Основная цель экономического анализа. Тестовые задания. Кафедра “Экономики и управления в строительстве”

Подписаться
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История развития системы здравоохранения в Великобритании. Структура медицинской службы. Нормирование и контроль в здравоохранении. Финансирование и система оплаты медицинских работников в стране. Сравнение систем здравоохранения России и Великобритании.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2011

    Характеристика инновационной политики в системе здравоохранения Республики Казахстан. Внедрение новых схем организации медицинской помощи. Анализ целей государственной программы реформирования и развития здравоохранения. Совершенствование службы крови.

    презентация , добавлен 03.02.2014

    Роль здравоохранения в социально-экономической сфере, показатели прогноза здравоохранения и основные методы прогнозирования данной отрасли. Анализ современного состояния здравоохранения России и муниципального образования на примере Владимирской области.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2013

    Состояние здоровья населения и организация медицинской помощи в Республике Беларусь. Проблемы и недостатки системы здравоохранения Беларуси. Концепция развития и совершенствования нормативно-правовой базы Республики Беларусь в сфере здравоохранения.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Государственная политика по реорганизации системы здравоохранения, перспективы ее развития. Социально-экономическая природа и принципы обязательного медицинского страхования. Характерные особенности частной и государственной систем здравоохранения.

    презентация , добавлен 30.09.2014

    Основные модели и тенденции развития здравоохранения в мире. Анализ современного состояние и концепций развития здравоохранения в России. Особенности реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2010

    Сущностные характеристики государственного регулирования в здравоохранении. Общая характеристика системы здравоохранения Оренбургской области. Основные причины высокой смертности. Совершенствование трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2015

PAGE_BREAK--2. Методологический подход оценки конкурентоспособности медицинской организации

Формирование условий конкурентной среды, а, следовательно, и запуск механизмов конкурентоспособности в сфере здравоохранения России, чрезвычайно актуально как для пациентов, так и для лечебно – профилактических организаций и медицинских (врачебных) практик в современных условиях становления и эволюционного перехода к новым экономическим (маркетинговым) отношениям при производстве и потреблении медицинских услуг.

В доступной нам литературе крайне слабо представлены теоретические разработки, а тем более освещена прикладная сторона деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях конкурентной среды. Понятно, что наряду с иным это связано и с тем, что в отечественной системе здравоохранения до настоящего времени не созданы предпосылки и реальные условия реализации медицинской деятельности в конкурентной среде. Да и среды такой попросту сегодня в системе здравоохранения, по форме и содержанию являющейся в основном государственной, не существует.

Логично предположить, что возникновение конкуренции, практическое проявление ее в среде медицинских учреждений (врачебных практик), критерии и оценка конкурентоспособности – возможно лишь при создании условий определенной социальной среды, допускающей подобные отношения.

Условия, позволяющие сформировать и реализовать в лечебно-профилактических учреждениях (врачебных практиках) сущность конкурентоспособности, формируются определенным набором управленческих решений на уровне государственного регулирования, законодательных инициатив, реализации ряда административно-управленческих и организационных мероприятий; при решении необходимых исследовательских, экономических и информационных задач и пр.

Конструирование организации для оптимального функционирования в конкурентной среде должно обеспечиваться формами и методами высокой степени формализации, моделями управленческих решений и практическими мероприятиями, подкрепленными научно-обоснованными доказательствами, а не сентенциями.

Структурно-функциональная модель лечебно-профилактического учреждения (медицинской практики) как субъекта рынка медицинских услуг, а, следовательно, наделенного функцией конкуренции, должна заключать в себе элементы системы, характеризующие эту организацию именно с точки зрения ее конкурентоспособности.

Необходимо признать, что, характеризуя медицинское учреждение категориями «конкуренция», «конкурентоспособность», исследователь, в первую очередь, детерминирует взаимодействие такой организации с иными конкурирующими субъектами, либо соотносит продукцию данной организации (в данном контексте – медицинскую услугу) с подобной продукцией по степени конкурентоспособности.

В классической теории методологические подходы к оценке и управлению конкуренцией и конкурентоспособностью в организации вообще разработаны довольно глубоко.

