Стратегическое планирование развития региона. понятие и сущность стратегического планирования. Стратегическое планирование в контексте экономического развития территории Стратегическое планирование социально экономического развития территории

Подписаться
Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
ВКонтакте:

2.1Основные принципы разработки стратегического планирования

Разрабатывая собственные проекты, направленные на содействие российским городам в современном планировании экономического развития, Фонд “Институт экономики города” исходит из того, что городу необходимо, прежде всего, самому определить стратегию своего развития и разработать совокупность практических мер по реализации этой стратегии. Основные положения такого плана экономического развития (или другого документа - название принципиального значения не имеет) должны, на наш взгляд, быть следующими:

План должен создаваться с учетом социально-экономической и политической ситуации в конкретном городе и обеспечивать эффективное использование ресурсов, которыми располагает, или которые может реально привлечь город для достижения цели своего развития. Поэтому составлению плана должен предшествовать серьезный аналитический этап, в ходе которого необходимо рассмотреть несколько сценариев развития города и при планировании ориентироваться на наиболее вероятный из них. Аналитический отчет с оценкой условий и ресурсов развития, а также предложениями по направлениям развития должен быть обязательным приложением к плану экономического развития.

Работа над планом должна исходить из требования повышения демократичности процессов управления городской экономикой. Работа над планом должна производиться с учетом позиций всех представителей городского сообщества (местные власти, бизнес, представители общественности, научные и учебные заведения и пр.), с использованием их интеллектуального и организационного потенциала. Структуры городского управления, которые действуют от имени городского сообщества, должны привлекать к процессу развития компетентных представителей городского сообщества и взаимодействовать с административными структурами более высокого уровня (региональными и федеральными).

План должен представлять собой прогностический документ, соответствующий современной экономической реальности, и быть рассчитан на средне/долгосрочную перспективу. План должен включать в себя концепцию развития города и краткое изложение намечаемых к разработке и исполнению целевых программ. При разработке программ необходимо учитывать их влияние на все компоненты развития города: экономическое, социально-культурное, градостроительное, экологическое и прочие.

Важнейшей чертой плана экономического развития должна быть гибкость. Процесс реализация плана подразумевает его периодическую конкретизацию, в частности, в форме более жестких годовых планов. Кроме того, по мере необходимости и сам стратегический план должен меняться и уточняться в соответствие с изменениями социально-экономической ситуации и взглядов городского сообщества на развитие города.

Важнейшим условием качественной разработки плана является лидерство городского руководителя, а залогом его успешного исполнения - поддержка всем городским сообществом, для чего план должен пройти процедуры общественного обсуждения и принятия городским органом представительной власти.

В настоящее время в большинстве российских городов работа по планированию экономического развития обычно ведется самой администрацией города, чаще всего комитетом по экономике или отделом социально-экономического развития. Планирование развития города силами городской администрации имеет ряд минусов, связанных с большим объемом текущей оперативной работы, забюрократизированностью процесса принятия решений, недостаточно высоким уровнем оплаты труда, нередко недостаточной квалификацией специалистов.

Как правило, работа этих подразделений имеет мало общего с разработкой плана развития города в его современном понимании. Подготовка сегодняшних планов социально-экономического развития обычно заключается в механическом сведении различных, мало связанных между собой программ, подготовленных отраслевыми департаментами администрации. Эта работа проводится “снизу вверх”, без разработанной концепции развития города, без обоснованных приоритетов очередности выполнения и финансирования отдельных программ.

Десятилетиями складывавшиеся стереотипы кулуарной работы чаще всего не позволяют учитывать реалии новых экономических процессов, в частности - формирование новой активной группы субъектов городской социально-экономической жизни. К ним относится частный хозяйственный сектор (производственные и торговые предприятия, банки, предприятия сферы услуг и др.), а также активно развивающиеся общественные структуры самого различного профиля (политические, профсоюзные, экологические, ветеранские и прочие организации). Действенность управления администрации зависит от того, насколько точно учтены интересы этих структур в принимаемых решениях, насколько точен просчет эффекта принимаемых решений для сообщества в целом, и для бизнеса в частности. Зачастую городская администрация не считает для себя необходимым делать подобные расчеты, и, соответственно, не располагает в своем штате специалистами соответствующего профиля.

Задачи организации современного планирования экономического развития, решаемые в условиях перехода к рыночным отношениям, практически полного отсутствия административных директив вышестоящих уровней власти и необходимости принятия самостоятельных экономически обоснованных решений, требуют выполнения ряда условий.

Во-первых, процесс работы над планом городского развития должен быть инициирован городским руководителем (мэром). Прежде всего, городской лидер должен убедить городское сообщество в необходимости принятия и реализации плана городского развития, преодолеть противодействие оппонентов. Впоследствии, функции практического организатора работы по планированию могут быть переданы другому лицу, например, сотруднику городской администрации достаточно высокого ранга, получившему соответствующее официальное поручение. Однако в любом случае необходимо сохранение всесторонней и постоянной поддержки главы города, обладающего реальной властью. Зарубежный, в частности американский, опыт показывает, что наиболее часто именно недостаток политической поддержки являлся причиной провалов программ экономического развития муниципалитетов.

Во-вторых, к процессу выработки концепции развития города и подготовки плана экономического развития необходимо подключить городскую общественность. В работе по планированию должны участвовать городские организации или отдельные горожане, которые:

а) сами являются субъектами городской социально-экономической жизни и, соответственно, имеют свои цели, которые необходимо учитывать в ходе разработки плана развития города;

б) могут профессионально сформулировать свои предложения о путях развития городской экономики;

в) обладают интеллектуальным, кадровым, организационным, материально-финансовым потенциалом, который может быть использован в ходе работы по планированию.

Кроме того, в работе по планированию обязательно должны участвовать представители вышестоящей власти (федеральной, региональной), которая, во-первых, имеет свои интересы в ходе развития территорий, во-вторых, обладает достаточными рычагами (административными, правовыми, финансовыми) для влияния а ситуацию в городе.

Для того чтобы выполнить данные условия и обеспечить баланс интересов разных представителей города, необходимо найти соответствующие схемы их привлечения к планированию. Схемы могут быть разными и зависят от многих факторов, включая размер города, экономическую ситуацию в нем, цели экономического развития, степень заинтересованности частного и общественного секторов в экономическом развитии, финансовые и кадровые ресурсы города.

Первый вариант привлечения к разработке плана экономического развития “внешних” специалистов - создание на основе городской администрации расширенной рабочей группы. Основу группы составляют специалисты администрации города, кроме того, в состав группы могут быть приглашены представители различных городских, а также региональных, организаций, заинтересованных в ходе создания плана и способных оказать реальную помощь. Представители этих организаций могут привлекаться к работе в качестве экспертов (возможно - на платной основе), либо - в ходе обсуждений проектов документов, подготовленных более узким составом группы (главным образом на общественной основе). Примером может быть организация такой группы в городе Пскове в ходе выполнения проекта Фонда “Институт экономики города”. В нее, кроме сотрудников городского комитета по экономике, вошли сотрудники независимого псковского Центра регионального планирования и развития территорий, Псковского политехнического института и некоторых других организаций. Работа по организации рабочих групп в российских городах сталкивается с определенными трудностями, в частности с привлечением к данной работе представителей городского бизнеса, а также высших городских чиновников. Видимо, по мере развития практики городского экономического планирования участие компетентных лиц города в такой работе получит большее распространение.

Другим распространенным вариантом является сотрудничество администрации с существующей в городе организацией, чаще всего какой-либо городской исследовательской организацией, консалтинговой фирмой, ВУЗом и т. д. Работа с такой организацией осуществляется путем заключения с ней договора на выполнение работ разового или долговременного характера. Так, в Нижнем Новгороде к такой работе привлекались Нижегородский институт менеджмента и бизнеса и Нижегородский институт экономического развития, в Хабаровске - Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка.

Относительно новой схемой привлечения всех реально работающих по данной или смежной проблематике городских структур к решению задач планирования экономического развития является создание в городе новой специализированной организации, например Агентства экономического развития (АЭР). В этом случае город может выступить как один из учредителей такого Агентства, используя в качестве уставного фонда собственные интеллектуальные, информационные ресурсы, передавая создаваемой организации объекты недвижимости или другое имущество. Практическая реализация такой формы пока отмечается в основном за рубежом. В США она распространена в виде различных корпораций местного развития. Есть удачные примеры реализации этой концепции и в Европе, например, в испанской Барселоне.

