Налоговые льготы для малого и среднего бизнеса. Какие льготы могут получить предприниматели московской области. Возмещение расходов на участие в выставках и ярмарках

Подписаться
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:

Последние поправки в налоговое законодательство наводят на мысль о полном реформировании этой сферы.

Того требует сложная экономическая ситуация в стране и стремление увеличить бюджетные поступления. Правительство идет по пути ужесточения собираемости обязательных платежей, поднимает налоговые ставки. И тут проще всего «прижать» владельцев недвижимости.

Правила оплаты для юридических и физических лиц

Имущественный налог находится в ведении регионов. В 2019 году, до 1 декабря, вносятся платежи за период-2018.

Физические лица

Заплатить налог придется любому человеку , в чьей собственности есть недвижимость, указанная в ст.401 НК.

Базой начисления признается кадастровая оценка по ЕГРН (ст. 403 гл.32). Обязательно учитываются законные пути уменьшения платежной суммы.

Юридические лица

Организации и предприятия всех форм также платят налоги. Все основные моменты этого отражает глава 30 НК.

Чтобы недвижимость попала в поле зрения налоговиков, требуются всего два условия :

А вот способ имущественного обладания у предприятия куда больше, чем у гражданина, начиная с привычной собственности и заканчивая непонятными порою для обывателя вариантами:

  • временным владением/распоряжением;
  • доверительным управлением, концессией;
  • и другими.

В целом налоговая система для юридических лиц значительно сложнее, чем «гражданские» правила. До настоящего времени многие объекты юридических собственников облагаются налогами по среднегодовой оценке.

Кадастр применим для следующего имущества:

  • административно-управленческие комплексы, торговые сооружения;
  • нежилые помещения с использованием под офисы, общепит или бытовое обслуживание;
  • недвижимость иностранных предприятий, работающих в РФ без представительств;
  • не балансовые жилые помещения (то же служебное жилье, к примеру).

Налоговая ставка имущественных платежей из кадастрового расчета находится в ведении местных органов власти, которые определяют точное значение ставки, согласно ст. 380.

Изменения в законодательной базе по данному вопросу

Громкие изменения определил ФЗ № 284 от 04.10.14 о дополнении Налогового Кодекса главою 32 «Налог на имущество физических лиц». В соответствие с п.1 ст.402 инвентаризационная оценка для исчисления недвижимости заменяется на кадастровую стоимость объекта. Фактически можно говорить о совершенно новом налоге на недвижимость.

Соответствующие поправки в законодательство начали действие 01.01.15. Тот год стал экспериментальной площадкой по отработке новых положений. Платежки за налоговый период-2015, обсчитанные по кадастровому принципу, собственники получили в 2016 г.

Для нивелирования недовольства граждан и более мягкого перехода к жесткой схеме «удовольствие» от роста налогов растянули во времени до 2020 года :

  • в предстоящие 5 лет ставки растут за каждый год на 20%;
  • применяются понижающие коэффициенты;
  • регионы подключаются поэтапно в зависимости от экономической обоснованности реформ (то бишь, платежеспособности населения и числа бюджетных «дыр»).

Основные направления ФЗ № 335, принятого в ноябре прошлого года, удивили тем количеством изменений, которые коснулись налогов на имущество. Довольно неприятным сюрпризом для многих явилось налогообложение для категорий лиц, выступающих плательщиками ЕНДС с 1 января 2018 года. Правило действует и в 2019 году. Если до этого момента перечисление было обязательным для организаций, работающих по общему режиму отчислений, ЕНДВ, УСН и по патентной форме, то теперь нововведения коснулись и производителей товаров сельскохозяйственной группы.

В то время как для организаций налог стал обязателен только на имущественные объекты, облагаемые кадастровой стоимостью, для тех, кто относится к категории плательщика НДС – он введен абсолютно по всем формам имущества, как движимого, так и недвижимого.

С этого года налоговая нагрузка вырастет не только в области ввода НДС, но и вводе бюджетных отчислений на все основные средства, не имеющие прямого отношения к сельскохозяйственной сфере.

Кроме того, новый закон регламентирует, что физические лица теперь будут отчислять 0,1% от кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Ставки

Определены следующие величины:

Оценка имущества (рублей) Налог (%)
До 10 000 000 0,1
От 10 000 000 до 20 000 000 0,15
От 20 000 000 до 50 000 000 0,25
От 50 000 000 до 300 000 000 0,35
От 300 000 000 3
гаражи/машино-места 0,1
частное незавершенное строительство 0,3
прочая недвижимость 0,5

По замыслу тяготы новой системы в первую очередь почувствуют владельцы дорогостоящей элитной недвижимости. Повышение для собственников строений среднего класса и эконом не столь значительны.

Так считается. Однако на первом ценовом уровне самый широкий диапазон социальной принадлежности людей. В трехкомнатной квартире могут проживать семья, а в «однушке» – не требовательный к условиям бизнесмен.

Отметим, что приведенные в таблице ставки являются базовыми для регионов. На местах законотворческая власть вправе их изменять.

Как и ранее, в текущем году ставки увеличены в основном для собственников дорогостоящих объектов недвижимости, остальные категории владельцев жилья повышение практически не коснулось.

Виды объектов недвижимости

До изменений мы все платили налог за четыре категории «недвижки»:

Поскольку в последние годы в собственности граждан обозначились абсолютно новые формы владений, привычный список пополнился следующим имуществом (ст. 401) :

  • машиноместа;
  • дачи и подобные им постройки на участке;
  • объекты недостроя;
  • единый недвижимый комплекс (ЕНК) – включает несколько построек, объединенных технологически и по расположению в одну систему правоустанавливающими документами собственника (ст. 133.1 ГК РФ).

Регионы применения

Для граждан

В настоящее время большинство регионов перешло на новую налоговую схему – 61 субъект.

Процесс реформирования происходил так:

  1. С 2015 года схема запущена в качестве «пилотного» проекта в 28 регионах страны. Список «первопроходцев» открыли Бурятия, Ингушетия, респ. Коми, Забайкальский край, Удмуртия, Татарстан, г. Москва и некоторые другие регионы страны с приемлемым качеством жизни населения.
  2. На следующий год налоги по кадастру начали взимать еще в 21 субъекте. В 2017 году реформы пришли в Оренбуржье, Адыгею, в Карелию, в Астраханскую, Мурманскую, Орловскую и Тамбовскую области, в Еврейскую область и Чукотскую автономию.
  3. В 2019 году актуально действие программы в 57 регионах РФ. Список пополнил ряд крупных промышленных областей, где качество жизни населения на порядок выше.

Для юридических собственников

Здесь изменения не столь стремительны: в регионах не торопятся применять законодательные новшества.