В приложении к медицинской деятельности отечественных лечебно-профилактических учреждений такие исследования крайне скупы, не считая некоторых разработок зарубежных авторов, в основном опирающихся на исследования своих национальных систем здравоохранения. Скорее всего, подобное состояние исследовательской мысли связано с реальным отсутствием практических объектов хозяйственной деятельности системы здравоохранения, наделенных конкурентной сущностью.

Лечебно-профилактическое учреждение, функционирующее вне конкурентной среды, в силу определенных своих целевых функций (в широком понимании – оказание медицинской помощи) вполне может быть успешно жизнедеятельной, не обладая свойствами, которые могли бы характеризовать такую организацию как конкурентоспособную.

Только рыночная среда, только специфические экономические взаимоотношения требуют от субъектов, функционирующих в такой среде, качественно новых связей и характеристик, качественно иной структурно-функциональной значимости – условно обозначаемой нами как маркетинговая сущность.

Медицинские учреждения (медицинские практики) для полноценной, упорядоченной и законной деятельности в условиях совершенной конкуренции должны быть структурно и функционально подготовлены к такой экономической сущности рыночных взаимоотношений.

В самом широком понимании, методологически конкурентоспособность медицинского учреждения (врачебной практики) может быть рассмотрена и оценена с двух позиций: во-первых, в границах взаимодействия с подобными себе организациями, выступающими в роли реальных конкурентов, во-вторых, что более важно, – в рамках самостоятельной деятельности учреждения, в сфере его внутренней среды. Отсутствие на практике сформированной конкурентной среды в отечественном здравоохранении делает бессмысленным исследование двух и более субъектов системы, как конкурентов.

Поиск и исследование определенных критериев конкурентоспособности внутри самого лечебно-профилактического учреждения (врачебной практики), это путь, который по-нашему убеждению, сегодня наиболее доступен и результативен в плане выработки и реализации управленческих решений по организации опережающего («реактивного») производства медицинских услуг. В перспективе, при становлении реальной конкурентной среды на рынках медицинских услуг, такие лечебно-профилактические учреждения (врачебные практики) изначально будут обладать высокой степенью конкурентоспособности.

Опираясь на известные модели, отображающие суть рыночных взаимоотношений между врачом и пациентом, нами выделен ряд характеристик, посредством которых с высокой степенью достоверностью описывается состояние медицинской организации (врачебной практики), состояние, определяющие уровень возможной конкурентоспособности этой организации (врачебной практики). (Таблица 2).
Таблица 2. Характеристики состояния медицинской организации (врачебной практики), определяющие уровень конкурентоспособности

В основе предлагаемой системы, позволяющей с определенной вероятностью установить степень конкурентоспособности конкретного лечебно-профилактического учреждения (врачебной практики), заложена высокая степень формализации.

Функции, определяющие уровень конкурентоспособности лечебно-профилактического учреждения (врачебной практики) могут быть описаны и описываются конкретными состояниями и параметрами и, в следствии этого, могут служить объективными характеристиками оценки медицинской организации (врачебной практики) по степени конкурентоспособности как без связи с другими конкурирующими субъектами, так с высокой долей точности ранжирования при сравнении с иными медицинскими учреждениями, производящими и предоставляющими однопрофильные с конкурентами медицинские услуги.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Специфика категории прибыль на рынке медицинских услуг

Прибыль (уровень прибыльности), как полученный доход от оказанных медицинских услуг, может являться одним из регуляторов на рынке совершенной конкуренции. Обязательным условием проявления и действия этого регулятора является абсолютная свобода входа и выхода в среду конкуренции всех без исключения субъектов медицинской деятельности. Такая возможность должна быть обеспечена рядом условий формирования конкурентной среды на рынках медицинских услуг .

Как правило, понимание прибыли отождествляется с доходами.

Из множества определений прибыли остановимся на следующем: прибыль – это разность между всеми поступлениями предприятия и всеми издержками, связанными с производством и продажей его товаров и услуг .

В рассуждениях о рынке медицинских услуг и некой его саморегуляции, приводящей к желаемому целевому и экономическому оптимуму медицинской помощи на уровне конкретного пациента, лечебного учреждения (врачебной практики) либо отрасли в целом, всегда подразумевается совершенная конкуренция, соотнесенная со степенью эффективности.

Понятия «эффективность медицинской помощи», «эффективная медицинская услуга» – подразумевают некий оптимум интегрированной деятельности лечебного учреждения, медицинского работника, врачебной практики внутри цеха производства медицинских услуг .