Планирование экономического развития города имеет сходство со стратегическим планированием в бизнесе и включает в себя несколько классических этапов. Существуют разные варианты обозначения этапов по созданию плана городского экономического развития, однако их различия не носят принципиального характера. Эти этапы могут быть обозначены следующим образом.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Рузавина Алина Олеговна,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

студент экономического факультета

г. Ростов-на-Дону, Россия

АННОТАЦИЯ.

В данной статье рассмотрено понятие и сущность стратегического планирования региона. Стратегическое планирование развития региона, является управленческим процессом и может быть представлено в виде цепочки последовательных, целенаправленных действий органов власти и управления. Разделение процесса на этапы позволяет соблюсти иерархию целей и задач, а так же четко определить участников процесса на каждой его фазе.

Ключевые слова: стратегическое планирование; стратегический план; экономическое развитие; рост экономики.

На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации региональные проблемы становятся все более актуальными. Россия состоит из 88 субъектов, каждый из которых, в свою очередь, включает множество муниципальных образований — больших и малых городов, сельских административных районов, сотен поселений. Каждое из них характеризуется уникальной структурой экономики, специфичными воспроизводственными циклами, собственной социальной сферой. Для достижения целей устойчивого роста экономики Российской Федерации необходимо обеспечить совокупное развитие каждого из муниципальных образований .

В Российской Федерации достигнуты некоторые успехи в подавлении инфляции, осуществлении выплат социального характера, переходе на растущую траекторию экономического развития. Однако эти положительные тенденции проявляются далеко не равномерно по территории страны. Многие субъекты продолжают трудную «борьбу за выживание», что позволяет выдвинуть тезис о нарастающей региональной асимметрии. Кроме того, усиление региональной дифференциации имеет крайне негативные последствия для социально-экономического развития государства в целом .

Разработка стратегии развития региона – важнейшая задача как в региональной науке, так и в практической деятельности. Содержание стратегии развития города определяется конкретной социально-экономической ситуацией, а ее выработка невозможна без учета и оценки перспектив развития ведущих предприятий, расположенных в городе .

Ведущими предприятиями выступают градообразующие, которые определяют профиль или специализацию города. Стратегический выбор профильности — залог будущего успеха в развитии факторов конкурентоспособности и привлечении или сохранении потребителей. Он достигается посредством стратегического планирования городского развития с применением инструментов выработки и реализации решений о долгосрочном видении будущего. В целом, стратегическое планирование — это особый вид плановой работы, состоящий в разработке стратегических решений в виде прогнозов, проектов и программ, предусматривающих выдвижение целей и стратегий развития, реализация которых обеспечит их эффективное и устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе .

Стратегическое планирование — процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения для обеспечения эффективной работы организации в будущем. Стратегическое планирование можно представить и как определённый набор действий, решений, принятых руководством для разработки специфических стратегий, помогающих организации достичь своих целей .

Рис. 1. Разделы стратегического планирования

Стратегическое планирование на уровне муниципального образования можно определить, как «систематический процесс, с помощью которого местные сообщества (при участии всех заинтересованных лиц) создают картину своего будущего, исходя из местных ресурсов, внешних и внутренних условий, и определяют этапы и мероприятия для достижения намеченных целей.

Стратегический план развития можно рассматривать как представленное в документах отражение желаемого будущего состояния экономической и социальной структуры региона (цели) и способ использования имеющихся и реально возможных ресурсов для достижения этого» .

Реализация стратегического планирования происходит через:

  • распределение ресурсов;
  • адаптацию к внешней среде;
  • внутреннюю координацию;
  • организационное стратегическое предвидение .

По оценке уральского экономиста В.С. Бочко, положительными сторонами стратегических планов является:

  • системное разрешение объективных противоречий;
  • комплексное использование имеющихся на территории ресурсов;
  • целенаправленное проведение структурной перестройки на территории в направлении диверсификации экономики и услуг;
  • уход от «сырьевой» направленности развития местной экономики;
  • подчинение инвестиционной деятельности созданию для населения территорий комфортных производственных и культурно-бытовых условий;
  • постепенное приближение экономик муниципальных образований к стандартам мирового уровня развития .

В.С. Бочко пишет: «Поскольку экономика России, а следовательно и регионов, имеет догоняющий характер, то самотеком, без специальных организационных усилий из этого состояния не выбраться. Нужны созидательные скоординированные действия власти, всех структур и социальных групп. Такую возможность представляет разработка и реализация планов стратегического развития территорий, т.е. комплексно развивающихся и решающих социальные вопросы не только по остаточному принципу, а на основе целенаправленного программного развития. В таких условиях основными результатами реализации стратегических планов станут:

  • повышение конкурентоспособности территории;
  • развитее нового образа мышления о формах и методах развития территории;
  • формирование на территории структур – локомотивов экономического развития;
  • синтез госмуниципального регулирования и рыночного саморегулирования;
  • формирование на территории нового, корпоративного типа взаимоотношений между властью, бизнесом, общественностью и иными структурами .

Стратегическое планирование для региональной экономики – это сравнительно новое явление. Объективная необходимость в нем появилась в результате того, что в условиях нестабильной внешней среды циклическое планирование оказалось неприемлемым, и, чтобы справиться со «стратегическими сюрпризами» в виде неожиданных угроз и возможностей, стратегические решения должны приниматься достаточно быстро. В условиях рыночной экономики стратегическое региональное планирование позволяет:

  • использовать конкурентные преимущества региона;
  • определять «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект;
  • сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях;
  • создать базу для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования;
  • продемонстрировать стремление региональной власти к использованию современных методов управления .

Существующая система управления во многих регионах России не претерпела особых изменений по сравнению с той, которая сформировалась в период централизованной экономики. Региональные властные структуры оказались более способными к воспроизводству старой командно-административной системы, чем к инновационным методам и формам управления. Сегодня на региональном уровне практически отсутствуют новые механизмы управления, в лучшем случае их недостаток восполняется копированием западных образцов и механическим перенесением их на российскую практику в виде разного рода реформ. В управлении регионом в основном используется ограниченный набор инструментов, который сводится к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам .

В настоящее время управление регионом переживает сложную трансформацию, обусловленную:

  • усилением хозяйственной самостоятельности регионов и смещением экономических реформ на региональный уровень, что предполагает необходимость учета специфики каждого региона;
  • преобладанием частного капитала в важнейших производящих отраслях, заставляющих искать новые косвенные методы государственного регулирования региональной экономики;
  • переходом к построению в России социального государства, что предусматривает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Данный процесс является достаточно длительным и сложным и требует активного воздействия со стороны региональных органов управления;
  • отставанием в развитии теории регионального управления от практики реформирования экономики региона. Так, попытки обновления системы управления регионом осуществляются без необходимой теоретической проработки, многие из предпринимаемых мер носят спонтанный и конъюнктурный характер. Нарастают признаки командного, авторитарного управления, субъективизма и упрощенного подхода к сложным социально-экономическим процессам, происходящим в регионе .

Конечным результатом стратегического развития территории является достижение социального эффекта от выполняемых мероприятий, который заключается в повышении благосостояния населения, живущего на данной территории» .

Таким образом, региональное стратегическое планирование в настоящее время является необходимым условием повышения эффективности государственного управления регионом. Несмотря на проработанность целого ряда вопросов, связанных с теорией и практикой стратегического регионального управления, за пределами научного рассмотрения остается еще много проблем, решение которых будет способствовать устойчивому развитию региона, а также повышению уровня и качества жизни населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Белкина Т.Д. Стратегические планы городского развития и инструменты их реализации // Проблемы прогнозирования. 2010. № 3. С. 14.
  2. Бочко В.С. Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Екатеринбург, 2010. 26 с.
  3. ВоронинА.Г. Стратегическое планирование и управление развитием территории. М., 2010.
  4. Гранберг А.Г., Львов Д.С., Обозов С.А. Стратегическое управление: Регион, город, предприятие: Учебное пособие. М.: Экономика, 2010. С. 337.
  5. Жихаревич Б.С., Яновский А.Э. Как оценить качество стратегического планирования: Практическое пособие: Территориальное стратегическое планирование. Т 2. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2010. 43 с.
  6. Стратегическое планирование как фактор регионального развития [Электронный ресурс] / режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2010_1/13.pdf

Истоки стратегического планирования в целях обеспечения экономического развития находятся в анализе организационного поведения. Лишь после осознания возможностей данного вида планирования на организационном уровне, можно говорить о переносе его принципов на территориальное планирование. В связи с этим одним из путей теоретического обеспечения территориального развития является заимствование разработок, накопленных в рамках стратегического планирования на предприятиях.