Кадастровая стоимость для административных объектов, торговых и деловых центров по налоговым периодам применяется следующим образом :

  • 2015 – ввели 29 регионов;
  • 2016 – подключились 19 субъектов;
  • 2017 – список дополнили 8 местностей;
  • 2018 — список субъектов федерации, где изменения, принятые на законодательном уровне, вступили в силу и активно применяются, составляет 64 региона, что в 2,5 раза больше, чем в 2015.

Предоставление льгот и вычетов

В «бочке дегтя» есть «капля меда» – инициаторы новой схемы налога сохранили применяемые налоговые преференции.

Налогоплательщикам по-прежнему предоставляется возможность уменьшить налоговые расходы, а то и вовсе не платить.

Категории льготников

Статья 407 НК определяет круг лиц, полностью освобожденных от имущественных платежей.

В списке льготников:

  • всех категорий;
  • инвалиды детства;
  • граждане, пострадавшие от радиации после различных аварий на гражданских объектах;
  • лица, принимавшие участие в термоядерных испытаниях особого риска;
  • ликвидаторы ядерных аварий на военных объектах;
  • члены семьей военнослужащих, погибших на службе;
  • представители творческих профессий в отношении объектов, используемых непосредственно в такой деятельности;
  • физлица – на хозяйственные постройки до 50 «квадратов», находящиеся на садово-огородных участках, под ИЖС.

Государство пресекает попытки переоформления недвижимости на льготника. Поэтому исключения предоставляется на один объект каждого типа недвижимости по выбору собственника. Если же он не делает этого, ФНС поможет определиться, но не в пользу льготника.

Таким образом, можно одновременно не платить за дом, квартиру и гаражный объект, но вот избежать платежей сразу за две квартиры не выйдет.

Налоговые вычеты

Уменьшить налоги может каждый путем снижения налогооблагаемой площади.

Вычеты предоставляются на такие типы недвижимости (в кв. метрах):

  • комнаты – 10;
  • квартиры – 20;
  • частный дом – 50.

Это общероссийские нормы. Муниципалитеты и власти городов с федеральным статусом вправе увеличивать вычеты.

На практике процедура осуществляется путем вычета из общей оценки кадастровое начисление за льготную площадь. Иногда применение вычетов приводит к отрицательному значению. Собственник может порадоваться: налоговая база считается равной нулю, и платить ничего не придется.

Порядок расчета

Кадастровая стоимость устанавливается субъектом с применением 135-го закона «Об оценочной деятельности».

Периодичность пересмотра :

Узнать актуальную стоимость можно на портале Росреестра через раздел справочной информации. Также можно обратиться к сервису налоговой службы. Но для этого понадобится кадастровый номер объекта.

Собственник не обязан считать налог на свою квартиру самостоятельно. За него это сделает налоговая служба и уведомит соответствующей квитанцией. Однако, в связи с последними изменениями, лучше заранее узнать сумму, которую предстоит выложить в бюджет.

Налоговый расчет по новой схеме проводится с применением формулы:

Н = (Н1*СК – Н2*СИ) *К + Н2*СИ

  • Н – итоговая сумма платежа;
  • Н1 – кадастровая оценка недвижимости;
  • СК – ставка по кадастру;
  • Н2 – инвентаризационная стоимость;
  • СИ – ставка инвентаризационного налога;
  • К – коэффициент.

Коэффициенты понижения : 2016 – 0,2; 2017 – 0,4; 2018 – 0,6; 2019 – 0,8. Собственники выходят на 100-процентную оплату по кадастру без понижения к 2020 г. , после чего платеж считается как умножение кадастровой стоимости на ставку за минусом налогового вычета.

Алгоритм вычислений:

  • определяем размер налога от кадастра;
  • считаем инвентаризационный платеж;
  • определяем разницу между этими показателями;
  • полученный результат умножаем на коэффициент понижения;
  • к итогу прибавляется инвентаризационный налог.

Пример

Рассмотрим перечисление в 2019 году за период 2018.

Данные объекта:

Определим налогооблагаемую базу стоимости: 2500000 * 50 / 30 = 1500000 рублей. Кадастровый налог равен 1500 рублей (1500000 * 0,1 / 100), инвентаризационный платеж – 250 рублей (250 000 * 0,1 / 100).

В результате собственник заплатит 450 рублей: (1500 – 250) * 0,2 + 250.

Порядок оспаривания оценочных действий

Массу вопросов вызывает кадастровая оценка . Часто показатель прилично завышен.

Особенно это касается домов старой постройки: 60-х и 70-х годов. Морально и физически эти строения устарели: амортизационный износ превышает половину их реальной стоимости. Но у государственной системы иное мнение: домик-то, оказывается, еще в цене. На практике продать дом за такие деньги не реально, зато налог получается внушительный. Несоответствия характерны и для более «молодых» объектов.

Поэтому логичен вопрос: можно ли оспорить кадастровую оценку недвижимости при ее завышении? Закон такую возможность предоставляет, но придется проявить настойчивость.

Предоставляется два способа :

  • обращение с иском в судебные инстанции;
  • комиссионное разрешение споров в местном подразделении Росреестра. Ознакомиться с порядком оспаривания можно на ведомственном сайте.

Другая возможная ситуация – ошибки в начислении платежа. Но их обнаружить сможет человек, осведомленный о порядке расчета налога и своих правах на применение льгот.

Восстановить справедливость не сложно:

  • направляется письменная претензия в подразделение ФНС по месту своей регистрации или через личный кабинет налогового портала. В обращении нужно перечислить ошибки в расчете, указать основания для предоставления льгот (если таковые есть). Завершается претензия требованием возврата переплаты;
  • представители ведомства обязаны дать письменный ответ;
  • при несогласии с отрицательным решением или если обращение проигнорировано, нужно идти в суд.

Налоги – платят, права — отстаивают

При введении кадастровой схемы имущественного налога инициаторы ссылаются на мировой опыт. Однако в российских условиях основная доля платежей придется на граждан с невысокими/средними доходами. Помните, от налога вас никто не освободит, а вот подойти к вопросу разумно по силам любому собственнику.

Новшества 2019 года

С 1 января 2019 года вступил в силу закон, подписанный Президентом РФ, которым теперь корректируется механизм исчисления налога по кадастровой стоимости (налог на имущество, земельный налог).

Отменяется коэффициент 0.8, то есть коэффициент будет доходить до значения 0.6 и увеличиваться не будет. Также изменения вводят ограничение в 10% в части увеличения суммы налога к платежу за прошлый год, кроме того они исключают возможность пересчета налога «задним числом», если корректировка не приводит к уменьшению платежа.

С 2019 года если налогоплательщик сумел доказать, что кадастровая стоимость была рассчитана неверно, то закон обязывает использовать при расчете налога измененную кадастровую стоимость именно момента, когда ошибочная стоимость начала применяться.

Ежегодное увеличение суммы налога на имущество, рассчитанной по кадастровой стоимости теперь ограничено 10%.