Оптимум в условиях конкуренции медицинских услуг – это качество медицинской помощи, характеризующееся, помимо прочего, с экономических позиций своеобразным равновесием, целесообразно минимальным уровнем издержек медицинских технологий, справедливым распределением ресурсов, отсутствием дефицита и излишков ресурсов, отсутствием сверхприбылей и убытков.

Иными словами, характеризуя оптимум производства и предоставления медицинских услуг, т.е. высокое качество медицинской помощи, наряду с чисто медицинскими критериями (выздоровление, улучшение, облегчение страданий и пр., что напрямую соотносится с личностью пациента), исследователь не должен упускать из виду экономические параметры. Такими экономическими параметрами характеризуются равновесие либо дисбаланс между затратами и издержками внутри самой системы здравоохранения или учреждения, производящего медицинские услуги.

Удовлетворение спроса в одном и том же виде потребной медицинской услуги в прикладном плане может реализовываться в рамках широкого спектра медицинских процедур с различным набором технологий, материального, финансового и кадрового потенциала, а, следовательно, и различными интегрированными стоимостными характеристиками такой деятельности.

При этом конкретный конечный результат (сохранение жизни, выздоровление, облегчение страданий, профилактика и пр.) при всем многообразии возможных медицинских технологий, соответствующих конкретной медицинской потребности, в прикладном плане может оказаться однозначно результативным для конкретного пациента.

Вполне понятно, что в рациональной деятельности (исключая чрезвычайные ситуации), следуя разумной логике, недопустимо чрезмерное расходование материальных ресурсов, персонала и технологий. Хотя любое производство не мыслимо без издержек.

В буквальном смысле – издержки (англ. Expenses) представляют собой совокупность перемещений финансовых средств, оказывающих воздействие на эксплуатацию и структуру предприятия .

В системе производства медицинских услуг важно не наличие самих издержек, а их структура и уровень. В хозяйственной деятельности современных учреждений систем здравоохранения в России высока доля структур с высокими издержками производства.

Детально проанализированное формирование издержек при производстве медицинских услуг позволяет в сфере здравоохранения выделить затратные участки (англ. Cost Centre), подразделяя их на «оперативные» и «структурные».

Сравнивая долю таких затратных участков в соизмеримых субъектах производства медицинских услуг можно говорить о некой степени рентабельности медицинского учреждения (врачебной практики), а, следовательно, связать рентабельность не только с эффективностью и качеством оказания медицинской помощи, но с характеристиками прибыльности.

Отсюда, по всей видимости, существуют границы своеобразной «рентабельности» предоставления конкретной медицинской услуги, в рамках которых издержки по производству этой услуги соизмеримы с конкретными параметрами медицинской деятельности, включая соответствующие обеспечение этой деятельности и необходимые технологии.

Совокупные затраты на проведение медицинских процедур в самом широком смысле, как форме удовлетворения медицинских потребностей пациента, и желаемый результат в рамках удовлетворенного медицинского спроса, находятся в неком разумном равновесии.

Как известно в экономике, такое равновесие удовлетворяется тремя условиями :

1. предельные издержки при оказании медицинской помощи должны быть равны краткосрочному предельному доходу и цене медицинской услуги (в контексте этой статьи нами не рассматриваются источники оплаты медицинской услуги) – [данный тезис описывается формулой Р=МR=МС , где Р – предельные издержки, МR – краткосрочный предельный доход, МС – предельная цена];

2. каждое лечебно-профилактическое учреждение (врачебная практика) условно удовлетворены объемами предоставляемой медицинской помощи и использованием мощностей и ресурсов для производства медицинских услуг в рамках этих объемов (краткосрочные средние совокупные издержки [АТСmin ] равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам [LATCmin ] – [АТСmin= LATCmin ];

3. каждое лечебно-профилактическое учреждение (врачебная практика) получают нулевую экономическую прибыль при наивысшей степени качества медицинской помощи, т.е. сверхприбыль не образуется, а поэтому нет новых ЛПУ (врачебных практик), желающих войти в систему здравоохранения (на рынок медицинских услуг) либо покинуть эту отрасль [Р=АТСmin ].