В настоящее время многие российские регионы и муниципальные образования не имеют планов стратегического развития, а в ряде случаев имеющиеся планы рассматриваются лишь как описание общего вектора развития территории безотносительно к необходимости осуществлять какие-либо мероприятия по реализации данных планов.

В то же время существует ряд причин, по которым руководство тех или иных территориальных образований придерживается подобных взглядов на реализацию стратегий развития. Это происходит, как правило, когда :

– четко осознается невозможность прогнозировать состояние территориального окружения в будущем;

– существует неразрывная связь территории с политической системой ее окружения и невозможно проводить самостоятельную линию развития без того, чтобы не вступить в конфликт с этим окружением.

Альтернативным вариантом территориального поведения является активное взаимодействие с внешней средой путем реализации мероприятий по стратегическому планированию.

Эффект реализации мероприятий по стратегическому планированию на территориальном уровне может быть представлен следующей схемой (рис. 1).

Рис. 1 Развитие территории с использованием инструментария стратегического планирования

Рассмотрим сущность стратегического планирования, проанализировав различные определения данного понятия. При этом отметим, что большинство определений связаны с планированием на организационном уровне. Г. Минцберг выделяет следующие понимания планирования :

1. Планирование как обдумывание будущего;

2. Планирование как контроль будущего;

3. Планирование как принятие решений;

4. Планирование как процесс интегрированного принятия решений;

5. Планирование как формализованная процедура формулирования результатов в форме интегрированной системы решений.

Аналогичная разница во взглядах характерна и для понятия «стратегия». Выделяют следующие варианты понимания сущности стратегии: стратегия как план; стратегия как образец.

Однако в данном случае оба понимания стратегии верны, поскольку стратегия предполагает наличие некоторого перечня действий (плана) и служит образцом реализуемых действий. Анализ различных определений стратегического планирования позволяет выделить ряд подходов к сущности стратегического планирования (таблица 1).

Таблица 1 – Подходы к определению сущности стратегического планирования

Суть подхода

Ключевой элемент

И.А. Поделинская, М.В. Бянкин, М. Эванс, Л. П. Владимирова, Л. Е. Басовский, Э.А. Уткин

Управленческий процесс по выбору стратегии развития

Процесс формирования стратегии

В.В. Пискаев, Маркетинговое агентство MD-Management, Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова

Построение системы управления, обеспечивающей долгосрочное конкурентное преимущество

Процесс стратегического управления

А.И. Ильин, Л. Е. Басовский, А. Д. Вачугов, В. Р. Веснин, В.П. Грузинов

Инструмент формирования системы целей, видение предприятия в будущем

Процесс постановки целей и задач

Развитие территории может быть реализовано только путем систематической деятельности, которая ориентирована на достижение конкретных преимуществ территории на рынке по сравнению с конкурентами. Важным инструментом управления территорией является стратегическое маркетинговое планирование, которое с недавних пор начинает использоваться в концепции пространственного развития.

Стратегическое маркетинговое планирование территориального развития определяется как систематический и четкий процесс принятия решений, формирующий приоритеты и позволяющий сделать верный выбор по распределению ограниченных ресурсов (т.е. времени, денег, навыков) для достижения согласованных целей, отражающих местные общественные ценности. Также это процесс поиска и создания согласованности целей территорий, рыночных возможностей и имеющихся ресурсов территории, с ориентацией на долгосрочные цели.

Стратегическое маркетинговое планирование территории основано на предположении о том, что будущее территории является весьма неопределенным, но территория должна быть гибкой системой, которая может принимать потенциальные изменения окружающей среды и быстро и эффективно приспосабливаться к ним. Это означает, что территория должна создавать системы, которые способны контролировать изменения в окружающей среде и конструктивно использовать ее возможности. Они включают в себя системы планирования, реализации, контроля, а также информационную систему.

Цель стратегического маркетингового планирования территории заключается в удовлетворении коммерческих и некоммерческих потребностей и ожиданий стейкхолдеров территории через восстановление и (или) оптимальное использование ее потенциала. Одновременно необходимо учитывать изменения на рынке, во внешней и конкурентной среде, возможности продвижения в национальном и международном пространстве и интересы населения территории.

Для выполнения этой задачи необходимо провести анализ текущей ситуации территориального развития, сильных и слабых сторон территории, конкуренции и глобальных тенденций, рынка, целевых сегментов и их потребностей, а также определить соответствие территориального производства и экспорта потребностям рынка.

Все это является необходимыми условиями создания оптимальной стратегии развития территории.

Основные принципы стратегического маркетингового планирования в контексте управления и развития территории следующие:

  • комплексность территориального и территориально-пространственного развития, подразумевающая охват экономических, социальных, культурных и экологических аспектов территории;
  • целенаправленность, позволяющая определить стратегические и политические цели территории для оптимального реагирования на текущие потребности и проблемы;
  • ориентация на потребности и проблемы жителей, предприятий, туристов и инвесторов как стейкхолдеров территории;
  • создание единой платформы для различных форм партнерства заинтересованных сторон и групп на территории.

Существуют различные подходы к выделению этапов процесса стратегического маркетингового планирования. Вместе с тем все они сводятся к тому, что стратегическое маркетинговое планирование территории включает пять этапов: концептуальный этап, этапы анализа, разработки стратегии, реализации, контроля и оценки.

Этапы взаимосвязаны, и каждый из них является предметом оценки и контроля (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Процесс стратегического планирования маркетинга территории

В процессе стратегического маркетингового планирования территориального развития определяются предпосылки для создания различных вариантов пространственного развития в будущем, а также методы и инструменты, эффективные в конкретных условиях.

Концептуальный этап. Современное территориальное развитие указывает на то, что если процесс планирования территории не начинается с формулирования вйдения, миссии и целей, то не представляется возможным сделать эффективный анализ, а затем создать стратегию качества. Это снижает шансы полезного влияния на развитие территории и создает путаницу для всех заинтересованных сторон.

На концептуальной фазе ценности и высшие цели территориального развития с учетом долгосрочных последствий определяются с учетом следующих факторов территории:

  • проводимой политики;
  • видения;
  • миссии;
  • главной цели территориального развития;
  • маркетинговой цели пространственного развития.

Политика охватывает основные взгляды, убеждения и ценности, которые влияют на долгосрочное мышление и действия ключевых игроков территории. Принципы выбранной политики влияют на способ создания стратегии пространственного развития, характер видения, развитие территории, качество территориальной продукции, цены, маркетинговые коммуникации, кадровую политику, общественные отношения, отношения с сотрудниками и т.д. С точки зрения государственного управления подразумевается государственная политика на основе территориального самоуправления или региональная политика.

Видение - это представление о будущем территории в течение долгосрочного периода. Наиболее общее видение территории может заключаться в достижении ее процветания. Оно может быть реализовано прямым или косвенным образом. Косвенным способом достижения этой цели является повышение привлекательности окружающей среды, которая не только имеет собственное значение, но также является фактором, влияющим на решение о расположении компаний на данной территории. Привлекательные условия могут представлять собой один из источников конкурентных преимуществ территории.

Сформулировать видение развития территории означает создать краткие, но объективные предположения, как территория должна выглядеть в будущем с точки зрения ее потребителей и их реальных приоритетов.

Железорудная отрасль занимает особое место в экономике Центрально-Черноземного региона Курской магнитной аномалии (КМА). Так, объем запасов железной руды в данном регионе составляет около 60% от всех выявленных запасов железной руды в России. При этом значительная доля выявленных запасов железной руды располагается в Белгородской области.

