях расскажем подробнее.

Вводная информация

С 1 января 2016 года в законодательстве прописан уточненный порядок отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства. Однако до 1 августа 2016 года действует переходный период, в течение которого продолжают действовать старые правила (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ). Расскажем, какие именно новые критерии малого бизнеса начнут действовать с 1 августа.

Учитывайте доход, а не выручку

С 1 августа вместо выручки во внимание нужно принимать общую сумму дохода организации или ИП. В чем же именно разница? Дело в том, что доход считают по правилам налогового законодательства. В связи с этим с 1 августа потребуется учитывать не только поступления от реализации (выручку), но и внереализационные доходы. То есть, потребуется принимать во внимание не только деньги, которые поступили в кассу или на счет, но и те доходы, которые перечислены в статье 250 НК РФ, в частности:

  • дивиденды;
  • штрафы и пени по договорам (Также см. « »).;
  • стоимость имущества, полученного в собственность безвозмездно.

Что же касается лимитов дохода, то они не меняются:

  • 800 млн. руб. - для малых предприятий;
  • 120 млн. руб. - для микропредприятий.

Считайте среднюю численность работников

До 1 августа в качестве критерия малого бизнеса нужно было учитывать среднесписочную численность работников. Однако с 1 августа 2016 году нужно принимать среднюю численность. Это, по сути, новый критерий. Дело в том, что в средней численности не требуется учитывать внешних совместителей и физически лиц занятых по гражданско-правовым договорам. Само же численное ограничение не изменилось, а именно.

В 2019 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС . Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП . Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье .

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации . Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Зачастую многие люди, слыша понятие «малое предприятие», в первую очередь представляют себе небольшой магазин, кафе или полукустарную мастерскую. Это - глубочайшее заблуждение.

Направлений деятельности предприятий малого бизнеса очень много и они охватывают практически все сферы экономики государства.

Мало того, в развитых странах на долю малого и среднего предпринимательства приходится от 40 до 75 % всей производимой продукции и предоставляемых услуг.

Естественно, при таком раскладе малое предприятие является важнейшим звеном в наполнении государственного бюджета страны.

Понятие малого предприятия исходит не от сферы его деятельности, а определяется рядом установленных критериев.

Современные критерии малого предприятия

Перечислим признаки бизнес-организации, чтобы она попадала под понятие малого предприятия.

Уставный фонд предприятия

Законом РФ от 24.07. 2007 г. № 209 строго установлено максимальное внешнее участие в формировании уставного капитала предприятия малого бизнеса.

При его формировании следует учитывать, что доля федеральных и региональных институтов, иностранных граждан и фирм, всевозможных благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных объединений, а также предприятий, которые не обладают статусом субъектов среднего и малого бизнеса, в суммарном выражении не должна превышать 25 % .

Максимальная численность сотрудников

В соответствии с законом, средняя численность работников предприятия малого бизнеса, высчитанная по итогам предыдущего года, не должна превышать 100 человек . Для микропредприятий этот критерий еще меньше - до 15 работников.

Финансовый оборот

Дополнения к действующему закону, установленные в 2013 году Постановлением Правительства России, ограничивают максимальную выручку малого предприятия потолком в 400 миллионов рублей (без учета вычетов по НДС).

Суммарные показатели также подводятся по итогам предыдущего года. Предприятие в полной мере будет соответствовать статусу «малого», если указанные критерии соблюдались на протяжении не менее двух полных лет подряд.

Первый критерий является достаточно стабильной величиной, устанавливаемой единожды при первичной регистрации бизнес - структуры. А вот вторые два показателя могут быть довольно изменчивы, и требуют постоянного внимания со стороны руководства, чтобы по итогам проверок контролирующих организаций не лишиться статуса малого предприятия.