О новых правилах уплаты взносов за объекты недвижимости смотрите в следующем видеосюжете:

На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон № 209-ФЗ) субъектами малого предпринимательства до 31.12.2015 являлись:

    потребительские кооперативы;

    крестьянские (фермерские) хозяйства.

С 01.01.2016 (на основании Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

    хозяйственные партнерства;

    производственные кооперативы;

    сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

    крестьянские (фермерские) хозяйства;

Указанные субъекты должны соответствовать всем критериям, указанным в п. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Речь идет о трех критериях, касающихся:

    состава учредителей (собственников, участников) и доли их участия в уставном капитале (пп. 1 п. 1.1 ст. 4);

    средней численности работников (пп. 2 п. 1.1 ст. 4);

    дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (пп. 3 п. 1.1 ст. 4).

Таким образом, с 01.01.2016 под малым предприятием в соответствии с пунтом 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) считаются организации и ИП, одновременно отвчающие следующим условиям:

    Хозяйственное общество или хозяйственное партнерство (производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства теперь освобождены от соблюдения данного критерия), доля государства, фонда (за исключением акционерных или закрытых паевых инвестиционных) в уставном капитале которого, иностранца, иностранной фирмы, либо юридического лица, не являющегося субьектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% от общей суммы уставного капитала . Ограничение не касается предприятий, внедряющих инновации, исключительные права на которые принадлежат хозяевам таких предприятий - бюджетным научным институтам, центрам, бюро и пр., бюджетным ВУЗам, учреждениям Академии наук РФ.

    Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" скорректированы отдельные законодательные акты, касающиеся развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Согласно внесенным изменениям:

    порог участия иностранных юрлиц в уставном (складочном) капитале субъектов МСП увеличен с 25% до 49%. То же касается участия российских юрлиц, не являющихся субъектами МСП;

    организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом о Сколково, наделены статусом субъекта МСП вне зависимости от доли участия в их уставном (складочном) капитале иных юрлиц (как иностранных, так и российских);

    решено создать Корпорацию развития МСП. Ее задачи - поддержка субъектов МСП и компаний, образующих инфраструктуру поддержки таких субъектов, организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестпроектов, реализуемых субъектами МСП, организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП и др.

Среднесписочная численность работников предприятия за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год (без НДС) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества, имевшего первоначальную стоимость свыше 10 тыс. рублей и нематериальных активов) не превышает 400 млн рублей.

Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" увеличены в два раза предельные значения выручки для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса.

С 01.08.2016 соответствие предельным значениям дохода для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства будет определяться не по величине выручки, а на основе дохода от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункт 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"в ред. Федерального закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

С 25.07.2015 (с 01.08.2016 их размер не изменился) эти показтели составляют:

    для микропредприятий - 120 млн рублей;

    для малых предприятий - 800 млн рублей;

    для средних - 2 млрд рублей.

Первый критерий применяется только в отношении организаций. В их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан , общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Если в составе участников общества есть одно или несколько юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, то доля их участия не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Эта норма применяется при условии, что исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности принадлежат следующим учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:

Важно : в отношении участников общества - физических лиц или юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, ограничений по доле их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации Законом № 209-ФЗ не установлено.

Второй критерий . Средняя численность работников организации определяется за предшествующий календарный год . В организации малого бизнеса эта величина не должна превышать 100 человек включительно. Данный показатель определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе тех, кто работает по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений (п. 6 ст. 4). Порядок расчета средней численности работников малого предприятия изложен в Приказе Росстата от 31.12.2009 № 335.

Третий критерий . Согласно пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) формируется без учета НДС. Выручка определяется за предшествующий календарный год по данным налогового учета. Для малых предприятий предельное значение этого показателя составляет 400 млн руб. Данное ограничение установлено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.

В показатель балансовой стоимости активов включается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Указанные сведения определяются по данным бухучета за предшествующий календарный год (пп. 3 п. 1 и п. 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Предельные значения этого показателя Правительством РФ не установлены. Поэтому данный критерий при определении статуса малого предприятия не применяется.

Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус, только если у него превышены предельные значения по второму и (или) третьему критериям в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Основанием является п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Важно :

Статус субъекта малого предпринимательства:

    можно приобрести, если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим;

  • Льготы для малого бизенса

    Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 144н вносены поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества касаются малых предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета , а именно:

      Упрощено ведение бухгалтерского учета. Не применяются некоторые Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), такие, как ПБУ 8/01, 18/02 и другие (см. ниже).

      Уменьшено количество сдаваемых бухгалтерских отчетов в налоговые органы. У них остаются только:

      • Баланс - Форма № 1 (ежеквартально);

        Отчет о прибылях и убытках - Форма № 2 (ежеквартально);

        Среднесписочная численность (ежегодно).

      При этом вся налоговая отчетность остается в полном объеме.

    Приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н введены в действие упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

    Предприятиям с небольшим доходом предоставляются дополнительно можно воспользоваться льготой по по статье 145 Налогового кодекса РФ , если выручка без учета НДС за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн рублей, и не быть плательщиком НДС, но одновременно предприятие лишается права выставлять счета-фактуры с НДС. Это делается по заявлению о предоставлении льготы по ст.145 НК РФ.

    Доходы и расходы по кассовому методу

    Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации". Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.

    Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:

      организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

      сумма выручки может быть определена;

      расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

    Эти нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно со следующего года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов. Но следует помнить: если в налоговом учете компания использует метод начисления, в бухгалтерском неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02.

    Неприменение ПБУ 16/02 и 2/2008

    По общему правилу все коммерческие организации (кроме кредитных) должны применять ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности".

    Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н разрешает организациям малого бизнеса не применять ПБУ 16/02 и 2/2008, что значительно упрощает работу бухгалтеров организаций малого бизнеса.

    Упрощен порядок оценки финансовых вложений

    По общему правилу первоначальная стоимость финансовых вложений, по которым они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством или ПБУ 19/02 (п. 18). При этом для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы. Первая - финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную цену. Вторая - финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

    Новшества позволяют субъектам малого бизнеса осуществлять последующую оценку финансовых вложений в порядке, предусмотренном для второй группы. Тогда финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

    Учетная политика

    Пункт 15.1. ПБУ 1/2008, позволят малым предприятиям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок.

    Такой порядок предусмотрен для изменений, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение компании, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это правило не распространяется на случаи, когда законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухучету установлен иной порядок.

    Исправление ошибок

    ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете" позволяет малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности.

    Для субъектов малого бизнеса в п. 9 ПБУ 22/2010 есть норма, которая регламентирует порядок исправления существенных ошибок прошедшего года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. Малое предприятие имеет право исправлять такие ошибки в том же порядке, который прописан в п. 14 ПБУ 22/2010 для несущественных ошибок.