Видение развития данного региона сосредоточено на развитии горнодобывающего кластера, сложившегося на территории Белгородского региона. При этом он объединяет предприятия, занимающиеся добычей и первичной переработкой полезных ископаемых (железная руда и сопутствующие продукты вскрышных работ), металлургическим производством.

Прямой способ увеличить территориальное процветание - повысить привлекательность территории как места, подходящего для деятельности современных компаний.

Миссия заключает в себе предназначение развития территории, четкую общую цель деятельности, которая выражает то, для чего существует конкретная территория, кто ее основные потребители, в чем заключается ее основная философия, каковы основные территориальные ценности и нормы, каковы основные принципы функционирования и развития территории, управления ею. Миссия территории учитывает стратегические варианты ее развития и статус территории в рамках макросреды.

Понятия, формирующие миссию, должны быть выражены в письменном виде - это позволяет извлекать из них новые идеи и пересматривать их в случае внезапных изменений.

Миссия территории преобразуется в цели пространственного развития, которые служат для измерения успеха миссии.

Под целью территориального развития понимается желаемое положение, достижение которого планируется в будущем. Цели должны быть «умными» (от англ. SMART):

S - specific - конкретными;

М - measurable - количественно измеримыми;

А - achievable / acceptable - достижимыми / приемлемыми;

R - realistic / relevant - реалистичными / соответствующими (ресурсам);

Т - time-specific / trackable - ограниченными по времени.

Лучшие цели, которые отражают вйдение и миссию, могут быть сформулированы как общие качественные цели без акцента на количественной оценке.

Для Лондона в Канаде:

  • вйдение: лидер в сфере торговли, культуры и инноваций - связь региона с миром;
  • миссия: партнерство уважаемых общественных служб, строительство лучшего города для всех;
  • цели: личная ответственность, коллективные обязанности, сотрудничество, инновации.

Анализ потребительского спроса. Анализ потребительского спроса предполагает исследование факторов пространственного развития, а именно анализ:

  • маркетинговой среды;
  • спроса на одном или более рынках;
  • конкурентов;
  • качества территориального управления.

Каждый из указанных видов анализа, кроме анализа качества территориального управления, является отдельной частью этого этапа. Анализ качества территориального управления может быть отдельной частью, но чаще всего является составляющей анализа внутренней среды.

Источником информации для анализа и впоследствии для стратегии развития, осуществления и контроля являются маркетинговые информационные системы - внутренняя информационная система, система отчетности и маркетинговых исследований.

Анализ маркетинговой среды . Анализ маркетинговой среды охватывает внутреннюю и внешнюю среду территории.

Анализ внутренней среды предназначен для описания и характеристики текущего состояния дел, для обсуждения особенностей, преимуществ и проблем, связанных с настоящими и будущими тенденциями. Он основан на знании территориального значения и оценки своей позиции.

Анализ местоположения оценивает позиции территории в отношении:

  • развития территории;
  • размера пространства (макро-, мезо- и микроместо);
  • транспортной доступности;
  • характера социально-экономических изменений территории.

Анализ текущего состояния дел представляет собой анализ размера территории (площадь, население), материальных и нематериальных элементов окружающей среды.

В качественном отношении оценивается изображение территории, ее привлекательность, очарование и эстетические ценности. Общий вид территории определяется как зрительное и мысленное ее восприятие. Шарм, привлекательность и эстетическая ценность территории понимаются как признание качества природной и антропогенной среды. Эти характеристики трудно определить или измерить. Они заключаются в совокупности качеств, которые могут быть частью территориального пространства либо отражаться в физических характеристиках, символах или ассоциациях, связанных с территорией. Данные параметры также являются активными факторами успеха или неудачи территории на рынке и определяют ее конкурентное преимущество.

Термин «внешняя среда» включает окружение исследуемой территории. Анализ внешней среды отражает положительную или отрицательную информацию, влияющую извне на данную территорию и отражающую возможные изменения во внешней среде.

Такая информация соединяет воздействие совокупности следующих факторов:

  • экономических;
  • социальных;
  • демографических;
  • политических;
  • законодательных;
  • технологических;
  • экологических;
  • глобальных тенденций.

Развитие внешней среды необходимо анализировать не только в прошедшем и настоящем времени, но и в перспективе. Таким образом, необходимо отслеживать важнейшие тенденции в мире в различных областях жизни, способные оказать влияние на исследуемую территорию. Это особенно важно при поиске вариантов для потенциальных областей развития территории, ее конкурентных преимуществ, потенциальных рынков и перспективных инноваций.

В связи с этим среди ведущих мировых тенденций необходимо выделить следующие:

  • долгосрочная тенденция роста экологического сознания (жители, предприятия, туристы не проявляют интереса к тем местам, где были превышены уровни загрязнения. Напротив, существует растущий интерес к менее загрязненной природной среде, которая может быть местом для жилья, отдыха, и г.д.);
  • изменения в составе семьи (наблюдается смена типичной модели семьи, растет число домохозяйств одного лица, снижается рождаемость, изменяется возрастная структура населения);
  • изменения в образе жизни (преобладающие тенденции «убежать от ежедневного стресса», «добровольное самоограничение», растущее желание учиться, самостоятельное принятие решений, увеличение возможностей для общения и т.д.).

Эти факты имеют значительное влияние на изменение потребностей стейкхолдеров территории, которые оказывают воздействие на формирование конкурентоспособных предложений территории, с использованием существующих или потенциальных ее преимуществ.

Анализ рынка. Важной частью анализа потребительского спроса является анализ рынка. Из маркетинговой философии ясно, что ключ к успеху на рынке заключается в том, чтобы понять потребности нынешних и потенциальных клиентов (заказчика, покупателя и потребителя). Поскольку территория как продукт удовлетворяет различные группы клиентов, необходимо рассматривать рынки клиентов в местах сбыта.

В наиболее общем виде рынок делится на рынок потребителей и рынок организаций. Рынок потребителей состоит из всех лиц, использующих продукт для удовлетворения своих потребностей или нужд домашних хозяйств. Рынок организаций состоит из всех лиц в пределах организации, покупающих или использующих продукт, отвечающий их потребностям.

Теория территориального маркетинга определяет четыре целевых рынка: посетители; резиденты и сотрудники компаний; предприниматели и инвесторы; экспортные рынки.

В анализе рынка в территориальном маркетинге целевые рынки могут быть представлены одним или несколькими клиентами. Так, выделяют:

  • рынок жителей;
  • рынок посетителей (туристов);
  • рынок занятых (высококвалифицированная рабочая сила, квалифицированная рабочая сила или рабочая сила без специальных навыков);
  • рынок предпринимателей и инвесторов (производителей товаров, поставщиков услуг, производителей сельскохозяйственной продукции, промышленных компаний, горнодобывающих компаний, предприятий и организаций с высокими технологиями, инвесторов, представителей крупных корпораций, торговых компаний);
  • рынок организаций (органов самоуправления, государственной администрации, государственных и частных коммерческих или некоммерческих организаций);
  • экспортные рынки (способные производить товары и услуги, представляющие интерес для других территорий на внутреннем и международном рынках).

Каждый из этих рынков имеет свою структуру. Рынки жителей, посетителей, потребительские рынки и рынок промышленности, экспортируемые рынки являются рынками организаций.

Успех в конкуренции с другими территориями зависит от способности анализировать поведение и изменение потребностей нынешних и потенциальных клиентов на рынке, а также от способности удовлетворять их потребности и ожидания лучше, чем конкуренты.

К территориальным клиентам относятся текущие или потенциальные клиенты, которые живут на территории, посещают ее или удовлетворяют свои потребности с помощью различных видов деятельности. Для того чтобы определить клиентов, чьи потребности и требования к территории могут быть удовлетворены наилучшим образом, необходимо проанализировать рынок с помощью маркетинговых исследований. Они могут быть реализованы путем сбора первичных и вторичных данных. Учитывая, что потребности рынка постоянно меняются и развиваются, наиболее эффективно реализовывать первичное исследование рынка.

Большая часть различных исследований, оценивающих развитие территории, делит се потребителей на следующие группы: демографические, социальные, функциональные, не отражающие поведение потребителей.