Преимущества малого предпринимательства

Безусловно, организации малого бизнеса имеют ряд своих недостатков, особенно заметных в современных российских условиях:

  • высокая степень риска,
  • трудности конкурентной борьбы с крупными промышленными предприятиями,
  • зависимость от естественных монополий,
  • зачастую, недостаточная подготовленность руководящего звена для успешного управления малым предприятием.

Но многие качества малого бизнеса являются и его неоспоримыми преимуществами:

  • Осуществление своей деятельности, как правило, в ограниченном регионе дает возможность оперативного реагирования на потребности местного рынка.
  • Тот же фактор определяет возможность непосредственного контакта с потребителем для обеспечения устойчивой обратной связи с общей целью повышения качества услуг и производимых товаров.
  • При изменении ассортимента продукции или услуг перестройка предприятия не потребует значительных вложений.
  • Узкая направленность деятельности дает возможность концентрации интеллектуальных и материальных ресурсов на конкретных перспективных проектах.
  • Отсутствие кадрового «голода» - как правило, предприятие еще на этапе своего образования ориентировано на имеющийся рынок трудовых ресурсов.
  • Предприятия малого бизнес-формата более легки в управлении и восприимчивы к нововведениям.
  • Целым рядом федеральных и региональных законодательных актов предусмотрены льготы предпринимателям малого звена.

Стимулируя развитие малого сектора экономики, руководство РФ ввело ряд послаблений и льгот, значительно упрощающих руководство предприятием и снижающих налогооблагаемую базу.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса может вестись по упрощенной схеме. Достаточно небольшой оборот предприятия дает возможность уйти от заполнения некоторых форм бухгалтерской отчетности, что значительно облегчает организацию установленного документооборота:

  • бухгалтерский учет может вести сам руководитель предприятия, если посчитает это целесообразным;
  • полностью освобождены предприятия малого бизнеса от ведения некоторых положений бухгалтерского учета (ПБУ) таких как:
    • ПБУ 18/02, касающееся обязательного учета расчетов на прибыль;
    • ПБУ 8/2010 по оценочным и условным обязательствам и условным активам;
    • ПБУ 16/02 со сведениями по прекращенной деятельности;
    • ПБУ 2/2008, отражающее сведения о заключенных договорах по строительным подрядам, и целый ряд других.
    • Большинство других ПБУ можно вести по значительно упрощенной схеме.
  • предусмотрена возможность исправления допущенных ошибок в бухгалтерской отчетности после ее утверждения, не прибегая к утомительной процедуре полного ретроспективного перерасчета.

Значительно проще стало провести регистрацию предприятия - к подобным структурам не применяется целый ряд дополнительных условий.

Малые предприятия могут быть освобождены от уплаты при условии выпуска товаров, входящих в перечень освобожденных от данного налога. Также подобный налог не применяется к долгосрочным лизинговым сделкам.

Предусмотрен ряд льгот, касающихся оплаты аренды производственных помещений, обучению персонала и размещению рекламы.

Некоторые крупные финансовые учреждения предлагают выигрышные программы кредитования малого бизнеса под достаточно низкий процент.

К малым предприятиям применяются льготные условия страхования, правила ускоренной амортизации их основных средств, увеличиваются возможные размеры отчислений, которые можно законно отнести к производственным издержкам.

Кроме того, в целом ряде субъектов РФ на уровне региональных правительств, приняты правовые акты о дополнительном стимулировании малого предпринимательства.

Некоторые законодательные акты РФ подверглись существенным корректировкам. В частности, для малых хозяйствующих предприятий изменились критерии отнесения, и с июня 2015 года перед бизнесменами открывается ряд дополнительных возможностей.

 

Кто относится к малым предприятиям?

Малое предприятие - это небольшая фирма, зарегистрированная как КФХ, ООО или ИП и отвечающая нескольким установленным законодательством параметрам. После вступления в силу ФЗ «О внесении изменений…» от 29.06.2015 г. существенно изменились условия для отнесения к субъектам малого бизнеса и появились дополнительные льготы.