    Это означает, что субъект малого бизнеса, обнаружив существенную ошибку за истекший год, после утверждения соответствующей годовой бухгалтерской отчетности может отразить сумму корректировки не на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", как остальные организации, а на счете 91 "Прочие доходы и расходы". В результате таких бухгалтерских записей у малых предприятий суммы корректировки при исправлении ошибок прошлых лет будут влиять на финансовый результат текущего отчетного периода.

    Штрафы для малого и среднего бизнеса заменены на предупреждения

    Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ в КоАП внесли изменения (дополнена статья 4.1 и введена статья 4.1.1), согласно которым с 03.07.2016 штраф заменят на предупреждение, при одновременном выполнении следующих условий:

      ИП или организация совершили нарушение впервые;

      не причинен имущественный ущерб, вред жизни и здоровью людей, вред окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;

      не было угрозы чрезвычайной ситуации.

    Для некоторых нарушений заменить штраф на предупреждение не получится. Штрафовать будут за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, попытки ограничить конкуренцию, неповиновение законному распоряжению сотрудников контролирующих органов, невыполнение предписания об устранении нарушений, подделку документов, штампов или печатей.

    Это стало возможным благодаря тому, что:

    Особенности регулирования труда в микропредприях

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 348-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" с 01.01.2017 в Трудовой кодекс РФ введена глава 48 1:

    Глава 48 1 . Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям

    Статья 309 1 . Общие положения

    У работодателей - (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к (далее - работодатели - субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

    В случае, если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных настоящей главой.

    Статья 309 2 . Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами

    Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов , содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка , положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора , утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В России одной из основных проблем для многих собственников малого бизнеса является, недостаточность его финансирования (например, экономия на персонале и рекламе), что в свою очередь сказывается на его развитие. Многие даже не знают, что в РФ существует поддержка малого бизнеса, предназначенная уменьшить финансовую нагрузку при учете персонала, снизить налоговые платежи и т.д. О том на какие льготы могут рассчитывать малое предпринимательство вы узнаете из нашей статьи.

Но перед тем как узнать о мерах поддержки со стороны государства, нужно выяснить подходит ли ваш бизнес под определенные критерии, по которым его можно отнести к субъекту МСП.

Доходы субъектов МСП строго регламентированы и не должны превышать лимитов, указанных в Постановлении Правительства от 04.04.2016 №265. В 2017 году необходимо рассчитать не только прибыль от продаж, но и все доходы по налоговому учету, и только после этого вы сможете понять относиться ли ваша компания к категории малого бизнеса.

Во-первых, чтобы компания считалась малой необходимо:

  • иметь доходы менее 800 млн.руб. в год;
  • общая численность персонала не должна превышать 100 человек.

Во-вторых, общая доля вложений в уставной капитал вашей организации от других компаний не должна превышать следующих чисел:

  • до 25% для гособразований, религиозных и общественных организаций, а также разного рода фондов;
  • до 49% для юридических лиц (ООО, ОАО и т.д.), включая иностранные компании;

Для юридических лиц, которые сами относятся к субъектам МСП, указанные ограничения снимаются.

В августе 2016 года был запущен , который использует статистические данные отчетности. Воспользоваться данным реестром можно, любому гражданину, для этого необходимо перейти на сайт Федеральной Налоговой Службы (ФНС). Посещают его обычно для проверки корректности указанных в нем сведений о конкретном бизнесе. Для просмотра данных вам нужно указать, ФИО индивидуального предпринимателя, либо название фирмы, ОГРН, ИНН или ОГРНИП.

Данный банк данных по субъектам МСП, очень важен, ведь при наличии в нем вашей компании или предприятия, дает шанс воспользоваться конкретными льготами, которые предназначены для малого бизнеса. И в случае проверки данных вы не нашли информацию о вашей организации или указанные сведения являются некорректными, то позаботьтесь чтобы их исправили. Для этого составьте и отправьте заявку, предоставив верные сведения.

Налоговые каникулы

Если ИП открывается впервые (закрытые и потом открытые ИП не участвуют), то у них есть возможность воспользоваться льготой, которая освободит их от уплаты налогов на определенный период (налоговые каникулы). Данная поддержка от государства, была разработана в очень нужное время, в период длившегося экономического кризиса – 1 января 2015 года. Налоговые каникулы, как говорят законодатели, должны обеспечить рост доли открытия нового бизнеса на фоне общего спада российской экономики.

Правительством РФ утвержден Федеральный закон №477 от 29.12.2014, в котором определены сроки, в период которых ИП зарегистрированные впервые, имеют право пользоваться нулевыми налоговыми ставками вплоть до конца 2020 года. Для попадания под нулевую ставку, предпринимателю необходимо соответствовать следующим критериям:

  • режим налогообложения ПСН или УСН;
  • сфера деятельности ИП относиться к производственной, научной или социальной категории;
  • нулевая процентная ставка, распространяемая на работы, товары или услуги, которые в совокупности должны быть не меньше 70% от общего дохода предприятия.

Важно! Действие налоговых каникул, не может быть больше двух налоговых периодов с даты регистрации ИП.

Региональное правительство субъектов РФ имеет право, вносить дополнительные категории видов деятельности, на которые будут распространяться налоговые льготы, также они могут продлевать или укорачивать сроки действия каникул. Поэтому предприниматель, в зависимости от региона может рассчитывать от одного до двух лет каникул. Также региональные законодатели могут лимитировать максимальное количество среднесписочного числа работников или максимального размера доходов.

Перед тем как заявлять свое право на льготы, нужно уточнить в соответствующих органах, под какие кретерии должно попадать ИП для участия в программе. Например, в Новгородской области с 1.08.2016 года каникулы стали распространяться на следующие сферы деятельности, которые раньше отсутствовали в списке:

  • осуществление ремонта предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
  • прачечные включая химчистки;
  • парикмахерские услуги (салоны красоты);
  • ритуальные услуги.

В Московской области (исключая Москву) сроки действия налоговых каникул были установлены до 2018 года. Но как заявил председатель регионального парламента Игорь Брынцалов на пресс-конференции в РИАМО, «Мособлдума планирует продлить налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей до 2021 года», сказал он. Поэтому следите за изменениями.

Статистика: Гарантийная поддержка малого и среднего предпринимательства

Законопроект о «надзорных каникулах»

«Надзорные каникулы» — это временное мероприятие, которое будет действовать только с 2015 по 2018 год. В этот временной отрезок, государственным (федеральным и региональным) и муниципальным контролирующим органам предписано ограничиваться в проведении плановых проверок в отношении микро и малых предприятий.

Важно! Данная поддержка от государства в виде «надзорных каникул» относиться к зарегистрированному или уже созданному бизнесу, у которого нет значительных нарушений закона. Также это послабление не относиться к компаниям, работающим в социальной, здравоохранительной и образовательной сферах.

Помимо вышесказанного, каникулы не предусмотрены на категории госконтроля указанные в ФЗ № 294 ч.6 ст. 26.1 от 26.12.2008.