Нынешняя модель потребления, которая зависит от процесса глобализации, увеличения гибкости, мобильности, индивидуализма, конкуренции, продуктов замещения и насыщаемости рынка, требует гибкого подхода к потребительским рынкам и рынкам организаций. Текущие или потенциальные клиенты территории имеют более одного мотива потребления, используют более одной функции территории, оборудования, услуг и т.д., и их потребительское поведение определяется отношением к используемым продуктам территории.

Чтобы определить качественную маркетинговую стратегию, необходимо скорректировать предложение территории с учетом потребностей, требований, мотивации клиентов, основываясь на детальном знании их социально-экономических, демографических, географических, психологических и поведенческих характеристик. Для маркетинговых решений эго означает необходимость формирования демографического профиля клиентов территории, включающего их социальный статус, потребности, интересы, мотивы, способы получения информации о территории и т.д.

Территория как многофункциональный продукт удовлетворяет различные потребности разнообразных клиентов, что увеличивает необходимость надлежащего разделения рынка на сегменты. Для каждой территории важно определить группы клиентов, чьи потребности и ожидания могут быть удовлетворены наилучшим образом. Стратегический успех территории зависит от сегментации рынка, ориентации и размещения территориального предложения в определенных частях рынка.

В настоящее время для осуществления анализа рынка наиболее предпочтительным считается подход, известный как целевой маркетинг , где ключевыми этапами являются:

  • 1) сегментация рынка;
  • 2) выбор целевого сегмента и сегментов ответственности;
  • 3) определение положения на рынке.
  • 1. Сегментация рынка. На первом этапе рынок делится на сегменты, затем разрабатываются профили последних. Сегментация рынка представляет собой процесс распределения гетерогенных рынков для различных однородных групп, каждая из которых может быть описана как целевой рынок / сегмент. Для каждой в отдельности группы разрабатывается определенный маркетинг-микс.

Сегментация территории эффективна, если применимы критерии, позволяющие реализовать ее количественную оценку и измерение.

В территориальном маркетинге есть два эффективных способа для идентификации и количественной оценки сегментов рынка:

  • сегментация, основанная на отношении рынка к продукту,
  • сегментация на основе характеристики потребителей.

В анализе территориального маркетинга можно использовать оба способа одновременно или один из них.

Первый способ сегментации с акцентом на продукт помогает определить потребителей, которые предпочитают конкретную территорию или определенные продукты территории.

Сыр, часы, швейцарский шоколад - бренды страны, по которым Швейцарию узнают во всем мире. Наличие множества подделок только подтверждает высокий спрос на шоколад швейцарского происхождения. Ведь только благодаря изобретательности этой нации швейцарский шоколад, названия марок которого у многих на слуху, приобрел свой неповторимый вкус. Швейцарцам принадлежат открытия не только в области рецептуры шоколада. Многие запатентованные идеи родились именно на этой земле - например, миксер для смешивания сухого какао-порошка и сахара.

Сегментация , основанная на отношении рынка к продукту , состоит из двух этапов:

  • 1) определение исследуемой продукции;
  • 2) анализ аспектов, которыми отличаются потребители территориальных продуктов от тех потребителей, которые их не потребляют. Этот подход может быть положен в основу исследования, как потребители воспринимают различные предложения территорий и какие аргументы имеют для них особое значение. Анализ существующих предложений территориального рынка позволяет определить конкурентное положение территории, а выдвигаемые предложения могут стать потенциальным конкурентным преимуществом территории.

Сегментация , основанная на характеристике потребителей , проводится следующим образом.

Прежде всего, для идентификации и количественной оценки сегментов рынка территориальный рынок делится на сегменты по определенным критериям. В условиях использования широкого спектра критериев можно говорить о многомерной сегментации.

Все критерии оценки территориального рынка могут быть подразделены на два основных сегментных типа: потребительский рынок или рынок производителей (табл. 4.3).

Таблица 43

Характеристика потребителей

Рынок потребителей

Рынок производителей

Демографический (возраст, пол, семейное положение, молодежь, пенсионеры, бездетные и т.д.)

Структурный (промышленность, услуги, сельское хозяйство, туризм и т.д.)

Географический (регион потребителя - страна, местоположение, размер территории - мегаполис, город, деревня; климат, плотность населения и т.д.)

Географический (местный, региональный, национальный, зарубежный)

Психологический и парапсихологичес- кий (жизненный стиль, амбициозные авторитарные личности, умение приспособиться к ситуации, личностные характеристи ки)

По размеру (количество работников) и по уровню инфраструктуры (высокий, средний, низкий)

Социально-экономический (доход, профессия, образование / специализация, работа, социальная группа)

По типу (коммерческий - некоммерческий, общественный - частный, кооперативный, физическое лицо, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.д.)

Поведенческий (по знаниям, использованию, восприятию выгоды и преимущества продукта, удовлетворенности продуктом, возможности для покупок, статусу клиента, интенсивности использования / посещения / потребления, степени лояльности к территории, отношения, подготовки этапа покупки)

Поведенческий (влияние безопасности, выгоды от принятия решений)

В местах сбыта географическая сегментация имеет особое значение. С точки зрения функции территории (торговля, жилье, работа, отдых и т.д.) ее можно разделить на пять основных сегментов существующих и потенциальных потребителей:

  • местные потребители;
  • потребители из окрестностей;
  • потребители из более отдаленных районов / регионов;
  • национальные / внутренние потребители;
  • иностранные потребители.

Для того чтобы сформировать профиль типичного потребителя территории, важно объединить географические характеристики с другими характеристиками. На потребности и предпочтения клиентов значительное влияние оказывают демографические характеристики (возраст, семейное положение, образование и т.д.). Таким образом, еще одним часто используемым критерием является демографический критерий, характеристики которого являются легко измеряемыми и определяемыми.

Психологические критерии довольно часто позволяют определить причины предпочтений той или иной территории. Важным фактором при этом является образ жизни.

Благодаря малой численности населения Исландия является одной из наименее загрязненных стран мира. Но чистый воздух - это не единственная причина здоровья исландцев. Они также преуспевают в гимнастике. Из-за прохладной погоды значительной части года жители Исландии занимаются физкультурой, в том числе для того, чтобы одержать верх над зимней хандрой. В стране одна из самых высоких продолжительностей жизни (72 года для мужчин и 74 - для женщин). В ней также один из самых низких уровней детской смертности (2 смерти на 1000 детей). Журнал Forbes оценил Исландию как самую здоровую страну в мире.

Поведенческий критерий используется для подробного сегментирования потребителей, которые используют предложение на территории, и тех, кто не использует его, например общих клиентов, продуктов, потенциальных клиентов, которые не проявляют интерес к данной территории. Это делает возможным не только определить лояльных клиентов и создать для них специальное предложение, но и выяснить, почему некоторые клиенты не возвращаются на территорию. Такие результаты могут быть источником предложений и идей, являющихся отправной точкой в создании конкурентных преимуществ территории, что может содействовать привлечению клиентов с других территорий.

По интенсивности потребления потребители делятся на тех, кто неоднократно проявлял интерес к территории, и тех, кто выразил заинтересованность в территории один раз, а также на быстро или медленно адаптирующихся к новым предложениям территории.

Анализ поведения также включает в себя анализ удовлетворенности клиента, который может определить доминантные факторы в процессе принятия решений по предпочтению конкретной территории. Он фокусируется на таких параметрах, как причины, длительность пребывания на территории, частота ее посещения.

Тенденция миграции населения из городов в близлежащие населенные пункты способствовала формированию определенной группы клиентов с более высокими требованиями к качеству жизни. Типичный пример - строительство сельских поселений в пригородной зоне.

Эта группа характеризуется более высокими потребностями в коммунальных услугах, окружающей природной среде и др. Повышенные требования «новых» граждан территории создают значительные проблемы, связанные с финансированием этих потребностей и с отсутствием необходимых для этого средств.

Некоторые населенные пункты пытаются удовлетворить потребности переселенцев путем создания новых возможностей для социальной и культурной жизни. Б частности, путем открытия новых магазинов и формирования разнообразных услуг.

В качестве целей прибытия на территорию могут выступать: бизнес, инвестирование, работа, торговля, жилье, свободное время, отдых, образование и др.

Для каждого сегмента, который выделяется на основании выбранных критериев, необходимо разрабатывать профиль потребителя.