В интегрированном виде эти три условия представлены следующим равенством:

Р=МR=МС= АТСmin= LATCmin
Следует заметить, что уровень такого равновесия может нарушаться в сторону увеличения прибыли не обязательно действиями медицинского учреждения (врачебной практикой) за счет сокращения производственных издержек, а вполне обуславливается соответствующим спросом пациента с его возможностями, определенными платежеспособностью в соответствующем сегменте рынка.

Характерная особенность медицинской (врачебной) деятельности по производству и реализации медицинских услуг заключается в том, что сфера прибыльности данного производства находится не во внешней среде в границах «производитель-потребитель», а во внутренней среде предприятия, в области амортизации всех возможных средств и технологий производства медицинских услуг.

Реализация целевых задач медицинского учреждения (врачебной практики) в рамках прибыльности, как одной из сущностей маркетинговых отношений в сфере производства и потребления медицинских услуг, в первую очередь связана с управлением ресурсами, и в наибольшей степени – средствами производства медицинских услуг.

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях технологической цепочки производства и предоставления медицинских услуг, может с высокой степенью характеризовать медицинское учреждение (врачебную практику) как с точки зрения рентабельности, так и с позиций конкурентоспособности.

Как известно, рентабельность основных средств зависит от степени их использования. Для развития современной экономики характерно возрастающее применение основных средств, что при невысоком уровне их ликвидности создает фактор негибкой экономики.

Таким образом, вектор прибыли в сфере производства и потребления медицинских услуг для медицинского учреждения (врачебной практики) в первую очередь, лежит в плоскости сокращения издержек производства медицинских услуг за счет эффективной амортизации основных средств.
4. Основные цели и задачи Базовой программы поддержки развития частной системы здравоохранения в городе (районе)(далее Программы)
Целью Программы является обеспечение условий для поддержки и развития частной системы здравоохранения в городе (районе) путем повышения качества и эффективности мер, принимаемых местной администрацией. Для повышения качества и эффективности поддержки частной системы здравоохранения необходимо обеспечить на муниципальном уровне решение организационных, методических и аналитических задач, организовать обучение и информационное обеспечения кадров, разработать меры финансовой поддержки субъектов частной системы здравоохранения. Особую роль в этой работе играет созданная на муниципальном уровне инфраструктура по поддержке предпринимательства – Фонд поддержки предпринимательства. При его участии необходимо объединить усилия крупных промышленных предприятий, общественных организаций, представителей законодательной и исполнительной властей, правоохранительных органов, направленные на развитие и поддержку частной системы здравоохранения.
продолжение
--PAGE_BREAK--Система программных мероприятий
Программные мероприятия определены на основе анализа современного состояния и тенденций развития частной системы здравоохранения на муниципальном уровне. Мероприятия по реализации Программы систематизируются по следующим приоритетным направлениям:

Информационное обеспечение субъектов частной системы здравоохранения и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов частной системы здравоохранения;

Развитие инфраструктуры поддержки субъектов частной системы здравоохранения.

Разработка и развитие прогрессивных финансовых и имущественных технологий поддержки субъектов частной системы здравоохранения.

Развитие инфраструктуры частной системы здравоохранения. Поддержка частной системы здравоохранения в сфере применения ресурсосберегающих новых медицинских технологий.

Научно-методическое, техническое обеспечение подготовки кадров для осуществления деятельности в частной системе здравоохранения.

Продвижение медицинских услуг, оказываемых частнопрактикующими врачами и частными медицинскими организациями на муниципальный, региональный и международный рынки. Взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганды.
Информационное обеспечение субъектов частной системы здравоохранения и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Существенной проблемой частной системы здравоохранения на муниципальном уровне является слабая обеспеченность ее субъектов деловой и правовой информацией. Инфраструктура поддержки предпринимательства также испытывает серьезные недостатки в получении и обработке необходимой информации для анализа и прогнозирования рынка товаров, работ и услуг.

Для облегчения доступа к информации субъектов частной системы здравоохранения на муниципальном уровне необходимо оснастить их компьютерами, программным обеспечением, базами данных и подключить к сети Интернат.