В случае если собственник бизнеса обнаружил себя в реестре плановых проверок, он может направить соответствующее заявление в органы надзорного контроля об исключении себя из данного списка, только при условии, что проверка будет являться незаконной. Должностное лицо рассматривающее заявление, должен принять по нему решение в течении 10 дней со дня его принятия. В случае положительного решения, проверка будет отменена и удалена из реестра проверок. Чтобы для предпринимателя не было неожиданностью, внезапно нагрянувшие органы надзора, он должен «мониторить» сводный ежегодный план проверок, находящийся в открытом доступе на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Также законодатели существенно сократили сроки проверки деятельности малого бизнеса, в ст.13 ФЗ №294, указано:

  • проверка должна вестись не более 50 часов в год (это общий временной период, выделенный на каждое надзорное ведомство);
  • в случае если проверка является внеплановой, она не должна превышать 20 рабочих дней на каждое ведомство.

Какие налоговые льготы доступны на региональном уровне

Данная мера поддержки, вводиться местными органами самоуправления. И бизнесмену стоит самостоятельно, узнать актуальную информацию, посетив лично центр поддержки предпринимательства, либо в режиме онлайн зайдя на их сайт. Так, например, для московских бизнесменов, владеющих небольшой компанией, имеют право заявить о льготе, выраженной в налоговом вычете на имущество, равной 300 кв.м площади по кадастровой стоимости (данное положение содержится в законе №64 г.Москвы от 05.11.2003г.).

Краснодарским предприниматели, работающим на режиме налогообложения УСН, и деятельности которых относиться к социальной, производственной и научной сфере, помимо налоговых каникул, предоставляются льготные региональные ставки налогообложения. Для предприятий, у которых налоги рассчитываются по схеме «доходы минус расходы», с начала 2016 года действует 5% налоговая ставка, если схема «доходы», то 3% (Закон Краснодарского края от 30.11.2015 № 3279-КЗ).

Федеральные льготы для малого бизнеса

Помимо основных перечисленных выше льгот, предприниматели на федеральном уровне могут претендовать на дополнительную помощь от государства выраженную в субсидиях, льготной аренде и другой поддержке, о которой мы поговорим ниже.

На какие субсидии может рассчитывать субъект малого предпринимательства

С 15 апреля 2014 года малому бизнесу предоставляется получить субсидию от государства, предусмотренную Указом Правительства Российской Федерации №316. Предприниматели, планирующие подавать документы для предоставления им субсидии, могут ознакомиться со списком необходимых для этого бумаг там же. Следуя Распоряжению №129-р от 28 января 2017 года, государство за 7 месяцев текущего года выделило на субсидии в общей сложности около 7,5 млрд рублей.

Наиболее точная информация, связанная со всеми нюансами получения субсидии, предоставляется в полном объеме официальными интернет-ресурсами различных государственных структур, занимающихся вопросами предпринимательской деятельности. К ним относятся интернет-сайты региональных администраций, официальные сайты различных центров, которые оказывают помощь предпринимательской деятельности и др. К примеру, предприниматели, которые лишь начинают свою деятельность, а также предприниматели, срок с момента регистрации которых уже превысил 2 года, могут узнать о субсидиях на сайте ДНПП (Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы).

К примеру, субсидии предусматривают покрытие таких расходов начинающего ИП в Москве, как:

  • затраты, связанные с арендой офисного помещения;
  • закупку нужных материалов, а также производственного сырья;
  • формирование новых рабочих мест и их оборудование;
  • покупку программного обеспечения с лицензией;
  • а также других базовых потребностей (авто не учитывается).

Субсидия может достигать размера в полмиллиона рублей. Предприниматель, планирующий подавать апелляцию на субсидию, может найти на сайте ДНПП подробное описание условий субсидии, процесса ее получения, а также бланки документов, которые будут необходимы ему для прохождения процедуры апелляции.

Если срок с момента регистрации ИП превысил отметку в 2 года, то предприниматель имеет право на гораздо большие субсидии, среди которых, к примеру:

  • возврат государством доли расходов на формирование, оптимизацию и расширение производственного процесса, основанного на введении и индустриальном освоении достижений науки и техники;
  • возврат кредитных процентов и др.

Чтобы оценить размеры субсидии, можно привести здесь в качестве примера возврат части расходов на выплату процентов, кредит которых был получен с целью создания и увеличения технологических парков. Размер субсидии в этом случае может составлять аж до трети миллиона рублей.

Упрощенный кадровый учет

С 01.01.2017 малые предприятия получают некоторую разгрузку в виде освобождения от оформления свода правил распорядка трудовой деятельности предприятия, а также системы выдачи заработной платы, премиальных и др. Данное упрощение вступило в силу с 01.01.2017, опираясь на Федеральный закон № 348-Ф3 от 03.07.2016.

Договоры труда, заключенные на основе типа предприятия, должны включать в себя положения, основанные на трудовом законодательстве, это необходимо для регуляции трудового взаимодействия.

Каждое микропредприятие должно начинать производить учет кадров с того момента, как оно стало малым бизнесом. На утверждение всех документов по кадрам, необходимых для ведения учета, отведен срок в 4 месяца.

Учет и отчетность

Данное упрощение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, бухгалтерский учет для которых и без этого не является обязательным, однако данная привилегия является достаточно весомой для малого бизнеса. Информация Минфина РФ N П3-3/2015 предоставляет развернутый список льгот, предоставляемых в рамках данного закона.

Сфера закупок

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года, утвержденная Распоряжением от 02.06.2016 №1083-р, предусматривает поэтапное увеличение объема осуществляемых госкомпаниями прямых закупок у субъектов МСП до целых 25% с начала следующего года. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2016 года №819 с 01.01.2018 объем закупок вырастет всего до 15%.

Малый и средний бизнес на сегодняшний день получает от госкомпаний 10% от всех заказов на спецторгах (объемом до 200 млн. руб.), процент от суммарного объема заказов должен составлять 18%.

Стоит отметить, что в соответствии с 44-Ф3 малый бизнес получает ряд преференций. При проведении электронных аукционов, различных конкурсов и при запрашивании предложений, где в закупках принимают участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, требование обеспечения контракта может быть не установлено заказчиком, что отмечено в Постановлении от 11 марта 2016 №182. Также ч.8 ст.30 Федерального закона от 5 апреля 2013 №44-Ф3 предусматривают оплату заказчиком товаров и работы в срок, не превышающий 30 дней с того дня, когда были подписаны документы о приеме.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2014 №1352, малый бизнес получает также другие льготы, предусмотренные в рамках 223-Ф3. К примеру, заказчик обязан принимать и размещать в Единой информационной системе список закупок, которые осуществляются исключительно у МСП. При этом годовой объем закупок не должен превышать норму в 10%. Поставщик же обязан предоставлять заказчику лишь удостоверяющую его статус декларацию.