2. Выбор целевого сегмента и сегментов ответственности. Вторым шагом целевого маркетинга является выбор целевого сегмента или частных целевых сегментов. Для эффективного процесса сегментации выбранные сегменты должны оцениваться с точки зрения привлекательности и характера продуктов.

В научной литературе критерии привлекательности территории включают:

  • количество (размер сегмента);
  • доходность (способность территории генерировать прибыль в целях экономического роста);
  • оперативный потенциал (способность осуществлять эффективный маркетинг для целевого сегмента);
  • стабильность (способность сопротивляться изменениям внешней среды, предложениям конкурентов);
  • технико-экономическое обоснование (способность нести приемлемые издержки);
  • выгодность (способность предложить для выбранного сегмента конкретный маркетинг-микс, уникальные предложения, конкурентное преимущество);
  • покупательная способность (способность выбранного сегмента потреблять предлагаемый продукт в настоящее время и в перспективе);
  • своевременность (способность удовлетворять потребности сегмента в настоящее время).

Каждый сегмент должен быть четко определенным, достаточно большим, доступным и поддающимся измерению. Территориальные лидеры должны решать, сколько и какие сегменты ориентированы на конкретное территориальное предложение.

Можно выделить три подхода к формированию территориальной стратегии на рынке: недифференцированная стратегия, дифференцированная и стратегия концентрации рынка.

Недифференцированная стратегия применяется, если выбранный рынок является более или менее однородным. В растущей конкуренции этот подход не подходит, потому что он игнорирует различия в потребностях и ожиданиях клиентов.

Противоположностью недифференцированной стратегии является стратегия концентрации. В условиях ограниченных возможностей для создания территориального предложения необходимо сосредоточиться на одном сегменте. Концентрированная стратегия обычно основывается на одном маркетинг-миксе, который отвечает потребностям и ожиданиям клиентов в целевом сегменте. Она подходит для территорий со слабым целевым маркетингом.

Дифференцированная стратегия применяется в тех случаях, когда конкуренция фокусируется на всех сегментах рынка. В такой ситуации территориальная выгода от конкретного предложения, основанная на одном или нескольких конкурентных преимуществах, будет ориентирована на несколько сегментов. К выбору этих целевых сегментов следует относиться осторожно, так как такое решение будет иметь долгосрочные последствия для развития территории. Обычно расходы на дифференцированные стратегии превышают расходы на недифференцированные.

В условиях, когда территория предлагает множество продуктов, удовлетворяющих различные сегменты, территориальный маркетинг использует все стратегии охвата рынка.

3. Определение положения на рынке. Третьим шагом целевого маркетинга является определение рыночной позиции территории (ее позиционирование).

Отправной точкой для решения о позиционировании территории на рынке является выбор целевого сегмента или сегментов. Определение текущей рыночной позиции территории на рынке и создание новой позиции на основе SWOT-анализа территории основываются на выделении основных критериев, по которым оцениваются целевые сегменты, и выборе территории.

Позиция на рынке часто занимает одно из основных мест в сознании потребителей, что является важным критерием отличия конкретной территории от предложения конкурентов; она отражает восприятие территориального предложения целевого рынка. Создание позиции на рынке является очень важным шагом для долгосрочного успеха. Сегментация является необходимым условием для определения текущей рыночной позиции и помогает формированию позиции на новом рынке через создание предложения, которое отвечает ожиданиям и увеличивает удовлетворение целевого рынка или целевых потребителей.

Позиции на рынке основаны на таких конкретных особенностях территории, как ее уникальность; цели, на которые ориентировано предложение; расширение групп потребителей и прямое сравнение территориального предложения с конкурентами.

Определение настоящей или создание новой рыночной позиции может быть основано на прямом сравнении данной территории с территориями- конкурентами или без этого сравнения.

Существование альтернативных территорий-конкурентов на рынке создает необходимость в понимании процесса принятия решений различными субъектами (жителями, инвесторами, туристами и т.д.), выявлении тенденции преобразования интереса этих субъектов в их активность (способность к действиям) по отношению к территориальному потреблению. Данная активность обычно выражается в следующих решениях:

  • у инвестора - инвестировать в территории;
  • у жителя - жить на территории;
  • у туриста - посетить территорию и др.

Клиенты сравнивают различные альтернативы и критерии отбора для выбора наиболее подходящей территории.

Среди критериев для принятия решений выделяются такие параметры, как:

  • привлекательность территории (природные, культурные и исторические возможности, привлекательность пригорода, общий вид территории, климат и т.д.);
  • впечатления от территории (шум или тишина, переполненные улицы, чистота, современная архитектура и др.);
  • психолого-социологические аспекты (чувство личной безопасности, семьи, друзей, коллег, преступность и др.);
  • временной аспект (время для поездки на территорию или от нее, автомагистрали и другие транспортные системы; время, необходимое для решения вопросов с администрацией, для получения информации и др.);
  • стоимость жизни (стоимость жилья, услуг, транспорта, возможность получения различных финансовых пособий; сокращения налогов или сборов; доходность от инвестиций и др.);
  • работа, образование, здравоохранение, культура, возможности для отдыха и др.

Анализ конкурентов. Успешные стратегии пространственного развития могут быть созданы путем поиска уникальных возможностей, которые позволяют сформировать сильное конкурентное преимущество. Поэтому частью маркетингового анализа территории является анализ конкурентов, который базируется на сравнении данной территории с другими территориями. Анализ конкурентных территорий позволяет использовать сильные стороны и конкретные преимущества территории и устранить потенциальные угрозы.

Раньше маркетинговое планирование было сосредоточено главным образом на потребностях клиентов. Ориентация на конкуренцию появилась только в 1980-х гг. Одной из причин интереса к конкурентам был переход от мирного сосуществования территорий к агрессивной конкуренции.

Конкуренция стимулирует рост инноваций, повышает эффективность и действенность методов.

Территориальный маркетинг использует методы и инструменты, которые могут способствовать значительно более эффективным методам взаимодействия, особенно в контексте неценовой конкуренции.

Для систематического анализа конкуренции уместно определение текущих и потенциальных конкурентов, определение их миссий, целей и стратегий, их положений и привлекательности на рынке, сильных и слабых сторон и многое другое.

Последовательность шагов в анализе конкуренции следующая.

  • 1. Определение конкурентов. В начале этапа анализа необходимо определить, является ли это анализом конкурентов на основе продукта или доступности рынка. Впоследствии следует принять решение о типе конкуренции, который далее будет анализироваться с точки зрения времени и географии.
  • 2. Анализ целей конкуренции. Знание целей конкурентов помогает выяснить, удовлетворен ли конкурент достигнутыми результатами и каковы его планы на будущее. Цели конкурентов определяются многими факторами, например размером территории, историей, текущим управлением, экономикой.
  • 3. Анализ стратегии. Анализ прошлых и настоящих стратегий конкурентов оказывает большое влияние на последующее развитие. В дополнение к базовой стратегии необходима сравнительная оценка конкурентов через стратегии маркетинговых инструментов, таких как сравнение предложения территории с конкурентом с точки зрения территориального потенциала, цены, стоимости, финансового фона, доступности, популярности территории, отношения конкурентов с другими конкурентами. В изучении отношения в конкуренции поведение каждого индивидуального конкурента должно быть проанализировано отдельно.
  • 4. SWOT-анализ конкуренции. На основе предыдущих шагов выявляются и дополняются сильные и слабые стороны конкурентов. Информация касается, в частности, доли конкурентов на рынке, размера их бюджетов, долгов, средств, вырученных от иностранных источников, новых инвестиций и использования производственных мощностей. Информацию о конкурентах можно получить из вторичных источников, личного опыта, слухов.
  • 5. Оценка вероятного поведения конкурентов и их реагирования на изменения на рынке. Важно рассмотреть вопрос о том, как быстро и как ин тенсивно конкуренты будут реагировать на стратегии других конкурентов и как вероятно вступление на рынок новых конкурентов.

Этап разработки маркетинговой стратегии территории. В стратегии изложены цели, а также средства и ресурсы для их достижения.