Для создания доступных любому представителю частной медицины информационных баз данных, содержащих сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, возможных партнерах, клиентах, внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние рынка медицинских услуг. Необходима модернизация, пополнение и техническое сопровождение существующих баз, организация новых информационных массивов, обеспечение экономичного доступа субъектов частной системы здравоохранения к данным массивам информации за счет расширения сетей. Выполнение данной задачи должны взять на себя организации, специализирующиеся на сборе и обработке информации.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов частной системы здравоохранения
С целью создания благоприятных условий для развития частной системы здравоохранения необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства. В данном направлении Программой предусматривается совместная разработка и экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих интересы представителей частной медицины.

Для устранения необоснованного административного вмешательства в деятельность субъектов частной системы здравоохранения, связанных с неоправданными согласованиями, разрешениями, контрольными проверками, Фонду поддержки предпринимательства необходимо внести предложения в муниципальные органы исполнительной власти об изменении положений контролирующих, согласующих и выдающих разрешения организаций, что будет способствовать упрощению вышеперечисленных процедур.

Для снижения влияния необоснованного административного вмешательства на деятельность субъектов частной системы здравоохранения необходимо объединить усилия общественных организаций и иных некоммерческих организаций, представителей законодательной и исполнительной властей, правоохранительных органов в работе, направленной на поддержку представителей частной медицины.

Благоприятные условия для развития частной системы здравоохранения должны создаваться одновременно на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, поэтому необходимо участие представителей частной медицины муниципального образования в нормотворческой деятельности на федеральном и межрегиональном уровнях, в работе Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики и Союзе частных клиник России.
Развитие инфраструктуры поддержки субъектов частной системы здравоохранения
Для инфраструктуры поддержки субъектов частной системы здравоохранения большое значение имеет ее развитие на муниципальном уровне. Это могут быть фонды финансовой поддержки и бизнес центры, информационно-консультационные центры и школы начинающих предпринимателей, общественные и некоммерческие организации субъектов частной системы здравоохранения, союзы финансовой взаимопомощи и взаимных гарантий, товарищества по совместной аренде производственных помещений и оборудования. Организация и деятельность муниципальной инфраструктуры поддержки частной системы здравоохранения должны осуществляться в тесном взаимодействии с территориальным Департаментом развития предпринимательства.

Важным элементом инфраструктуры поддержки частной системы здравоохранения является муниципальный бизнес-центр частнопрактикующих врачей. Бизнес-центр позволяет обеспечивать начинающих частнопрактикующих врачей правовой, экономической, профессиональной консультационной помощью, проводить обучение без отрыва от предпринимательской деятельности, предупреждать и вовремя исправлять его ошибочные действия врачей частной практики. Целесообразно организовывать работу бизнес центра частнопрактикующих врачей на базе одного или группы действующих субъектов частной системы здравоохранения в муниципальном образовании.

Оказание финансовой поддержки за счет средств местного бюджета при организации муниципального бизнес центра частнопрактикующих врачей производится на долевой конкурсной основе. При этом указанные средства могут направляться на предоставление оргтехники и оборудования, подключение к сети Интернет, ремонт помещения и на приобретение основных средств.
продолжение
--PAGE_BREAK--

Предпринимательство - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.

Предпринимательство может осуществляться лишь в условиях рыночной экономики.

Основные характеристики, компоненты предпринимательства регламентированы Гражданским Кодексом (ГК) РФ.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную экономическую деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли или дохода. При этом имеется в виду не просто получение какой-то массы прибыли, а получение такой ее величины, которая позволит предприятию развиваться нормальными темпами.

В Российской Федерации медицинскую предпринимательскую деятельность могут осуществлять юридические лица - коммерческие предприятия различных организационно-правовых форм (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и т.п.), а также некоммерческие организации (учреждения, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, ассоциации и союзы и др.) в той мере, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей и задач - и физические лица - граждане, зарегистрированные в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели, иными словами - частнопрактикующие врачи).

Становление любого дела начинается с решения вопроса об источнике финансирования,

В медицине можно выделить по крайней мере следующие источники:

  • 1) Средства государственного бюджета.
  • 2) Целевые взносы предпринимателей, предприятий.
  • 3) Средства общественных благотворительных организаций.
  • 4) Личные средства граждан.
  • 5) Заработанные лечебно-профилактическими учреждениями средства.

Многообразие источников существования здравоохранения, с одной стороны, предопределяет многообразие форм собственности и предпринимательской деятельности в этой сфере и в то же время, с другой, показывает ограниченный характер предпринимательства, что связано и с сутью, и со сложившимися методами финансирования этой отрасли.