Льготная аренда

Региональные органы управления могут подписывать с малым бизнесом договора аренды на срок до 5 лет на льготных условиях. Малый бизнес имеет право выкупить арендуемую недвижимость до 01.07.2018.

Несмотря на то, что арендная плата была повышена правительством до 4 500 руб./кв.м. в год, согласно Постановлению Правительства Москвы от 2 декабря 2016 года №812-ПП, «Опора России» все же добилась сохранения данной преференции, касающейся аренды имущества для предпринимателей из Москвы.

1499 0 09.07.2017

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2018 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится в 2018 году.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней - не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН – лимит годовой выручки в 2018 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. ЕНВД – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. ПСН – на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников - всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.
  4. ЕСХН – лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

Подробнее: Предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены здесь.

*акция с Альфа-Банком действует до 30.11.2018

Административные льготы для малого бизнеса в 2018 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2018 году:

  1. Плательщики ЕНВД и ПСН вправе проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата, до июля 2019 года. Исключение - сфера торговли и розницы. Здесь ККТ для организаций и ИП с работниками потребуется с июля 2018 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести кассовые операции в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса на период 2016-2018 годов – запрет на проведение плановых неналоговых проверок. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС и фондов по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота - госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Мы собрали базу субсидий по субъектам РФ, каждый регион предлагает свои льготы для малого бизнеса.

www.regberry.ru

В России одной из основных проблем для многих собственников малого бизнеса является, недостаточность его финансирования (например, экономия на персонале и рекламе), что в свою очередь сказывается на его развитие. Многие даже не знают, что в РФ существует поддержка малого бизнеса, предназначенная уменьшить финансовую нагрузку при учете персонала, снизить налоговые платежи и т.д. О том на какие льготы могут рассчитывать малое предпринимательство вы узнаете из нашей статьи.

Но перед тем как узнать о мерах поддержки со стороны государства, нужно выяснить подходит ли ваш бизнес под определенные критерии, по которым его можно отнести к субъекту МСП.

Критерии отличий малого бизнеса от среднего и крупного в 2017 году

Доходы субъектов МСП строго регламентированы и не должны превышать лимитов, указанных в Постановлении Правительства от 04.04.2016 №265. В 2017 году необходимо рассчитать не только прибыль от продаж, но и все доходы по налоговому учету, и только после этого вы сможете понять относиться ли ваша компания к категории малого бизнеса.

Во-первых, чтобы компания считалась малой необходимо:

  • иметь доходы менее 800 млн.руб. в год;
  • общая численность персонала не должна превышать 100 человек.

Во-вторых, общая доля вложений в уставной капитал вашей организации от других компаний не должна превышать следующих чисел:

  • до 25% для гособразований, религиозных и общественных организаций, а также разного рода фондов;
  • до 49% для юридических лиц (ООО, ОАО и т.д.), включая иностранные компании;

Для юридических лиц, которые сами относятся к субъектам МСП, указанные ограничения снимаются.

В августе 2016 года был запущен Единый реестр субъектов МСП, который использует статистические данные отчетности. Воспользоваться данным реестром можно, любому гражданину, для этого необходимо перейти на сайт Федеральной Налоговой Службы (ФНС). Посещают его обычно для проверки корректности указанных в нем сведений о конкретном бизнесе. Для просмотра данных вам нужно указать, ФИО индивидуального предпринимателя, либо название фирмы, ОГРН, ИНН или ОГРНИП.

Данный банк данных по субъектам МСП, очень важен, ведь при наличии в нем вашей компании или предприятия, дает шанс воспользоваться конкретными льготами, которые предназначены для малого бизнеса. И в случае проверки данных вы не нашли информацию о вашей организации или указанные сведения являются некорректными, то позаботьтесь чтобы их исправили. Для этого составьте и отправьте заявку, предоставив верные сведения.

Налоговые каникулы

Если ИП открывается впервые (закрытые и потом открытые ИП не участвуют), то у них есть возможность воспользоваться льготой, которая освободит их от уплаты налогов на определенный период (налоговые каникулы). Данная поддержка от государства, была разработана в очень нужное время, в период длившегося экономического кризиса – 1 января 2015 года. Налоговые каникулы, как говорят законодатели, должны обеспечить рост доли открытия нового бизнеса на фоне общего спада российской экономики.

Правительством РФ утвержден Федеральный закон №477 от 29.12.2014, в котором определены сроки, в период которых ИП зарегистрированные впервые, имеют право пользоваться нулевыми налоговыми ставками вплоть до конца 2020 года. Для попадания под нулевую ставку, предпринимателю необходимо соответствовать следующим критериям:

  • режим налогообложения ПСН или УСН;
  • сфера деятельности ИП относиться к производственной, научной или социальной категории;
  • нулевая процентная ставка, распространяемая на работы, товары или услуги, которые в совокупности должны быть не меньше 70% от общего дохода предприятия.

Важно! Действие налоговых каникул, не может быть больше двух налоговых периодов с даты регистрации ИП.

Региональное правительство субъектов РФ имеет право, вносить дополнительные категории видов деятельности, на которые будут распространяться налоговые льготы, также они могут продлевать или укорачивать сроки действия каникул. Поэтому предприниматель, в зависимости от региона может рассчитывать от одного до двух лет каникул. Также региональные законодатели могут лимитировать максимальное количество среднесписочного числа работников или максимального размера доходов.

Перед тем как заявлять свое право на льготы, нужно уточнить в соответствующих органах, под какие кретерии должно попадать ИП для участия в программе. Например, в Новгородской области с 1.08.2016 года каникулы стали распространяться на следующие сферы деятельности, которые раньше отсутствовали в списке:

  • осуществление ремонта предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
  • прачечные включая химчистки;
  • парикмахерские услуги (салоны красоты);
  • ритуальные услуги.

В Московской области (исключая Москву) сроки действия налоговых каникул были установлены до 2018 года. Но как заявил председатель регионального парламента Игорь Брынцалов на пресс-конференции в РИАМО, «Мособлдума планирует продлить налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей до 2021 года», сказал он. Поэтому следите за изменениями.

Статистика: Гарантийная поддержка малого и среднего предпринимательства Законопроект о «надзорных каникулах»

«Надзорные каникулы» - это временное мероприятие, которое будет действовать только с 2015 по 2018 год. В этот временной отрезок, государственным (федеральным и региональным) и муниципальным контролирующим органам предписано ограничиваться в проведении плановых проверок в отношении микро и малых предприятий.

Важно! Данная поддержка от государства в виде «надзорных каникул» относиться к зарегистрированному или уже созданному бизнесу, у которого нет значительных нарушений закона. Также это послабление не относиться к компаниям, работающим в социальной, здравоохранительной и образовательной сферах.

Помимо вышесказанного, каникулы не предусмотрены на категории госконтроля указанные в ФЗ № 294 ч.6 ст. 26.1 от 26.12.2008.