Маркетинговая стратегия территории представляет собой процедуру упорядоченного маркетинга, которая, как ожидается, достигнет маркетинговых целей. Она включает в себя конкретные стратегии для целевых рынков, маркетинг-микс и уровень маркетинговых затрат. Создание маркетинговой стратегии должно основываться на потребностях рынка и влиянии окружающей среды.

В территориальном маркетинге маркетинговая стратегия определяет, что должно быть сделано, если будущее территории является неясным и трудно оценить будущие события. Если территория хочет эффективно справляться с различными изменениями и быстро адаптироваться к новым возможностям, то необходимо создать план процедур и мероприятий, в котором будут предусмотрены решения для вопросов, связанных с услугами, производством,деятельностью.

Маркетинговая стратегия пространственного развития представляет направления для будущего развития, инструменты и методы их достижения. Это план на более длительный период, и, следовательно, он состоит из нескольких промежуточных этапов.

Общие цели, изложенные в концептуальном этапе, выполняются в соответствии с установленными сроками. Маркетинговые цели должны быть установлены для различных областей, влияющих на процветание и развитие территории. Они определяют главным образом позиции на рынке, необходимость инноваций, материальных и финансовых ресурсов, повышения уровня производительности и квалификации работников, общественной ответственности и муниципальной прибыли.

В маркетинговой стратегии пространственного развития мы учитываем тот факт, что каждая территория имеет собственный характер, потенциал. Создание маркетинговой стратегии для территории требует многодисциплинарного командного подхода.

Каждая стратегия пространственного развития отвечает на вопросы: как будет развиваться территория, как получить конкурентное преимущество, какие сильные стороны и возможности должны быть использованы и есть ли ресурсы, необходимые для успешного осуществления стратегии.

Одним из важных принципов в территориальном маркетинге является анализ нескольких вариантов маркетинговой стратегии. Они должны учитывать различные варианты для борьбы за развитие территории. Альтернативные маркетинговые стратегии должны быть поддержаны теорией и условиями для реализации на практике.

Существует четыре основных вида маркетинговой стратегии территориального развития: рост, стабилизация, спад, смешанная стратегия. Стратегия роста является прогрессивным типом стратегии, направленным на рост доли рынка или выход на новые рынки. Целью стратегии стабилизации является удержание достигнутых позиций на рынке и внесение изменений только при необходимости. Стратегия спада принимает форму объединения или сокращения, если текущий фокус развития на территории был неудачным в выбранной области. Комбинированная стратегия представляет собой сочетание двух или трех предыдущих типов стратегий. Она имеет особое значение потому, что решает задачи в долгосрочной перспективе и обеспечивает адаптацию к текущей ситуации.

Исходя из предположения о том, что формирование маркетинговой стратегии территориального развития основано на целевом сегменте, на использовании сильных сторон территории и ликвидации рисков, создание альтернативных вариантов должно опираться на SWОТ-анализ (более подробно о SWOT-анализе см. гл. 11).

Маркетинговые стратегии территориального развития основываются на текущем статусе территории на рынке и различаются в зависимости от цели территории - расширение на новом рынке, получение или сохранение своих позиций на рынке и т.д. Из различных вариантов стратегий выбираются те, которые лучше всего осуществимы в определенное время.

Развитие территории и создание конкурентной позиции через конкурентное преимущество на рынке может быть достигнуто через пять стратегий для целевых рынков:

  • стратегия, направленная на привлечение туристов, бизнесменов и предпринимателей в сфере туризма;
  • стратегия но привлечению предприятий;
  • стратегия поддержки и развития существующего бизнеса;
  • стратегия развития экспорта и привлечения иностранных инвесторов;
  • стратегия увеличения численности населения и изменения в составе населения.

Не существует универсальной стратегии для конкретной рыночной ситуации. Нет и четко определенных законов, которые помогут построить лучший маркетинг-микс. Этот факт был подтвержден исследованиями Гарвардской бизнес-школы в 1929 г. Научные методы оказывают помощь в анализе рынка, выборе целевых сегментов, измерении достижений, но все-таки маркетинг основан на опыте и интуиции. Таким образом, маркетинг часто описывается как искусство.

Маркетинговые инструменты очень важны для создания территориальных предложений и конкурентных преимуществ территории. Интеграция маркетинга обеспечивает согласованность стратегии маркетинга в целом. Маркетинг позволяет определить, какое территориальное предложение, в отличие от предложений конкурентов, лучше всего подходит для целевых сегментов.

Значение и использование различных инструментов маркетинга варьируется в зависимости от конкретной ситуации, они эффективны только при взаимном оптимальном сочетании. Создание эффективного сочетания различных маркетинговых инструментов является предпосылкой для создания успешного предложения на рынке и его осуществления.

Этап реализации. Реализация территориальной стратегии означает ее применение. На этом этапе готовятся планы и стратегии реализации на территориях.

Планы действий для осуществления требуются на всех уровнях управления территорией. Подробный бюджет и сроки могут затем задаваться для всех областей маркетинга, включая те, что находятся за пределами учреждения (например, государственно-частное партнерство, рекламные агентства и т.д.). Мы пока подчеркнули необходимость подробного и тщательного плана действий, но важно отметить, что этот план ориентируется на конкретные действия и содержит программы, призванные дать четкие ориентиры для осуществления, непрерывной оценки маркетинговой деятельности территории и контроля над ней.

Этап контроля и обратной связи территориальной стратегии. Заключительный этап процесса планирования - создание эффективной системы для получения обратной связи и контроля территориального плана развития. Систему обратной связи и контроля следует рассматривать как неотъемлемую часть всего процесса планирования, так как они играют важную роль не только в осуществлении, но и в изменении условий маркетинговых планов.

Маркетинговый план представляет собой основной инструмент управления маркетингом, а его гибкость - способность быстро реагировать на конкретную ситуацию на рынке - является одним из главных принципов. Некоторые природные катаклизмы, стихийные бедствия, изменения курсов валют, цены или изменения потребительского спроса могут способствовать как увеличению, так и уменьшению привлекательности территории. Когда это происходит, необходимо быстро реагировать и вносить изменения в план. Для мониторинга изменений используется система обратной связи.

Существует три элемента процесса контроля.

  • установление стандартов. Стандарты должны быть понятными, достижимыми и соответствовать положениям в каждой территории;
  • измерение эффективности в отношении стандартов:
    • - получение измерений,
    • - обеспечение быстрой обратной связи,
    • - использование различных территориальных методов, включая отчеты, совещания и специальные измерения отдельных частей программы маркетинга, например анализ затрат - выгод на клиентов, маркетинга ревизий и т.д.,
    • - сравнительный анализ, который позволяет осуществить сравнение с конкурентами;
  • исправление отклонений от плана: возможно, наиболее трудные решения, которые должны быть приняты, чтобы определить, когда производительность достаточно отклонилась от плана и требует мер по исправлению положения.
  • Шульгина Н. Я., Ермолаев Д. В. Перспективы развития горнодобывающего кластераБелгородской области на базе рудных запасов Курской магнитной аномалии // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=l 7661
  • Бренды швейцарского шоколада // AllChoco. URL: http://allchoco.com/interesnoe-o-shokolade/brendy-shvejcarskogo-shokolada.html
  • Биктимирова Н. 7 стран, где живут самые здоровые люди // Facepla.net. 09.08.2011.URL: http://www.facepla.net/the-news/nature-news-mnu/1529-healthy-countries.html

1.2 Стратегическое планирование в городах России.

Стратегическое планирование в России в последние годы переживает своеобразный кризис. С одной стороны, расширились права местного самоуправления в регулировании развития города. Муниципалитеты получили права самостоятельно решать многие вопросы городской жизни. С другой стороны, старые методики отраслевого и территориального планирования не подходят для современных условий, а новые подходы не успели найти широкого применения. Но ряд обстоятельств как у нас в стране, так и во всем мире повышают значимость городского планирования. Местные власти приходят к пониманию того, что без детальных и качественно разработанных планов развития города обойтись невозможно.

Многие регионы и города в России начинают возвращаться к практике разработки концепций комплексного социально-экономического развития, используя элементы стратегического подхода, особенно в части определения целей и их ранжирования по степени значимости.