Таким образом, для малого бизнеса осталась неизменной только численность работников, а увеличение размера инвестиций дает ряд несомненных преимуществ:

  • Возможность приобретения самой современной техники и прочего оборудования для развития компании в том случае, если ранее установленный основной капитал не был на это рассчитан.
  • Увеличение прибыли и товарооборота.
  • Повышение качества продукции.
  • Более широкие возможности для развития бизнеса.

В последнее время Правительство РФ взяло курс на популяризацию малых инновационных предприятий, занимающихся разработкой и внедрений новых программ и технологий, созданием и производством товаров, оказанием услуг и работ. Чаще всего такие организации находятся при различных ВУЗах и НИИ, работают в экономической или научно-технической сферах, и иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои деньги именно в них.

Микропредприятие и малое предприятие: разница

Микропредприятие - это подгруппа субъекта малого предпринимательства, отвечающая определенным критериям. Проследить разницу между микро- и малым предприятием можно здесь:

Преимущества создания микропредприятий:

  • Сниженная налоговая ставка (9%) для ИП.
  • Нет необходимости предоставлять заключение присяжного аудитора при сдаче годовой отчетности в УФНС.
  • Отсутствие обязательств по авансовым платежам по налогу на прибыль.
  • Возможность работы по совместительству на нескольких хозяйствующих субъектах у сотрудников микрокомпании.

Не обходится здесь и без минусов:

  • Для работников закрыты некоторые льготы.
  • Одинаковые правила ведения бухучета для всех форм выплат налога на организацию.
  • Изменение статуса с плательщика налога на микропредприятие на плательщика подоходного налога с населения или компании возможно только после окончания налогового периода.
  • При работе сотрудника только на микропредприятии снижается объем пособий от Службы Социального Страхования.

Говоря о малом бизнесе, список достоинств значительно расширяется:

  • Ведение бухгалтерской отчетности по упрощенной форме.
  • Освобождение от НДС при сумме выручки от реализации товаров за последний квартал свыше 2 000 000 руб.
  • Возможность использования УСН.

Переход на УСН освобождает от ведения бухгалтерского учета, но он может быть осуществлен лишь в том случае, если за последние 9 месяцев ИП получил не более 15 000 000 руб. выручки, а остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств составляет не более 100 000 000 руб. Для юридических лиц никаких освобождений не предусмотрено.

Недостатки создания субъекта малого бизнеса:

  • Большая зависимость от более крупных организаций.
  • Нестабильные курсы валют.
  • Трудности в плане привлечения инвесторов из других стран, т.к. они в большинстве случаев заинтересованы в более крупных вложениях и, соответственно, прибыли.

Нужно ли подтверждение своего статуса субъектами малого предпринимательства?

Для отнесения к субъектам малого бизнеса достаточно того, чтобы компания соответствовала заданным критериям, т.е. никакие подтверждения не нужны: при сдаче годовой отчетности УФНС видит результаты финансовой деятельности.

Если юридическому лицу требуется подтвердить состав участников ООО, то это можно сделать с помощью решения об учреждении или выписки из ЕГРЮЛ, которую можно заказать на сайте УФНС.

Какие льготы предусмотрены для субъектов малого предпринимательства?

При соответствии с установленными законодательством критериями, субъекты получают множество льгот:

  • Отсутствие кассового лимита и возможность хранения в кассе любой суммы: для этого достаточно издания приказа руководителя компании.
  • Увеличение вероятности получения субсидий от местных властей.
  • До 1 июля 2018 года есть возможность приобрести муниципальную или государственную недвижимость в преимущественном порядке.
  • Сокращение сроков неналоговых проверок.
  • Налоговые каникулы для организаций, работающих в социальной, производственной или научной сфере.

Также в Госдуму был внесен законопроект, освобождающий всех предпринимателей с 1 января 2016 года от надзорных проверок, если ранее они не были лишены лицензий и не допускали грубых нарушений в процессе ведения своей деятельности.

Более подробно можно узнать в этом видео:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nloeda.ru»