В случае если собственник бизнеса обнаружил себя в реестре плановых проверок, он может направить соответствующее заявление в органы надзорного контроля об исключении себя из данного списка, только при условии, что проверка будет являться незаконной. Должностное лицо рассматривающее заявление, должен принять по нему решение в течении 10 дней со дня его принятия. В случае положительного решения, проверка будет отменена и удалена из реестра проверок. Чтобы для предпринимателя не было неожиданностью, внезапно нагрянувшие органы надзора, он должен «мониторить» сводный ежегодный план проверок, находящийся в открытом доступе на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Также законодатели существенно сократили сроки проверки деятельности малого бизнеса, в ст.13 ФЗ №294, указано:

  • проверка должна вестись не более 50 часов в год (это общий временной период, выделенный на каждое надзорное ведомство);
  • в случае если проверка является внеплановой, она не должна превышать 20 рабочих дней на каждое ведомство.

Какие налоговые льготы доступны на региональном уровне

Данная мера поддержки, вводиться местными органами самоуправления. И бизнесмену стоит самостоятельно, узнать актуальную информацию, посетив лично центр поддержки предпринимательства, либо в режиме онлайн зайдя на их сайт. Так, например, для московских бизнесменов, владеющих небольшой компанией, имеют право заявить о льготе, выраженной в налоговом вычете на имущество, равной 300 кв.м площади по кадастровой стоимости (данное положение содержится в законе №64 г.Москвы от 05.11.2003г.).

Краснодарским предприниматели, работающим на режиме налогообложения УСН, и деятельности которых относиться к социальной, производственной и научной сфере, помимо налоговых каникул, предоставляются льготные региональные ставки налогообложения. Для предприятий, у которых налоги рассчитываются по схеме «доходы минус расходы», с начала 2016 года действует 5% налоговая ставка, если схема «доходы», то 3% (Закон Краснодарского края от 30.11.2015 № 3279-КЗ).

Федеральные льготы для малого бизнеса

Помимо основных перечисленных выше льгот, предприниматели на федеральном уровне могут претендовать на дополнительную помощь от государства выраженную в субсидиях, льготной аренде и другой поддержке, о которой мы поговорим ниже.

На какие субсидии может рассчитывать субъект малого предпринимательства

С 15 апреля 2014 года малому бизнесу предоставляется получить субсидию от государства, предусмотренную Указом Правительства Российской Федерации №316. Предприниматели, планирующие подавать документы для предоставления им субсидии, могут ознакомиться со списком необходимых для этого бумаг там же. Следуя Распоряжению №129-р от 28 января 2017 года, государство за 7 месяцев текущего года выделило на субсидии в общей сложности около 7,5 млрд рублей.

Наиболее точная информация, связанная со всеми нюансами получения субсидии, предоставляется в полном объеме официальными интернет-ресурсами различных государственных структур, занимающихся вопросами предпринимательской деятельности. К ним относятся интернет-сайты региональных администраций, официальные сайты различных центров, которые оказывают помощь предпринимательской деятельности и др. К примеру, предприниматели, которые лишь начинают свою деятельность, а также предприниматели, срок с момента регистрации которых уже превысил 2 года, могут узнать о субсидиях на сайте ДНПП (Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы).

К примеру, субсидии предусматривают покрытие таких расходов начинающего ИП в Москве, как:

  • затраты, связанные с арендой офисного помещения;
  • закупку нужных материалов, а также производственного сырья;
  • формирование новых рабочих мест и их оборудование;
  • покупку программного обеспечения с лицензией;
  • а также других базовых потребностей (авто не учитывается).

Субсидия может достигать размера в полмиллиона рублей. Предприниматель, планирующий подавать апелляцию на субсидию, может найти на сайте ДНПП подробное описание условий субсидии, процесса ее получения, а также бланки документов, которые будут необходимы ему для прохождения процедуры апелляции.

Если срок с момента регистрации ИП превысил отметку в 2 года, то предприниматель имеет право на гораздо большие субсидии, среди которых, к примеру:

  • возврат государством доли расходов на формирование, оптимизацию и расширение производственного процесса, основанного на введении и индустриальном освоении достижений науки и техники;
  • возврат кредитных процентов и др.

Чтобы оценить размеры субсидии, можно привести здесь в качестве примера возврат части расходов на выплату процентов, кредит которых был получен с целью создания и увеличения технологических парков. Размер субсидии в этом случае может составлять аж до трети миллиона рублей.

Упрощенный кадровый учет

С 01.01.2017 малые предприятия получают некоторую разгрузку в виде освобождения от оформления свода правил распорядка трудовой деятельности предприятия, а также системы выдачи заработной платы, премиальных и др. Данное упрощение вступило в силу с 01.01.2017, опираясь на Федеральный закон № 348-Ф3 от 03.07.2016.

Роман Терехин, Партнер компании «Деловой фарватер», Москва

  • Сколько в год должна зарабатывать компания, чтобы получить статус малого предприятия
  • Какие льготы предусмотрены для малого бизнеса в этом году
  • Грозят ли вашей компании различного рода проверки в 2016 году

Давайте подробно рассмотрим, какие льготы для малого бизнеса получили предприниматели в 2015 году.

Какие компании теперь считаются малыми

В июне – июле 2015 года были приняты поправки, изменившие критерии отнесения компаний к малому бизнесу. Теперь воспользоваться льготами может большее количество предприятий.

1. Выручка от реализации. Новый лимит выручки для малых фирм – 800 млн руб. в год без НДС (ранее 400 млн руб.), для микропредприятий – 120 млн руб. (ранее 60 млн руб.). Данные изменения вступили в силу 25 июля 2015 года (постановление Правительства РФ от 13.07.2015 №702).

2. Средняя численность работников. Здесь пока изменений нет. Численность персонала по-прежнему не должна превышать 100 человек для малой компании и 15 – для микробизнеса.

3. Доля других коммерческих фирм в уставном капитале малого предприятия. Ранее лимит составлял 25%, теперь долю участия повысили почти в два раза – 49%. Данное изменение внесено Федеральным законом от 29.06.2015 №156-ФЗ (вступил в силу 30 июня).

4. Период, в течение которого компания считается малой. Даже если фирма превысила лимит по численности или выручке, она все равно в течение определенного периода времени считается малой. Ранее этот срок составлял два года, теперь три (поправка внесена Федеральным законом №156-ФЗ). То есть если ваша организация в 2014 году превысила лимит, то статус малого предприятия она утратит лишь 1 января 2017-го.

Льготы для малого бизнеса

1. Нет лимита наличных в кассе. Малые фирмы вправе хранить в кассе любую сумму (п. 2 Указания Банка России от ). Чтобы воспользоваться льготой, директор должен издать приказ об отказе от лимита. Обратите внимание, если сейчас выяснится, что Ваша компания подпадает под критерии малой, то приказ об отказе от лимита следует датировать 30 июня 2015 года. Еще один нюанс касается кассовых операций: фирмы на вмененке (а это, как правило, малый бизнес) могут не выдавать кассовые чеки и не применять ККТ. Достаточно выписать клиентам товарный чек или квитанцию.