Несмотря на то, что применимость зарубежного опыта в ряде случаев ограничена, тем не менее, ряд элементов стратегического планирования можно успешно использовать в российских условиях

Во-первых, стратегическое планирование было нацелено на выживаемость города, во многом связываемую с экономической реструктуризацией. Многие города за рубежом в начале процесса реструктуризации обладали достаточно схожей с российскими городами структурой экономики. В них также наблюдалась концентрация тяжелой промышленности (особенно устаревших отраслей первичного и вторичного секторов экономики). В этих городах, как и в сегодняшних российских, была недостаточно развита транспортная, инженерная инфраструктура, сфера услуг.

Во-вторых, стратегический план города в большинстве случаев органически вписывается в планы развития окружающей территории. В данном контексте города рассматривались как точки экономического роста, развитие которых позволило бы распространить экономические импульсы на окружающую территорию. Многие региональные центры определялись как ключевые полюса развития.

Таким образом, взаимоотношения центр - периферия также принимались во внимание, что является актуальным и для наших городов и регионов. Города стали играть новую роль во взаимоотношении с другими городами и с окружающей их территорией.

Возрастание роли стратегических принципов в мировой практике планирования развития регионов и городов вызвано несколькими причинами, среди которых наиболее важными являются:

Процессы глобализации и усложнение внешней среды;

Усиление неопределенности и риска в предпринимательской и иной деятельности;

Усиление экономической конкуренции среди городов;

Возрастание роли регионального и местного уровней принятия решений;

Кризис теории и практики планирования и управления территориями.

В России возможность и насущность применения стратегического подхода в планировании определяется следующими обстоятельствами:

Меняется философия, принципы, цели развития городов. Ранее при планировании, несмотря на декларирование приоритета социальных целей, проводился принцип "производство ради производства". Именно поэтому города развивались как города-заводы, часто моно специализированные, неотъемлемым качеством которых была гигантомания. В настоящее время город все чаще рассматривается как среда обитания человека, как место ведения предпринимательской деятельности. Поэтому целями развития города являются устойчивое развитие, создание благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе и предпринимательской среды;

Структурные изменения в городе вошли в качественно иную фазу. Задачей местных властей становится смягчение последствий падения производства и сокращения занятости, поддержание новых видов деятельности. Усиливается динамичность и неопределенность развития городов;

Меняется роль самого города в системе планирования своего будущего, а именно: планирование социально-экономического развития города передается в ведение местных органов власти. К тому же круг факторов, на которые может воздействовать и влиять городская власть, качественно изменился;

Городские власти большинства российских городов решают насущные проблемы зачастую без их увязки. В ответ на остро встающие проблемы разрабатываются разнообразные программы, но они не имеют под собой единой изначально разработанной и принятой городским сообществом стратегии общего развития города. Хотя, реализуя программы, администрации городов выполняют главные задачи (миссию) местных органов самоуправления: благоустройство города, безопасность граждан, социальная защита горожан и т.д.; но была бы максимальная польза от этих программ, если бы шло их комплексное развитие в рамках единого стратегического плана социально- экономического развития города;

Усиливаются разногласия и противоречия между различными ведомствами, предприятиями и организациями в городе; расширяются конфликты между городами (особенно крупными и крупнейшими) и окружающими их территориями. Все это требует выработки механизма разрешения таких противоречий. Такой механизм, как показывает зарубежный и отечественный опыт, успешно создается и функционирует в рамках стратегического планирования;

Меняется роль горожан в процессе принятия решений о развитии города. Интересы людей не должны только формулироваться и учитываться городскими органами власти. Горожанин постепенно становится полноправным участником системы планирования, активно выступая в защиту своих интересов. Процедура стратегического планирования позволяет реализовывать принципы согласования интересов различных групп населения в процессе составления и реализации планов.

Задачей выбора стратегии является поиск такой линии развития, при которой цели развития города и его собственные ресурсы совпадут с возможностями и ограничениями, диктуемыми внешней средой. Постоянное изменение внутренних и внешних условий развития города может приводить и приводит к изменению главной стратегии в ходе планирования.

Конкретная стратегия выбирает путь развития, в котором должен развиваться данный объект. Стратегия должна обеспечить направляющие принципы, базу принятия управленческих решений для разрешения определенных проблем, т.е. стратегия является одним из элементов управления, его неотъемлемой составной частью.

2. Развитие стратегического планирования

г. Горячий Ключ

2.1 Анализ особенностей планирования развития г. Горячий Ключ

21 февраля 1975 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Горячий Ключ был отнесен к городам краевого подчинения. С 6 августа 1996 года г.Горячий Ключ является муниципальным округом, а с февраля 2004 года – городским округом, на территории которого осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет.

Особенности планирования развития г. Горячий Ключ можно представить в виде трех направлений:

Социально-экономическое развитие;

Развитие промышленности и инфраструктуры;

Развитие санаторно-курортного комплекса.

Социально-экономическое развитие

На душу населения в 2008 году поступления с территории города во все уровни бюджетов составили 23 959 рублей. В 2007 году было 15 755 рублей, в 2006 году – 11 253 рубля. Это подтверждает рост экономики в городе.

Численность населения занятого в экономике города к концу 2008 года составила 16 271 человек (30% процентов от общей численности населения муниципального образования). Реальные доходы на душу населения составили 103,8% к соответствующему периоду 2007 года. Среднемесячная заработная плата составила 5 945 рублей, что на 25,2% больше 2007 года.

Работа образовательных учреждений города в 2008 году была направлена на практическую реализацию концепции модернизации российского образования.

Реформирование здравоохранения города регламентировалось муниципальным заказом, в основе которого был анализ кадрового потенциала, медико-демографических показателей, заболеваемости населения, инфраструктуры здравоохранения и медицинского обеспечения, расходов на здравоохранение.

Основными направлениями деятельности Администрации города по социальной защите населения в 2009 году были:

Реализация решений, направленных на достижение максимальной эффективности социальной защиты ветеранов, инвалидов, семей с детьми;

Поддержка малоимущих и остронуждающихся граждан;

Защита интересов и прав работающего населения, охрана их труда.

Для дальнейшего эффективного социально-экономического развития города необходимо реализовать следующие направления:

Своевременная выплата заработной платы, увеличение минимальной заработной платы, уделение максимального внимания вопросам охраны труда и трудовых отношений;

Закрепление сотрудников Администрации за налоговыми территориями города, что позволит увеличить доходную часть бюджета;

Поддержание достаточного количества рабочих мест для жителей города в соответствии с развитием их квалификации;

Поддержание устойчивой в экологическом аспекте экономики города;

Повышение качества образования;

Работа с предприятиями города по оказанию шефской помощи ветеранам войны и детям-инвалидам;

Развитие первичной медико-санитарной помощи с сохранением объемов и качественным изменением структуры стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи.

Развитие промышленности и инфраструктуры

В настоящее время в число крупных и средних предприятий города входят три организации:

ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»;

ЗАО «Завод минеральных вод «Горячеключевской»;

ООО «Ручеек».

По объему производства и отгрузки эти предприятия занимают лидирующее место в промышленном комплексе города.

Сфера потребительского рынка города включает в себя 429 магазинов и торговых павильонов, 59 объектов общественного питания, три рынка, 223 хозяйствующих субъекта, которые предоставляют 36 видов бытовых услуг.

В 2009 году была проведена работа по совершенствованию схемы водоснабжения города и сельских населенных пунктов, строительству и ремонту дорожного полотна, развитию газификации муниципального образования.

Развитие промышленности и инфраструктуры нуждается в реализации ряда мероприятий, а именно:

Увеличение объемов производства на 20%;

Участие в международных выставках и конкурсах;

Разработка проекта охраны Псекупского месторождения минеральных вод;

Развитие сети придорожного сервиса;

Повышение качества реализуемых в муниципальном образовании товаров и услуг;стратегического планирования развития города . Гарантом этого являются... инвестиционных возможностей города ). Вопрос 3 Система стратегического планирования в администрации муниципального образования Стратегическое планирование – ...

  • Стратегическое планирование и сущность генплана города

    Реферат >> Государство и право

    И сущность стратегического планирования 4 1.2. Сущность стратегического планирования развития города 6 1.3. Содержание стратегического плана развития города . 6 1.4. Система планов и процесс планирования 7 Глава 2. Стратегическое планирование ...

  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «nloeda.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «nloeda.ru»