Какие же формы предпринимательства или, точнее, ведущие к организации предпринимательства в медицине имеются на сегодня?

Очень распространено (в виде переходной формы) оказание частично платных медицинских услуг населению государственными лечебно-профилактическими учреждениями. Это позволяет накапливать средства для будущего самофинансирования.

Переходной является и аренда. Конечно, это не форма предпринимательства, но на ее базе возможна организация различных форм; это способ изыскания первоначального капитала. Он не делает медицинских работников собственниками, но расширяет их экономические права.

Еще одной формой предпринимательства в здравоохранении, получившей широкое распространение в 90-х годах, стали кооперативы, однако в настоящее время эта форма затухает. Она развивалась в уродливом виде и дискредитировала себя в глазах населения; хотя с точки зрения правовой защищенности - это самая лучшая форма.

Начиная с 1992 г., в моду и получили наибольшее развитие акционерные общества. Это - наиболее распространенная в мире форма предпринимательской деятельности. Широкое распространение в медицине имеет также и индивидуальная предпринимательская деятельность.

Наиболее перспективными, на взгляд многих исследователей, являются акционерные общества открытого типа. Эта форма позволяет ускорить распространение акций (внутри коллектива может не хватить личных средств), привлекать больше средств от их продажи (так как акции можно распространять не на льготных условиях, а по рыночной цене), более тесно взаимодействовать с другими лечебными учреждениями. Но какая бы форма предпринимательской деятельности не была выбрана, формула ее одна: вернуть первоначально авансированные деньги, с приращением, то есть получить прибыль. А для этого очень важно иметь критерии учета полезного эффекта труда медиков, его стимулирования, сопоставления в стоимостной форме затрат и результатов.

Если выбрана независимая форма предпринимательской деятельности, то медицинская услуга имеет такую цену, которую готов заплатить пациент. В этом случае цена формируется на основе спроса, предложения, конкуренции и под влиянием других факторов рынка. Если же это лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее частично платные медицинские услуги (где часть коечного фонда отдана для коммерческой деятельности, но сохраняется в основном бюджетное финансирование), то на цену продолжает оказывать влияние государство5. Это, безусловно, ограничивает возможности предпринимательской деятельности таких лечебно-профилактических учреждений, средства для самофинансирования накапливаются медленно, снижается стимулирующая роль цены.

Как элементы себестоимости, в цену медицинской услуги включаются: основная заработная плата медицинского персонала, отчисления на социальное страхование, стоимость питания больного, стоимость медикаментов, мягкого инвентаря, накладные расходы.

Существенной особенностью современного расчета цены медицинской услуги по данной нозологической форме является то, что в ней необходимо учитывать влияние инфляционных процессов и социальные факторы. Таким образом корректируются тарифы на медицинские услуги, которые существовали как фактически сложившиеся и выводились из практики. Фактически они являются стандартом для данной нозологической группы.

Цена медицинской услуги должна включать стоимость диагностических, лечебно-реабилитационных манипуляций и процедур; в ней должны отразиться стоимость материально-технической базы, затраты на социальное развитие и дополнительное материальное стимулирование коллектива.

От цены медицинской услуги зависит прибыль данного ЛПУ, оплата труда медицинских работников, а значит, успехи предпринимательства в здравоохранении. Эти успехи зависят также от действующей системы налогообложения.

Влияние государства на рынок коммерческих медицинских услуг противоречиво. Государство способно влиять не только на ситуацию в общественном здравоохранении, но и посредством этого на уровень цен в коммерческом секторе: чем более доступны, чем более качественны бесплатно оказываемые медицинские услуги, тем сложнее положение тех, кто оказывает рыночные платные (коммерческие) услуги, тем ниже спрос и ниже цены на платные медицинские услуги, и наоборот. Поэтому имеет место неравномерность распределения медицинских услуг между рынками платных и бесплатных услуг. В свою очередь это ведет к ценовой диспропорции, когда, с одной стороны, высокие цены на коммерческие услуги вызываются невозможностью или сложностью получения каких-либо услуг бесплатно (высокотехнологичные услуги, нетрадиционные виды услуг и т.п.), а с другой стороны, низкие цены на другие услуги связаны с широкой возможностью получения этих услуг бесплатно (виды услуг, входящие в программу ОМС или финансируемые из бюджета).