2. Ведение учета в упрощенной форме. Малый бизнес , то есть достаточно представить в ИФНС только баланс и отчет о финансовых результатах (п. 6, п. 6.1 ). Вместе с тем возникало много вопросов относительно того, что такое упрощенный учет. Минфин дал подробные разъяснения (информация от 03.06.2015 №ПЗ-3/2015).

Так, малая компания вправе воспользоваться кассовым методом, то есть отражать доходы и расходы не в момент отгрузки товаров, а в момент получения или расходования. Кроме того, она может относить на себестоимость управленческие расходы. Обратите внимание, если Ваш бизнес теперь относится к малому, то перейти на упрощенный бухучет лучше с 2016 года, для этого надо внести изменения в учетную политику. Поручите главбуху внимательно изучить разъяснения Минфина, чтобы воспользоваться всеми привилегиями.

3. Сокращение бумажной волокиты. Предприятия, у которых не более 30 операций в месяц, могут упростить учет данных из первичных документов. В частности, они вправе вести единую книгу учета фактов хозяйственной деятельности (разработать ее форму можно самостоятельно). Если же у компании более 30 операций, то она может упростить сами формы регистров и сократить их число.

4. Упрощение оформления трудовых отношений. Малые фирмы вправе заключать срочные трудовые договоры на период до пяти лет с любыми сотрудниками. Но нужно выполнить два условия. Численность персонала компании не должна быть выше 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – не более 20). Кроме того, сам работник должен согласиться на подобные трудовые отношения ().

5. Льготная аренда. Небольшие компании могут заключать договоры аренды зданий или помещений с местными или региональными властями на льготных условиях, которые действуют в течение пяти лет. Кроме того, у малого бизнеса есть преимущественное право выкупа такого имущества до 1 июля 2018 года (Федеральный закон от 29.06.2015 №158-ФЗ).

6. Субсидии от властей. Формы поддержки малого бизнеса перечислены в постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 №316. Например, небольшие компании вправе получать субсидии из регионального бюджета в следующих случаях:

  • для частичной оплаты образовательных услуг;
  • для погашения части затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам, а также по кредитам на покупку оборудования;
  • для уплаты первого взноса по договорам лизинга оборудования и др.

Поручите финансистам изучить, какие льготы положены малому бизнесу Вашего региона, и как воспользоваться этими привилегиями.

Два преимущества во время проверок

1. Сокращенные сроки проверок. Проверять малое предприятие любые контролирующие организации вправе не более 50 часов в год (ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ). При этом часы суммируются независимо от того, сколько ведомств изучало деятельность компании. Если малую фирму в течение года проверяла, скажем, трудовая инспекция и срок проверки превысил 50 часов, больше плановых проверок не будет. А вот для внеплановых проверок сроки иные – 20 рабочих дней на каждую (ч. 1 ст. 13 Федерального закона №294-ФЗ). Добавлю, что трудовые инспекторы получили право продлевать срок своей проверки еще на 50 часов. Вместе с тем льгота, ограничивающая число проверок, с 2016 года будет не так актуальна, поскольку для малого бизнеса вводятся надзорные каникулы.

2. Надзорные каникулы. Эти каникулы будут действовать с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года. В данный период запрещены практически все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Например, те, которые проводят пожарники, санэпидемнадзор. Перестанут проверять наличие лицензии. Приостановят проверки в области образования, строительства, розничной продажи алкоголя. Выгодная поправка распространяется и на действующие, и на вновь созданные фирмы. Но стоит отметить, что каникулы не распространяются на налоговые проверки, а также на ревизии со стороны Пенсионного фонда и ФСС (Федеральный закон от 13.07.2015 №246-ФЗ).

Налоговые льготы для малого бизнеса

1. Специальные налоговые режимы. Речь идет о трех режимах: ЕНВД (вмененка), УСН (упрощенка) и ЕСНХ (единый сельскохозяйственный налог). Компании, перешедшие на специальные режимы, как правило, освобождаются от уплаты всех других налогов. Правда, чтобы воспользоваться льготами, нужно соблюдать дополнительные ограничения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

2. Единый налог на вмененный доход. Чтобы работать на этом режиме, доля участия других компаний в уставном капитале фирмы не должна превышать 25% (в то время как для малого бизнеса эту норму повысили до 49%). Кроме того, вмененку могут применять лишь те предприятия, которые занимаются определенными видами деятельности (): розничной торговлей, общественным питанием, бытовыми услугами, услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств и др. Чтобы перейти на ЕНВД, достаточно в начале года подать заявление в ФНС. Аналогичная процедура действует и для снятия компании с этого режима ().

3. Упрощенная система налогообложения. Перейти на упрощенку можно, если компания зарабатывает не более 68,82 млн руб. в год. Превышение установленных ограничений означает автоматический переход на общий режим налогообложения с доплатой некоторых налогов. Чтобы перейти на упрощенку с 2016 года, надо подать соответствующее заявление не позднее 31 декабря 2015 года ().

  • Право на упрощенку: 3 способа сохранить возможность применять УСН

4. Единый сельхозналог. Этот спецрежим предназначен для сельхозпроизводителей. Чтобы им воспользоваться, доля выручки от продажи сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70%.

5. Торговый сбор. В ряде российских регионов действует торговый сбор. Например, в Москве его обязаны платить торговые фирмы, начиная с 1 июля 2015 года. Однако для предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, а также для сельхозпроизводителей, перешедших на ЕСНХ, предусмотрена льгота – они торговый сбор не платят. Это недавно подтвердил Минфин в своем

6. Налог на имущество. Льготы по данному налогу предоставляют региональные власти. Например, в Москве небольшие фирмы могут уменьшить базу по налогу на имущество на 300 кв. м (). Подобные правила действуют и в других регионах. Так, в Башкортостане производственные предприятия могут не платить налог со среднегодовой стоимости оборудования. Поручите своему главбуху изучить региональное законодательство на предмет предоставления налоговых льгот для малого бизнеса.

Роман Терехин имеет высшее юридическое образование, адвокат. Занимается сопровождением расследований уголовных дел по экономическим преступлениям. Специализируется на защите при расследовании преступлений против государственной власти. Член экспертного совета при Правительстве РФ, Комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, а также при Комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.

ООО «Деловой фарватер»
Сфера деятельности: правовая защита предприятий при проверках налоговыми органами и МВД; оптимизация налогов
Численность персонала: 70
Основные клиенты: «Авангард», «Атлас», «Наяда», «Прибор», «Промышленная автоматизация», «СтройОблГаз» и др.
Место в рейтинге: входит в топ-30 юридических фирм России по размеру выручки (рейтинг портала «Право.Ru» за 2013 год)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nloeda.ru»