Интересно рассмотреть влияние государства на рынок медицинских услуг предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения общественного сектора. Зададимся вопросом: почему цены частных медицинских учреждений значительно выше, чем цены на аналогичные услуги в бюджетных учреждениях? Нередко приходится слышать, что специфика рынка медицинских услуг (их высокая жизненная важность и т.д.) ведет к тому, что цены на медицинские услуги оказываются завышенными. В нормальной рыночной обстановке это действительно может иметь место. В настоящее время оказанием платных услуг занимаются практически все бюджетные медицинские учреждения, которые имеют различную подчиненность, различные каналы и системы финансирования и т.д. Поэтому одни и те же медицинские услуги в различных учреждениях предоставляются на разных условиях - в одних учреждениях бесплатно, в других - с доплатой, в третьих - только платно. Соответственно, и уровень цен колеблется в широком диапазоне. Это является следствием того, что одни учреждения получают финансирование на оказание этих видов услуг в полном объеме, другие - только частично, а третьи - вообще не получают.

Естественно, что учреждения, не получающие финансирования, необходимого для оказания данного вида медицинских услуг, должны оказывать платные услуги за полную стоимость. Но учреждения, имеющие частичное финансирование для оказания данного вида услуг, должны через цену возмещать только часть затрат (покрывающую недостаток финансирования) и поэтому они устанавливают цену на более низком уровне. А учреждения, имеющие полное финансирование вообще оказывают эту услуги бесплатно. Вот тут-то и начинают сказываться рыночные факторы. Рыночная цена под влиянием предложения бесплатных и дешевых услуг (отражающих частичные затраты) оказывается ниже полной стоимости. Поэтому бюджетные учреждения, не получающие финансирования, необходимого для оказания данного вида медицинских услуг, а также частные учреждения, уже далеко не всегда могут продавать свою услугу по полной стоимости, отражающей затраты. Они вынуждены жертвовать частью или всей прибылью, а порой (например, чтобы не потерять рынок) оказывать услуги себе в убыток. Либо они ищут свою нишу дорогостоящих, но качественных услуг, услуг с повышенной сервисностью и т.д., которые слабо представлены в общественном секторе.

Таким образом, одной из важнейших особенностей рынка медицинских услуг является наличие альтернативности. Альтернативность - это возможность получения тех же видов медицинской помощи бесплатно или за меньшую цену. В настоящее время альтернативность довольно высокая, поскольку не только в различных регионах, но и в районах и даже отдельных медицинских учреждениях по-разному подходят к проблеме платности, предоставления льгот. С точки зрения рыночного ценообразования наличие альтернативы -это сильнейший фактор сдерживания роста рыночных цен.

Экономические условия, в которых приходится конкурировать государственным и частным медицинским учреждениям, неодинаковы - государство по сути дела субсидирует предпринимательскую деятельность государственных медицинских учреждений. Это не только ведет к деформации рынка коммерческих медицинских услуг, ставя частные медицинские учреждения в заведомо невыгодные условия, но и имеет целый ряд других негативных последствий:

  • - низкая эффективность, которая характерна практически для любого субсидируемого производства;
  • - субсидии достаются и производству тех видов медицинских услуг, на которые не распространяются гарантии бесплатной медицинской помощи (т.е. на те, которые в любых обстоятельствах должны оставаться чисто коммерческими), например, сервисные услуги, оказание медицинской помощи на анонимной основе, иностранцам и т.д.;
  • - реальными получателями выгод от предоставления субсидий является не беднейшее население, а как раз наиболее обеспеченное, которое больше всего пользуется платными услугами. Причем, чем более состоятельный человек, чем более дорогостоящими услугами он пользуется (сервисные, комфортные и т.д.), тем больший размер субсидий он получает.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: государственные (муниципальные) учреждения на рынке коммерческих медицинских услуг работают по демпинговым ценам, поэтому по многим видам медицинских услуг, частные медицинские учреждения не могут составить им ценовую конкуренцию; основная причина, по которой государственные (муниципальные) медицинские учреждения могут позволить себе продавать медицинские услуги по демпинговым ценам заключается в несовершенстве финансового механизма отрасли, а также в том, что бюджетные учреждения не несут целого ряда затрат, характерных для частных учреждений (аренда помещений и оборудования и т.д.); существует корреляция между уровнем дифференциации цен на однотипные услуги государственных и частных учреждений и удельным весом не возмещаемых государственными учреждениями затрат в структуре цены на конкретные виды услуг; государственные и частные медицинские учреждения, конкурируя на рынке медицинских услуг, находятся в неравных экономических условиях не только по ценам, но и по целому ряду других позиций, что сдерживает формирование нормального рынка медицинских услуг; диспропорции, существующие на рынке медицинских услуг, в свою очередь ведут к тому, что рынок демонстрирует низкую эластичность предложения по цене - объем предложения медицинских услуг на коммерческой основе зачастую не покрывает спроса на эти виды услуг; следствием низкой эластичности предложения является наличие неудовлетворенного спроса на официально представляемые на коммерческой основе платные медицинские услуги, что ведет к развитию теневого рынка медицинских услуг.

Понятие экономического анализа

Определение 1

Экономический анализ является наукой, которая включает в себя совокупность специальных знаний, основанных на законах развития и действия систем. Эти законы направлены на познание методологий оценки, диагностик и прогнозирования финансовой и хозяйственной деятельности предприятий.

Экономический анализ имеет большое значение в экономическом развитии, выступая ведущим связующим элементом бухгалтерского учета и процесса принятия управленческих решений. Посредством экономического анализа могут быть созданы условия обеспечения бескризисной эффективной деятельности субъекта хозяйствования.

Функции экономического анализа

Экономический анализ призван выполнять важнейшие и разнообразные функции, среди которых можно назвать:

  • Научно-исследовательскую функцию, посредством которой происходит поиск закономерностей и тенденций экономических явлений (процессов) на базе всестороннего исследования действия и влияния экономических законов;
  • Информационно-аналитическую функцию, включающую сбор и обработку требуемых материалов, оценку их достоверности, сведение, группировка и выполнение прочих расчетов, которые необходимы в процессе оценки и принятия управленческих решений;
  • Оценочную функцию, состоящую из характеристики, обобщения результатов хозяйствования и формулирования выводов об их уровне;
  • Плановую функцию, включающую обоснование текущего и стратегического плана экономического развития;
  • Контролирующую функцию, представляющую собой контроль выполнения плана и управленческого решения , реализации мероприятий рационального использования ресурсов, улучшения экономических результатов и др.;
  • Поисковую функцию, посредством которой происходит поиск резервов увеличения хозяйственной эффективности;
  • Мобилизующую (конструктивную) функцию, включающую разработку мероприятий использования выявленных резервов;
  • Инновационную функцию, содействующую внедрению передовых достижений НТП, современной технологии и др.;
  • Пропагандистскую функцию, включающую обнародование и распространение информации, новые методы анализа и др.

Цели экономического анализа

Замечание 1

Экономический анализ представляет собой признаваемый во всем мире инструмент обоснования хозяйственных решений, широко применяемый при оценке финансово-хозяйственной деятельности компаний.

Основная цель экономического анализа - подготовка информации для принятия оптимальных управленческих решений, обоснование текущих и перспективных планов, которые направлены на достижение краткосрочных и долгосрочных целей предприятия.

Реализация этой цели состоит в оценке сложившейся ситуации, диагностике и прогнозировании ее развития и поиске путей достижения желаемого результата самыми эффективными способами.

Цели анализа подразделяются на:

  1. Общие цели, с помощью которых ищут возможности роста эффективности хозяйственной деятельности;
  2. Частные цели, включающие сбор информации при принятии управленческих решений.

Замечание 2

Частные цели всегда зависят от соответствующих условий хозяйствования и находятся в подчинении общей цели.

Любая цель экономического анализа может быть достигнута путем постановки следующих задач:

  • Объективная оценка результата финансовой и хозяйственной деятельности компании,
  • Расследование причин, которые влияют на результаты хозяйственной деятельности, качественного и количественного характера,
  • Выявление резервов увеличения эффективности хозяйственной деятельности и максимизация рыночных возможностей организации,
  • Выработка управленческих решений в сфере мобилизации резервов
  • Планирование и прогнозирование на базе проводимого анализа ожидаемых результатов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nloeda.ru»